Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации
методическая разработка

Мелкую моторику можно развивать благодаря множеству различных методик и техник, а нетрадиционные техники помогают завлечь ребенка, дают возможность проявить его фантазию и открыть творческий потенциал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_razvitiya_melkoy_motoriki_detey.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения развития мелкой моторики детей в условиях дошкольной образовательной организации

К путям развития мелкой моторики относятся: лепка, рисование, конструирование, аппликация, всевозможные игры с мелкими предметами, такие как: нанизывание на леску бусин, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание крупы и т.д.

Ильинова Л. Д. в своем пособии «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» рассказывает о множестве простых различных техник, игр и упражнений для развития мелкой моторики детей даже в повседневной жизни. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть домашних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, перебирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание застежек, завязывание шнурков и т. д.). Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.  

В работе с дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук в детском саду используют различные виды игр и упражнений, например:

        1.         С различными предметами:  

  • «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать

карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой;  

  • «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — дети катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой;  
  • «Непослушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, резиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу»
  • «Дует, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжимая грушу, дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги.

2. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста: Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их.  «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать желудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке.

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры:

  • «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки;  
  • «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и

сделать снежки;  

  • «Курочка Ряба» — коробочки от киндер-сюрпризов или грецкие орехи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают;
  • «Подарки» — дети заворачивают в фольгу небольшие игрушки.  

Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, развития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выполнение подражательных движений с дошкольниками Е.Ю. Тимофеева предлагает использовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если использовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и старшем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зайчик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.

Н. Кирпичникова предлагает игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом.

  • Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка), «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередование по цвету, форме), «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометрические фигуры» и другие задания.  

Макаренко И.А. предлагает игры и упражнения со шнурками:  

  • Шнуровка. Можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание), «Развяжи бантики» (развязывание), «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бусы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин). Так же упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недостающие детали. Можно предложить схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.

В работе так же можно использовать игры и упражнения со счетными палочками Кюизенера: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использованием схем), «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыслительные операции, точность движений.

Швайко Г.С предлагает игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом задания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумывать их самостоятельно.  

Игры и упражнения с прищепками: для развития силы рук, соотносящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.  

Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласованные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.

Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений зависит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто.  Детям отщипывают от большого куска маленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, делают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формирования у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из маленьких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить барельеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, интересный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка), придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).  

Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполагает умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — резать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, составлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласованности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.

Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, умение проводить линии, не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с использованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штрихами, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинными параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.

Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям предлагаются задания:

  • «Нарисуй волны»,  
  • «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь»,
  • «Пройди по лабиринту»,
  • «Дорисуй орнамент»,  
  • «Нарисуй лабиринт».  

При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.

Таким образом, в работе по развитию мелкой моторики детей можно использовать разнообразные игры и упражнения, которые будут интересны ребенку.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кисть, карандаши, фломастеры. Ведь, зачастую, дети не умеют держать правильно предметы для рисования в руке. Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети во время образовательной деятельности ведут себя импульсивно, постоянно отвлекаются, другие, напротив, проявляют инертность. Характерной особенностью детей с ЗПР является недоразвитие мелкой моторики и зрительно – пространственной ориентировки, недоразвитие изобразительно – графических навыков, отсутствие творческого воображения. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается, как единое целое. В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, неправильное соединение отдельных частей между собой, отсутствие изображения мелких деталей. А ведь педагогу важно, чтобы ребенок на занятии был заинтересован и понимал то, что они делают на занятии. Отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами,         увлекательная,         завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Изобразительная деятельность занимает особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Она предоставляет возможности для умственного эмоционально – эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций. Художественно – продуктивная деятельность является одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики. Традиционные способы и техники рисования подразумевают умение изображать предметы тонкими линиями при помощи кисти. Для детей с задержкой психического развития эта методика является сложной.  Проблему развития мелкой моторики у старших дошкольников можно решить через использование нетрадиционных техник в непосредственной образовательной деятельности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет учитывать характерные особенности детей с ЗПР и способствует более результативному обучению и развитию, так как эти техники позволяют быстро и относительно просто получить силуэты и детали нужной формы, а новизна способа получения изображения позволяет удерживать детское внимание. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать простого копирования предлагаемого образца, т. к. вместо готового образца демонстрируется лишь способ действия нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Ребенку трудно общаться, свое настроение он передает с помощью рисунка, он самостоятельно выберет изобразительный материал, который находится в доступном для него месте. Это повышает его интерес к изобразительной деятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать. Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, они с удовольствием рисует на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Используя различные техники рисования, ребенок без особого труда может создать свой собственный шедевр, у него появится уверенность в своих силах и желание рисовать дальше, быстрее и легче раскроются его творческие способности. Нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей, тем самым вызывает стремление заниматься таким интересным делом, как рисование. Постепенно дети становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих силах, они могут рисовать разными материалами, придумывать свои сюжеты для рисунков. Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес, воспитывать у детей эмоциональное отношение к миру, так как развить только технические навыки недостаточно, важно научить ребенка вложить в свое произведение душу, эмоции, чувства, переживания. О результатах художественного обучения можно судить не только потому, что ребенок правильно и выразительно нарисовал, но и по тому, возник ли у него интерес к этому занятию, готов ли он к самостоятельной деятельности. Благодаря использованию нетрадиционных техник рисования развивается познавательный интерес, происходит коррекция психических процессов и личностной сферы у детей с задержкой психического развития в целом. Таким образом, в процессе нетрадиционных техник рисования у детей формируется уровень развития действий с различными материалами, происходит умственное развитие детей, повышается уровень творческого воображения, дети получают большой заряд положительных эмоций. Каждая из техник нетрадиционного рисования — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Овладение нетрадиционными техниками рисования положительно влияет на развитие дошкольника, развивается мелкая моторика что положительно сказывается на развитие мышления и речи познаются свойства предметов, малыш учится экспериментировать, самостоятельно исследовать и познавать свойства предметов, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, воображение фантазия. Навыки, приобретенные в результате обучению нетрадиционному рисованию, способствуют снятию детских страхов и эмоционального напряжения. Таким образом, к нетрадиционным техникам рисования относят: рисование жесткой полусухой кистью, рисование пальчиком или ладошкой, рисование печатками из картофеля, оттиск пробкой, поролоном, печатками из ластика, листьев, восковые мелки + акварель, рисование штрихом, мятой бумагой, монотипия предметная ,пейзажная, набрызг, кляксография с трубочкой, обычная, с ниткой, тычкование, печать по трафарету, акварельные мелки.

Виды и техники нетрадиционного рисования:

  1. Рисование пальчиками: краска наливается в плоские розетки и в плоские емкости ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определенную краску. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.
  2. Рисование         ладошкой:         для         рисования         ладошкой         краска

наливается в блюдце. поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребёнка выбранным цветом, а (с 5 лет) ребенок окрашивает ладонь с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы вымытые пальцы и ладони тут же вытираются салфеткой. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением.

  1. Кляксография:  
  • С трубочкой: на бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца.
  • Растекание: для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника. Картину можно украсить при помощи фломастеров, цветных карандашей или красок. Ее также используют в качестве фона для открыток и других поделок или оставляют в качестве абстракции.
  1. Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается         имитация         фактурности         пушистой         или         колючей поверхности.

  1. Набрызг: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
  2. Рисование поролоновой губкой: делаем из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепляем их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. 7. Метод ниткографии: вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца.

8. Рисование ватными палочками: берем краску, нужного нам цвета, лучше гуашь, получается более насыщенный цвет. Цвета краски можно выбирать, опираясь на рисунок, а можно самим пофантазировать. И далее рисуем при помощи ватных палочек. Макаем палочку в краску и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касаемся листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе остается точка или кружочек, кому как больше нравится. Чем сильнее нажим на палочку, тем больше получается точка, чем больше краски на палочке, тем ярче становится точка. Таким образом, проходимся по контуру, меняя цвета, новый цвет — новая палочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа психолога по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.

Работа с детьми ОВЗ имеет ю актуальноть. Работая с данным контингентом детей сталкиваешься с различными трудностями, которые привели к написанию данной статьи....

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»....

"Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Материал рекомендован педагогам и родителям дошкольников....

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ...

Серия авторских пособий «Открутим – закрутим» для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Именно в дошкольном возрасте важно развить мелкую моторику рук, подготовиться  к освоению письма, научиться выполнять руками  мелкие движения. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается с...