Тема доклада: «Использование в практической деятельности воспитателя СКОУ новых образовательных технологий».
консультация

Германова Людмила Валерьевна

Проблема формирования и развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, открытой всему новому, личности самостоятельной, творческой, способной реализовать свои знания, остро стоит перед педагогами коррекционных образовательных учреждений, а сейчас она становится особо актуальной в связи с реализацией Концепции Федеральной целевой программы развития образования, которая реализуется через национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» (она включает распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей социализации детей с ОВЗ).


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nov._obr._tehnol._ns.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Отрадный»

446303, Самарская область,  г. Отрадный, ул. Жигулевская, 2а, тел/факс – 23302, 20771, otr.internat@yandex.ru

Тема доклада: «Использование в практической деятельности воспитателя СКОУ новых образовательных технологий».

                                          Германова Людмила Валерьевна.

2022 год.

Использование в практической деятельности воспитателя СКОУ

новых образовательных технологий.

Проблема формирования и развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья[1], открытой всему новому, личности самостоятельной, творческой, способной реализовать свои знания, остро стоит перед педагогами коррекционных образовательных учреждений, а сейчас она становится особо актуальной в связи с реализацией Концепции Федеральной целевой программы развития образования, которая реализуется через национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» (она включает распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей социализации детей с ОВЗ).

Решить проблему развития ребенка с ОВЗ можно через активное использование воспитателем современных образовательных технологий.  

В своей педагогической деятельности я активно использую следующие технологии: информационно-коммуникационные, игровые, метод проектов; технологию арт-терапии и здоровьесберегающие технологии.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать, что является особенно трудной, но важной задачей для учащихся с ОВЗ.  

Я внедряю в свою практику современные приёмы и способы информационно-коммуникативных технологий[2].

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с интеллектуальными нарушениями к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.  

Для повышения эффективности уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности на основе ИКТ, мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности (групповых и общешкольных мероприятиях) выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников влияет на рост профессиональной компетентности воспитателя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Известно, что игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В своей педагогической деятельности активно использую игровую технологию. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового занятия - специфическое, эмоциональное отношение к действительности. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развиваются навыки сотрудничества, умение работать в группе. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы, толерантности в отношении других.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю уровень психофизического и эмоционального развития воспитанников, их интересы и склонности. Игры и игровые упражнения, которые использую, обеспечивают интерес детей к изучению нового материала на занятиях, к воспитательному процессу в целом.

В своей педагогической практике использую самые разнообразные виды игр:

  • воспитывающие самостоятельность, волю, коллективизм, общительность, коммуникативность; формирующие нравственные и эстетические нормы;
  • познавательные, способствующие расширению кругозора;
  • формирующие определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
  • формирующие трудовые навыки;
  • развивающие внимание, память, наблюдательность.

Опыт показывает, что игровые технологии помогают учащимся раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Попадая в ситуации реальной жизни, ситуации успеха, создаваемые условиями игры, учащимся легче социализироваться, адаптироваться в условиях современного социума.

Воспитание на основе  метода  проектной деятельности — этоодин из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение).

            В моей деятельности проект — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования  у детей с нарушениями интеллекта. Проект с точки зрения обучающегося— это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи.

Цели, которые ставят обучающиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала. Практика показывает, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Проектная деятельность  способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников с ОВЗ к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем, прививает навыки самостоятельной работы, развивает навыки поиска информации, способствует сплочению коллектива. С воспитанниками моей группы мы разработали и защитили следующие  проекты:

  • «Подарок ветерану» в рамках городской программы мероприятий в честь Победы в ВОВ;
  • Творческий проект «Поздравительная открытка ветерану»;
  • Приняли участие в конкурсе – проекте «Чудеса волшебного леса» на базе МБУК «Музея истории города Отрадного».

В воспитательной работе, провожу занятия с элементами арттерапии. Арттерапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при эмоциональных нарушениях у детей с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапевтические занятия позволяют ребенку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира, решить личностные проблемы, проблемы эмоционального неблагополучия.

Опираясь на  результаты психодиагностического обследования, проводимого психологом, наблюдаются положительные аспекты арт-терапевтических занятий.

Результаты психодиагностики: тест тревожности (Дорки, Амен) среднее значение индекса тревожности понизился на 11%; количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 74%. На основе методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан наблюдается повышение уровня самооценки на 37% По результатам рисуночных тестов (проективная методика «Дом, дерево, человек», проективная методика «Несуществующее животное») у воспитанников наблюдается снижение эмоционального напряжения, внутреннего дискомфорта у детей. По результатам наблюдения можно отметить стабилизацию и гармонизацию эмоциональных проявлений. С воспитанниками своей группы занимаюсь бумагопластикой,куда входят: занятия оригами, аппликацией, квиллингом. На занятиях каждый ребенок пробует свои силы в увлекательных способах складывания из квадратного листа бумаги различных фигур и моделей. Занятие оригами приносит радость и вдохновение. Творческий процесс в оригами недолог. За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.  

Для эффективности воспитательной работы в этом направлении использую разнообразные формы и методы: игровые уроки, занятия-практикумы, динамические часы, физкультурно-оздоровительные модули, праздники, подвижные игры, соревнования. При организации и проведении мероприятий по ЗОЖ, строго соблюдаю охранительно-педагогический режим.На самоподготовках и воспитательных занятиях использую физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.

Проводимая мною работа с использованием здоровьесберегающих технологий позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, повысилась мотивация на ведение здорового образа жизни.

Подводя итог, можно сделать вывод, что владение современными образовательными технологиями и их активное использование в педагогической деятельности позволяет добиваться высоких результатов у воспитанников и всего образовательного процесса.

Методическое обеспечение.

        1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.

2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., Аланс, 1995.

3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.

        5. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-ое изд. – М.: Мир,1986.

        6. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менеджмент в условиях рыночной экономики. – Минск: ЭНИС, 1992.

7. Занковский А.Н. Организационная психология. - М., Флинта, 2000.

        8. Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного управления. – М., Педагогическое общество России,2001.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии .- М., Наука, 1984.

10. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск,1998.

11. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. - М., 1991.


[1] Далее – с ОВЗ

[2]Далее – ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования в практической деятельности педагога вокала современных образовательных технологий

ВведениеИспользование современных образовательных технологий делает процесс обучения детей более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности (раскрытия и развития творческих способност...

Эффективность использования в практической деятельности педагога вокала современных образовательных технологий

ВведениеИспользование современных образовательных технологий делает процесс обучения детей более эффективным. Для достижения наибольшей продуктивности (раскрытия и развития творческих способност...

Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации  и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые  цифровые образовате...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Доклад "Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий"

Об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий»...

Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Формирование современной образовательной средыПродукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий Транслирование опыта профессиональной деятельности пе...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...