Занимаемся с ребенком дома
консультация

Гатина Гульгуна Газалеевна

Практикум для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimaemsya_s_rebenkom_doma.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Занимаемся с ребенком дома»

Логопед.   Здравствуйте, уважаемые родители! Вы знаете, что в нашем детском саду проводится большая работа по устранению речевых дефектов и развитию связной речи дошкольников. Но эффективность коррекционно- развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы, родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопедов.

Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную  и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

     Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.

(Воспитатель или психолог проводит игры, способствующие формированию благоприятного психологического климата.)

    «Подари улыбку другу». Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.

   «Найди пару». Родители и педагоги идут по залу со славами: «Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе». Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнеся слова «к тебе», образует с ним пару. (Игра повторяется 2-3 раза)

     «Улыбнуться не забудь». Родители образуют два круга внешний и внутренний. Ведущий предлагает выучить слова песенки. Звучит музыка. Игроки, образующие внутренний круг, неподвижны, игроки, образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и поют.

       Руки ты можешь мне пр0тянуть,

       Руки ты можешь мне протянуть:

       Правую руку, левую руку.

       И улыбнуться мне не забудь.

Игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего круга. Ведущий делает какой-либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами. Варианты приветствия: Если ведущий покажет палец, игроки кивают; покажет два пальца- обмениваются рукопожатием; три пальца- кладут руки на плечи друг другу; четыре пальца- обнимаются. (игра повторяется 4-5 раз).

Ведущий.

        Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к артикуляционной гимнастике

Учитель- логопед.

         В норме формирование звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Происходит это потому, что подвижность

артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти)  недостаточна. Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «легкими» (р) на (л) (рыба-лыба), шипящие и твердые свистящие- мягкими свистящими (шуба- сюба, жук- зюк, санки- сянки). Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами сабой.

    Что делать, если вы заметили неправильное произношение звуков у своего ребенка? В первую очередь обратитесь к логопеду. И если ваш ребенок начнет заниматься со специалистом- выполняйте все задания. Наша консультация поможет вам понять, правильно ли вы это делает

    Цель речевой гимнастики- формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

    Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности;

   - рассказ об упражнение;

   - показ упражнения;

   - выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;

   - проверка правильности выполнения;

   - выполнение упражнения без зеркала.

     Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнение ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.

     Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником- веселым Язычком. (Раздают зеркала)

    Далее родители, глядя в зеркала, выполняют по показу логопеда.

     Учитель- логопед.

                                     Жил- был веселый Язычок в своем уютном домике.

                                     В домике этом красные двери,

                                     Рядом с дверями - белые звери.

                                     Домик Язычка – рот.

                                     Двери его то открываются, то закрываются.

                                     Вот так.

Проводится упражнение «Окошко».

                                     Приоткрыл Язык окно:

                                     Как на улице тепло!

(Широко открывают рот)

                                      Язычок потянулся.

(Высовывают язык)

                                     Широко всем улыбнулся.(Улыбаются)

Непоседливый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежать на крылечке.

    Проводится комплекс упражнений; «Лопатка», «Качели», «Часики», «Змейка», «Маляр», «Горка», «Вкусное варенье», «Лошадка».

           Скрылось солнце за горой,

           Язычок пошел домой.

           Дверь он запер на замок,

          Лег в кроватку и замолк.

   Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно в течение 5-7 минут.

     Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные задания («Загони мяч в ворота». «Кто дальше прокатит мяч») и игры («Бабочка, лети!», пускание корабликов, «Чья пушинка выше подлетит» и др.), которые вы можете проводить с детьми дома.

Логопед.. О значении пальчиковой гимнастики написано много книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

  Дома вы можете поиграть с ребенком в «Золушку». Смешайте в миске горох с фасолью и попросите разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена (горошины) всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим и мизинцем).

     Мальчикам можно предложить разложить болты и гайки, девочкам- бусинки.

  Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. \давайте немного потренируемся.

   Проводится пальчиковая гимнастика «Две сороконожки» Родители выполняют движения по показу логопеда.

                Две сороконожки

                Бежали по дорожке.

                Бежали, бежали,

                Друг друга повстречали.

                Друг друга повстречали,

                Крепко обнимали.

                Так обнимали, так обнимали,

                Что их с трудом разняли.

При проведении некоторых упражнений можно использовать различные предметы.

Давайте поиграем с платочками.

Проводится упражнение с платочками «Проглот».

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе другой рукой.

          У меня живет проглот.

          Все подряд проглот жует.

          Вот и стало у проглота

          Брюшко как у бегемота

Упражнение выполняется другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизируют мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.

Родители выполняют (по показу) самомассаж «Времена года» ладонями или пальцами обеих рук.

        Если солнце пригревает,

        в небе ласточка летает,

(приглаживают лоб от середины к верхней части ушей)

      Стало сухо и тепло,

     Значит лето к нам пришло.

(Поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей.)

     Если дождь стучит по крыше

    То сильней, то тише, тише,

(Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)

     Землю вся листва укрыла,

     Значит, осень наступила.

(Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)

     Если вьюга и пурга

     Намели вокруг снега

     И укутали дома,

     Значит, к нам пришла зима.

(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей)

     Если тает снег и лед,

     Ручеек журчит ,поет,

(Поглаживают лоб от середины к верхней части ушей.)

      Мишке стало не до сна,

      Значит, к нам пришла весна.

(Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей.)

Воспитатель.

  Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность.

Что касается детей с ОНР, то наряду с общим влиянием игры на психическое развитие она оказывает специфическое воздействие на формирование речевых навыков.

 Ребенка надо постоянно побуждать комментировать свои действия.

Это закрепляет навыки инициативной речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй речи.

      Давайте разучим некоторые словесные игры.

«Объясни слово». На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.). Участник берет карточку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем идет речь.

  «Скажи наоборот». Воспитатель поочередно бросает каждому мяч и произносит слово (страшный, сильный, светлый и т.д.). Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению.

«Подбери пару». На доске вывешены картинки. Необходимо сгруппировать их и составить предложение. Например, игрок кладет рядом картинки с изображением гриба и дерева и говорит: «Я нашел под деревом гриб».

Ведущий.

    Предлагаем вам посмотреть видеозапись фрагментов занятий, на которых дети составляют рассказы о различных предметах и явлениях. Попробуйте догадаться, о чем они рассказывают. Подумайте о том, как нелегко ребенку подобрать нужные слова, чтобы составить предложения или небольшой рассказ.

 Родители просматривают видеозапись.

Ведущий.

 Для того чтобы наметить тематику следующих занятий «Родительского клуба», мы просим вас заполнить анкеты и указать в них, какие вопросы воспитания и обучения, развития и коррекции речи дошкольников вас интересуют.

Анкета

Ваши впечатления от занятия «Родительского клуба»

по теме «Хорошая речь- слаще меда»

  • Считаете ли Вы необходимым проведение подобных мероприятий?
  • Какие темы «Родительского клуба» были бы для Вас интересны, полезны и познавательны? (нужное подчеркнуть).

       -Учимся у книги

       -игровая деятельность дошкольников: дома и в условиях детского сада;

       -телевизор: «за» и «против»;

       -боится ли ваш ребенок?

       -роль матери и отца в воспитании ребенка;

      - здоровье детей – забота взрослых;

      -воспитание любви к Родине;

     - праздник приходит в дом.

*   Как часто Вы могли бы посещать «Родительский клуб»?

         -Раз в месяц;

         -раз в два месяца;

         -раз в три месяца.

*  Укажите удобное для Вас время посещения «Родительского клуба»

*  С какими специалистами Вы бы хотели встретиться на занятиях «Родительского клуба»?

Спасибо за сотрудничество

Рекомендации  учителя- логопеда

«Занимаемся с ребенком дома»

Для того чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно интереснее, эффективнее и не были затруднительны для ребенка, следует придерживаться определенных правил.

  • Все занятия должны строиться в виде игры, в противном случае Вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия желательно проводить два-три раза в день (лучшее время- после завтрака и после дневного сна).
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он себя плохо чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не будет мешать.
  • Поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи. Не употребляйте слово «неправильно»
  • Разговаривая с ребенком, повернитесь к нему лицом и четко произносите слова. Он должен видеть и запоминать движения Ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.
  • Не бойтесь экспериментировать. Используя рекомендации логопеда, Вы можете сами придумывать игры и упражнения.
  • Как можно больше читайте своему ребенку!
  • Не забывайте о том, что для ребенка очень важно общение с Вами. И не только во время занятий.
  • Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет заметен сразу. Вы обязательно добьетесь успехов.

Удачи Вам и терпения!

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заниматься с ребенком с ЗПР дома.

Рекомендации для родителей...

Методическая копилка (для родителей) Занимаемся с ребенком дома

Методическая копилка "Занимаемся с ребенком дома"...

Как заниматься с ребенком дома.

Консультация учителя-логопеда для родителей....

Статья для родителей учащихся «Занимаемся на фортепиано дома»

Очень часто родители задают вопрос, сколько нужно заниматься по предмету, чтобы достичь хороших результатов.  В этой статье попытаюсь более детально рассмотреть все образовательные возможности и ...

Памятка для родителей "Как заниматься с ребёнком дома"

Памятка для родителей "Как заниматься с ребёнком дома" представляет собой краткую инструкцию по организации домашних занятий и выполнению индивидуальных заданий учителя-дефектолога, логопеда...