Особенности словообразования у младших школьников с ОВЗ ТНР V вида.
статья

Постовит Елена Михайловна

В настоящее время наблюдается увеличение численности детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проблема формирования у таких детей лексико-грамматических средств занимает важное место в современной логопедии. Вопрос о методике развития и коррекции речи является одним из самых актуальных. Проблема формирования навыков словообразования и словоизменения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на занятиях по логопедии в условиях обучения в специальной (коррекционной) школе V вида является актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности словообразования у младших школьников  с ОВЗ ТНР  V вида

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Анализируя состояние речи у детей с ОВЗ ТНР, констатирует у них недостаточную сформированность процессов словообразования уже в дошкольном возрасте. В устной речи это проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т. д., вследствие чего в речи употребляются в основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия.

Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у детей с ОВЗ ТНР на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.

Процесс словообразования у детей с ОВЗ ТНР формируется в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, но задерживается и медленнее усваивается.

Рассматривая  различные речевые возможности детей с ОНР,  я отмечаю полную недоступность словообразовательных действий детям с первым и вторым уровнями речевого развития. "У детей с третьим уровнем речевого развития появляются первые навыки словообразования. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании словообразования у данной категории детей, четко выделяются основные пробелы."

       Важность изучения словообразовательных процессов подтверждается тем, что они являются одним из главных показателей нормального развития речи ребенка. Словообразование вместе со словоизменением, по мнению ряда исследователей, признаётся «… мощнейшим стимулом, основной «пружиной» развития речи» (Богоявленский Д.Н. 1986, Эльконин Д.Б. 1980 и др.).

   Анализируя данные, полученные в ходе многолетней работы, процессов образования разных частей речи  младшими школьниками с ОВЗ ТНР,  можно выделить 2 группы :

1 группа: дети со средним  уровнем сформированности словообразовательных процессов. У них встречается большое количество ошибок при образовании всех частей речи. Дети указанной категории хорошо понимают и образуют лишь те слова, которые встречаются в речевой практике. Среди ошибок можно выделить следующие: неправильный выбор основы мотивирующего слова; замена, перебор суффиксов, приставок; замена частей речи; лексические замены; упрощение звуко - слоговой структуры слов; нарушение акцентуации; нарушение согласования слов.

В речи таких ребят встречается большое количество аграмматизмов,  фонетико - фонематических ошибок. Наблюдается несформированность неречевых психических функций таких как: внимание, память, мышление и др. Учащиеся не могли запомнить и повторить инструкцию, часто отвлекались на посторонние предметы. У некоторых учеников сопутствующей была неврологическая симптоматика (дополнительные движения, тремор и т.д.).

2 группа:  дети с уровнем сформированности словообразовательных процессов выше среднего.  У них встречается небольшое число ошибок при образовании имен существительных, обозначающих профессии женского рода, и слов с оттенком «вместилища» с суффиксом  «-ниц»; при образовании глаголов совершенного и несовершенного вида; при образовании притяжательных и качественных прилагательных  (замена, перебор суффиксов и приставок, упрощение звуко - слоговой структуры слов, замена частей речи, лексические замены, нарушение акцентуации, нарушение согласования слов). Отказов от словообразовательных действий в данной группе не наблюдалось.

В речи таких учеников встречаются единичные аграмматизмы (при согласовании имен прилагательных с существительными), редкие замены, смешения звуков. Среди неречевых психических функций менее сформировано произвольное внимание и словесно - логическое мышление.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • Овладение словообразованием младших школьников с ОВЗ ТНР находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся сверстников.
  • Наиболее легким и доступным для детей с ОВЗ ТНР  является образование  глаголов (приставочных) и существительных (с уменьшительно-ласкательным значением и обозначающих детёнышей животных).
  • Образование имен прилагательных, (особенно притяжательных), сопровождается большим количеством разнообразных ошибок.

      Все вышеперечисленные особенности  младших школьников с ОВЗ ТНР  следует учитывать при разработке методических рекомендаций к логопедическим занятиям в школе V вида.

 Я рекомендую работу по коррекции словообразования у младших школьников с ОВЗ ТНР  начинать с отработки  таких тем как « Что такое корень слова ?», «Что такое однокоренные слова ?», которые перекликаются с Программой «Школа России 2 класс».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Особенности мышления у младших школьников с умственной отсталостью

   Мышление умственно отсталых детей отличается глубоким своеобразием, т.к. недостатки их психики в целом проявляются тем значительнее, чем сложнее тот иной вид психической деятельнос...

Развитие словообразования у младших школьников

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи         у детей с общим недоразвитием речи.   Задание №1  Дифференциация уменьшит...

Развитие словообразования у младших школьников

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи         у детей с общим недоразвитием речи.   Задание №1  Дифференциация уменьшит...

Развитие словообразования у младших школьников

Содержание методики исследования словообразования в импрессивной речи         у детей с общим недоразвитием речи.   Задание №1  Дифференциация уменьшит...

Интегрированный урок «Языковые особенности словообразования в русском и английском языках».

Интегрированный урок русского и английского языка «Языковые особенности словообразования в русском и английском языках».Учителя: Акмарова М.Л., Корнева Н.В.Тип урока: интегрированный, комб...