Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по адаптации
материал

Строева Ксения Николаевна

В данном документе представлены данные аналитической справки о готовности к адаптации в среднем звене обучающихся  4-в класса  (апрель 2020 года), также представлен отчет по результатам адаптации обучающихся 5 классов в ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок"г. Смоленска"  (октябрь, 2019 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl._aprel_2019.doc183 КБ
Файл 5_klass_adaptats_19-20.docx26.67 КБ
Файл spravka_19-20_adap.docx25.09 КБ
Файл spravka_adaptatsiya_20-21.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок" г. Смоленска"

Аналитическая справка

Готовность к адаптации в среднем звене обучающихся  4-в класса

 (апрель 2020 года)

        

Ежегодно в апреле  в рамках подготовки к процессу адаптации при переходе   в 5 класс была проведена диагностика уровня развития познавательных процессов и личностных показателей обучающихся 4-в  класса.

Изучались: восприятие, произвольное внимание, тонкая моторика руки (методика «Домик»)[1];    объем    кратковременной   вербальной   памяти[2];  объем математической памяти и произвольное внимание (методика «Повторение цифр»)[3]. Эмоционально-личностные особенности определялись следующими методиками: уровень тревожности – методика «Выбор лица»[4], самооценка – методика «Какой Я?»[5], учебная мотивация (анкета Н.Г.Лускановой), цветовые выборы – тест Люшера. Развитие речи, произвольность, самоконтроль и познавательная потребность определялись методом наблюдения и сбором экспертной оценки учителей и логопеда.

Всего было обследовано 10 обучающихся. Особенностью данного класса является ярко выраженное разноуровневое развитие. Что и показало обследование: только у девяти учеников (50 %)  развитие всех диагностируемых познавательных процессов находится на  среднем уровне и выше. У остальных школьников один или несколько показателей находятся на уровнях низком  и ниже среднего (см. таблицу 1 в приложении 3):

  • восприятие – 3 чел. –  30%;
  • внимание – 5 чел. – 50 %
  • моторика – 1 чел. – 10 %;
  • речь – 2 чел. – 20%;

            память – 2 чел. – 20 %.

        Тревожная тенденция наблюдается в развитии произвольного внимания:  у половины класса четвероклассников – 5 чел.(50%) оно находится  уровне ниже среднего. Развитие восприятия, моторики и памяти оставляет желать лучшего – у более трети учащихся данные  познавательные процессы не достигли среднего уровня.  

        Диагностика личностных особенностей, влияющих на дисциплину, дала следующие результаты (см. таблицу 2 в приложении 3): слабая произвольность и низкий самоконтроль (20-40%) ведут к повышенной отвлекаемости на уроках, расторможенности, иногда к неадекватным реакциям, затрудняют выполнение инструкций, а при наличии агрессивности (также у 20% обучающихся) возможны конфликтные ситуации с учителями.

Самооценка завышена у 6 учеников (60%), таким учащимся будет сложно адекватно реагировать на неудачи, особенно если у них преобладает мотив избегания неудач (4 обучающихся- 40%). У 30% четвероклассников низкая учебная мотивация, что также может затруднить процесс школьной адаптации (см. таблицу  3).

Заключение. Познавательные процессы учащихся 4-х классов в основном сформированы достаточно для дальнейшего обучения в среднем звене. Однако у  половины учащихся произвольное внимание сформировано недостаточно, что может негативно сказаться на всем процессе обучения. Также у половины обследованных школьников  память развита слабо, особенно страдает математическая память. У этих детей возможны трудности при изучении математики, а в будущем информатики. У ребят с недостаточным развитием моторики   и восприятия (30%)  могут возникнуть  проблемы по русскому языку, на уроках труда.

        Личностная тревожность у большинства четвероклассников на среднем уровне, это хороший показатель для адаптации. Однако стремление многих облегчить себе жизнь, что означает преобладание мотива избегания неудач, может затруднить этот процесс. Кроме того, завышенная самооценка большинства учащихся, в случае возникновения трудностей при обучении, также мешает успешной адаптации в среднем звене. Низкий уровень школьной мотивации может привести к пропускам занятий без уважительной причины.

Рекомендации. Необходимо дальнейшее развитие и коррекция всех психических процессов: восприятия, тренировка внимания и математической памяти при помощи развивающих игр, устного счета и математических диктантов. Систематическое комментирование  оценок и создание ситуации достижения успеха будут способствовать формированию адекватной самооценки и мотива достижения успеха. Развитие произвольности поведения и самоконтроля для снижения агрессивности и более успешной социально-психологической адаптации учащихся в 5-ом классе.


 Приложение

Результаты диагностики обучающихся 4-в класса 

(апрель 2017 года)

Таблица 1

Уровень развития познавательных процессов

уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произвольность

низкий

-

1- 10%

1 – 10%

-

-

-

ниже среднего

3 – 30%

4 –40 %

-

2 –20 %

2 – 20%

4 –40 %

средний

5 – 50%

3 – 30%

6 – 60%

6 –60 %

5 – 50%

5 –50 %

выше среднего

2 – 20%

2 –20 %

3 – 30%

2 – 20%

3 –30 %

1 –10 %

Диаграмма 1

Развитие познавательной сферы

Таблица 2

Развитие эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер

личности обучающихся 4-в класса

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

1 – 10%

     2 – 20%

-

5 – 50%

2 – 20%

средний

     6 – 60%

     6 – 60%

4 – 40%

5 – 50%

5 – 50%

высокий

3 – 30%

2 – 20%

6 – 60%

-

3 – 30%


Диаграмма 2

Показатели эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер

личности обучающихся

Таблица 3

Выбор цвета и личностные особенности

цвет

личностные особенности

количество выборов

желтый

избегание неудач

3 – 30%

красный

стремление к переживаниям

1 – 10%

активность, агрессивность

3 – 30%

зеленый

самозащита, внушаемость

              3- 30%

Диаграмма 3

Личностные особенности обучающихся

Приложение 3

Готовность обучающихся 4-в класса к переходу в среднее звено

Таблица 1

Соотношение учащихся с низким и ниже среднего уровнями развития познавательных процессов

(возможны проблемы с обучением)

класс

восприятие

внимание

моторика

речь

память

3 – 30%

5 – 50%

1 – 10%

2 – 20%

2 – 20%

  Таблица 2

Соотношение учащихся,

у которых возможны проблемы с дисциплиной

класс

слабая произвольность

низкий самоконтроль

высокая агрессивность

             4 –40%

            4 –40 %

               2 – 20%

Таблица 3

Обучающиеся,

у которых возможны проблемы с посещаемостью

класс

высокая тревожность

завышенная самооценка

преобладает мотив избегания неудач

низкая школьная мотивация

4-в

3 – 30%

6 – 60%

4 – 40%

2 – 20%

Обучающиеся  4-в «группы риска» с проблемами в обучении и поведении

Фамилия, имя

Психологические особенности

Рекомендации

Буцько

Анна

Медлительна, отвлекаема, не успевает за темпом класса, не всегда понимает инструкцию и удерживает план действий, низкий уровень самоконтроля и познавательной потребности, часто преобладает агрессивный стиль общения со сверстниками и взрослыми.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, постоянная стимуляция учебной деятельности.

Круглов

Денис

Медлителен, отвлекаем, не успевает за темпом класса, не всегда понимает инструкцию и удерживает план действий, самоконтроль и познавательная потребность крайне снижены, обидчив, преобладает мотив избегания неудач.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, постоянная стимуляция учебной деятельности, создание ситуации успеха.

Муравьева

Анастасия

Самоконтроль и учебная мотивация  снижены; часто преобладает агрессивный стиль общения со сверстниками;   бывает импульсивна, расторможена; неадекватна.

Развитие самоконтроля и учебной мотивации; контроль над поведением во внеурочное время, обучение продуктивным навыкам общения; регуляция поведения.

Филимонов

Вячеслав

Может не успевать за темпом класса, низкая работоспособность, отвлекаем, недостаточно понимает инструкцию; низкий самоконтроль, высокий уровень тревожности.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, создание ситуации успеха.

Шибанов Роман

Низкие самоконтроль, школьная мотивация и  познавательная потребность, возможны прогулы, пропуски уроков без уважительной причины, а так же проблемы при общении со сверстниками.

Развитие самоконтроля и учебной мотивации; контроль посещаемости; обучение продуктивным навыкам общения.


[1] Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. И.В.Дубровиной).    

  Екатеринбург, 1998 (стр.43-45)

[2] Практикум по возрастной и педагогической психологии (сост.Е.Е.Данилова). М., 1998 (стр.60-61)

[3] Там же (стр.62-63)

[4] Р.С.Немов. Психология. Книга 3. М.,1995 (стр.172-182)

5 Там же (стр.182-183)



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам адаптации обучающихся 5 классов

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок"

г. Смоленска"

                                         (октябрь, 2019 года)

           Цель  проверки:  выявить  уровень  адаптации  учащихся    5а и 6 а  класса.

Формы работы: 1.Посещение уроков, 2. Психологическое  обследование учащихся пятых классов; 3. Собеседование с учителями  и классным руководителем 5 класса; 4. Анализ социально-психологической характеристики класса; 5. психодиагностика уровня развития познавательных процессов и личностных особенностей учащихся 5-ого и 6-ого класса.

Были выявлены особенности:

  • восприятия, произвольное внимания, тонкой моторика руки (методика «Домик»);
  • объем    кратковременной   вербальной   памяти;  объем математической памяти и произвольное внимание (методика «Повторение цифр»).

Эмоционально-личностные особенности определялись следующими методиками:

  • уровень тревожности – методика «Шкала тревожности» (по типу Кондака),
  • самооценка – методика «Какой Я?»,
  • учебная мотивация (анкета Н.Г.Лускановой),
  • цветовые выборы – методика «Любимый предмет».

 Развитие речи, произвольность, самоконтроль и познавательная потребность определялись методом наблюдения и сбором экспертной оценки учителей,  логопеда и дефектолога.

Всего было обследовано 15 обучающихся (15 чел. – 5-б). Как показало обследование, только у 5 учеников (33 %) развитие всех исследуемых познавательных процессов находится на  среднем уровне и выше. У остальных обучающихся эти показатели находятся на низком уровне (таблица 1):

  • восприятие – 9 чел. – 60 %;
  • внимание – 8 чел. – 53 %
  • моторика – 8 чел. – 53 %;
  • память –7 чел. – 47 %;

        Негативная тенденция наблюдается в развитии произвольного внимания пятиклассников: у 9 человек (60%) оно находится  на низком и  уровне ниже среднего.

         Тоже наблюдается и в результате диагностики восприятия, моторики и памяти – у более половины обучающихся эти познавательные процессы не достигли даже среднего уровня.  

        Диагностика личностных особенностей, влияющих на дисциплину, показала (таблица 2): слабая произвольность (40% обуч.) и низкий самоконтроль (27%) ведут к повышенной отвлекаемости на уроках, расторможенности, часто даже к неадекватным реакциям, затрудняют выполнение инструкций, а при наличии агрессивности (у 40% уч-ся) возможны конфликтные ситуации с одноклассниками, учителями и другими работниками Центра.

Высокий уровень тревожности у 5 учащихся, что составляет 33% обследованных пятиклассников. Именно им  необходимо уделять больше внимания в период адаптации.  Самооценка завышена у 4 учеников (27%), у таких ребят возможны сложности при адекватном реагировании на предстоящие им неудачи, особенно если у них преобладает мотив избегания неудач. У 53% пятиклассников низкая учебная мотивация, что также может затруднить процесс школьной адаптации (таблица  2).

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

    1. Адаптационный период в 5 а классе протекал оптимально и закончился в допустимые сроки в соответствии с психолого-физиологическими и индивидуальными особенностями учащихся у большинства обучающихся.

Все познавательные процессы обучащихся 5-ого класса в основном сформированы достаточно для дальнейшего обучения в старших классах.  Но у большей половины учащихся произвольное внимание и память сформированы недостаточно, что может негативно сказаться на все процессе обучения. У этих детей возможны трудности при изучении математики. Так как показатели развития мелкой моторики- низкий и ниже среднего у 9 обследуемых, то могут возникнуть  проблемы по русскому языку, на уроках труда, что уже и наблюдается.

        2. Выявлены и взяты  на  контроль  учащиеся  с  возможными  осложнениями  в  адаптации, повышенным  уровнем  тревожности. Показатели  тревожности  у большинства пятиклассников на среднем уровне, это хороший показатель для адаптации.

        3. Кроме того, завышенная самооценка большинства учащихся, в случае возникновения трудностей при обучении, также мешает успешной адаптации в среднем звене. Низкий уровень школьной мотивации может привести к пропускам занятий без уважительной причины, низкой дисциплине на уроках и поведении в школе в целом.

Рекомендации:

  1. Продолжить дальнейшее развитие и коррекцию восприятия и мелкой моторики учеников, тренировку внимания и памяти при помощи коррекционно - развивающих игр, графических диктантов и упражнений.

      2.  Провести  коррекционную  работу,  беседы  с  использованием

психологических        упражнений    направленных    на    снижение    уровня тревожности и  повышение  эмоционального  комфорта   обучающихся.

  1. Проводить  индивидуальные  беседы  с пятиклассниками, нуждающимися  в коррекционной помощи, а также учителями.
  2.  Педагогам – предметникам рекомендовано: а) не допускать нарушений принятого алгоритма перехода выпускников начальной школы на среднюю ступень обучения учителями, работающим в пятых классах (заранее знакомиться с учебными достижениями и психологическими особенностями классов, не завышать требований к выпускникам начальной школы, постепенно усложнять их к концу первой четверти, планировать и проводить работу, направленную на повышение познавательной мотивации, развитие интереса к учебному предмету;    б) безоценочное личностное отношение  к ученикам.
  3. Классному руководителю 5 а класса:
  • а) провести работу по выявлению личностных особенностей отдельных учащихся, при организации учебно-воспитательного процесса учитывать эти особенности, максимально оптимизируя ход адаптации учащихся к новым условиям обучения; б) учитывая   социометрические   данные   (зная   лидеров,   популярных, выбираемых  и невыбираемых учащихся), строить эмоционально комфортное взаимоотношение в классе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты психологического обследования учащихся 5-а класса 

(октябрь 2016 года)

Таблица 1

Уровень развития познавательных процессов учащихся 5-а класса

уровни

восприятие

внимание

моторика

память

Произволь

ность

низкий

2

13%

2

13%

2

13%

2

13%

3

20%

ниже среднего

4

27%

5

33%

3

20%

5

33%

6

40%

средний

9  

60%

8

53%

8

53%

7

47%

6

40%

выше среднего

2

13%

1

7%

Таблица 2

Развитие эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер

личности учащихся 5-а класса

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

5

33%

4

27%

4

27%

4

27%

8

53%

средний

5

33%

9

60%

7

47%

7

47%

5

40%

высокий

5

33%

2

13%

4

27%

4

27%

  2

13%

 

Таблица 3

Выбор цвета и личностные особенности

цвет

личностные особенности

количество выборов

желтый

избегание неудач

4

27%

красный

активность, агрессивность

6

40%

зеленый

самозащита, внушаемость

5

33%


ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица  1

Обучающиеся с низким и ниже среднего уровнями развития познавательных процессов, у которых

возможны проблемы с обучением

класс

Восприятие

Внимание

Моторика

Память

6

40%

7

47%

9

60%

7

47%

  Таблица  2

Обучающиеся, у которых возможны проблемы с дисциплиной

класс

Слабая произвольность

Низкий самоконтроль

Высокая агрессивность

9

60%

4

27%

6

40%

Таблица 3

Обучающиеся, у которых возможны проблемы с посещаемостью

 

класс

Высокая тревожность

Завышенная самооценка

Преобладает мотив избегания неудач

Низкая школьная мотивация

5

33%

5

33%

4

27%

5

33%

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учащиеся  «группы риска» с проблемами в обучении и поведении

Фамилия, имя

Психологические особенности

Рекомендации

Куштарева Елизавета

Медлительна, отвлекаем, не успевает за темпом класса, не всегда понимает инструкцию и удерживает план действий,  высокий уровень тревожности.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, постоянная стимуляция учебной деятельности, создание ситуации успеха

Николаев Дмитрий

Самоконтроль и учебная мотивация  снижены; преобладает агрессивный стиль общения со сверстниками;   бывает импульсивен, расторможен; низкий уровень тревожности, преобладает мотив избегания неудач.

Развитие самоконтроля и учебной мотивации; контроль над поведением во внеурочное время, обучение продуктивным навыкам общения; создание ситуации успеха.

Мошканцев Николай

Способен на аффективные вспышки, бывает импульсивен, расторможен; преобладает агрессивный стиль общения со сверстниками и взрослыми, преобладает мотив избегания неудач; пытается стать неформальным лидером класса

Спокойный, доброжелательный стиль предъявления требований,  контроль над поведением на уроках и  во внеурочное время, обучение продуктивным навыкам общения.

Мазуров Егор

Нарушено восприятие и моторика,  крайне отвлекаем, быстро теряет интерес к какой-либо деятельности, произвольность и самоконтроль не сформированы, склонен к асоциальному поведению.

Индивидуальные задания, постоянный контроль и стимуляция деятельности, развитие и коррекция всех познавательных процессов, формирование учебной мотивации.

Николаев Дмитрий

Низкий самоконтроль,   поведение бывает не адекватным,  импульсивным; преобладает агрессивный стиль общения со сверстниками.

Развитие самоконтроля, контроль над поведением во внеурочное время, обучение продуктивным навыкам общения.

Фамилия, имя

Психологические особенности

Рекомендации

Журавлева Анастасия

Медлительна, отвлекаема, не успевает за темпом класса, понимает инструкцию с помощью или неоднократного повторения, план действий не удерживает до окончания работы,  не терпит ситуацию неуспеха, самоконтроль низкий.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, постоянная стимуляция учебной деятельности, создание ситуации успеха

Овчаров Александр

Медлителен, отвлекаем, не успевает за темпом класса, инструкцию понимает и удерживает план действий, нарушены навыки письма, чтение отсутствует.

Дозированные нагрузки, индивидуальные задания, контроль за правильностью выполнения инструкции, развитие внимания, речи.

Смолина Дарья

Утомляема, работоспособность низкая; нарушено восприятие и моторика,  отвлекаема, быстро теряет интерес к какой-либо деятельности, произвольность и самоконтроль слабо сформированы.

Индивидуальные задания, постоянный контроль и стимуляция деятельности, развитие и коррекция всех познавательных процессов, формирование учебной мотивации.



Предварительный просмотр:

Справка

 педагога-психолога по результатам диагностики

уровня школьной адаптации 6-х классов

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

в 2019-2020 учебном году

Согласно годовому плану работы педагога-психолога с 15 сентября по 15 ноября 2021 года проводилось изучение адаптации учащихся 6 – х классов.

Цель: Выявить уровень адаптации обучающихся  в 6 «А», 6 «Б» классах.

Использовались следующие методики: проективная методика «Домик» для исследования восприятия, произвольное внимания, тонкой моторики руки; анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой); методика «Шкала тревожности» (по типу Кондака); методика для определения уровня самооценки «Какой Я?»; цветовые выборы – методика «Любимый предмет».

 Количество обследованных: 19 человек (6 «А» класс-5, 6 «Б» класс – 14 человек)

Результат:

                         1. Уровень развития познавательных процессов обучающихся 6-х классов (проективная методика «Домик») Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Количество обследованных:   6 «Б» класс:14 человека

Уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произволь

ность

низкий

 –

2 – 14%

 –

-

 –

4 –29%

ниже среднего

5 – 36%

6 – 43%

4 –29%

3 –21%

5 – 36%

4 – 29%

средний

7 – 50%

4 – 29%

8 – 58%

8 – 58%

 7 – 50%

4 – 29%

выше среднего

2- 14%

2 – 14%

2 –14%

3 – 21%

2 –14%

2 –14%

Как показало обследование, только у 2 учеников (14 %) развитие всех диагностируемых познавательных процессов находится на   уровне  выше среднего (кроме речи – 3 ученика). У остальных школьников один или несколько показателей находятся на уровне средний и ниже среднего. Тревожная тенденция наблюдается в развитии произвольности психических процессов – 4 человека (29%) – низкий уровень, а также внимание (14%).

                                                   6 «А» класс: 5 человек.

Уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произволь

ность

низкий

3-60%

3 – 60%

1-20%

2-40%

2 -40%

3 – 60%

ниже среднего

1-20%

2 -40%

3-60%

2-40%

3-60%

2- 40%

средний

1-20%

-

1- 20%

1- 20%

-

-

выше среднего

-

-

-

-

-

-

        В связи с тем, что обучающиеся данного класса имели статус ТУО класса, то все показатели психического развития находятся на уровне ниже среднего и низком (80% - показатели восприятия, моторики и речи, 100%- память и внимание, произвольность)

2. Развитие эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер (анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой); методика «Шкала тревожности» (по типу Кондака); методика для определения уровня самооценки «Какой Я?»)

Количество обследованных:   6 «Б» класс:14 человека

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

2 – 14%

8 – 57%

3- 21%

5 – 36%

7 – 50%

средний

7 – 50%

5 – 36%

    9– 64%

8 – 57%

5 –36 %

высокий

5 – 36%

1-7%

2 – 14%

1-7%

   2  – 14%

Диагностика личностных особенностей, влияющих на дисциплину, дала следующие результаты: слабая произвольность (60% уч-ся) и низкий самоконтроль (60%) ведут к повышенной отвлекаемости на уроках, расторможенности, иногда к неадекватным реакциям, затрудняют выполнение инструкций, а при наличии агрессивности (у 40% уч-ся) возможны конфликтные ситуации с учителями.

Высокий уровень тревожности у 5 учащихся, что составляет 36% обследованных детей. В период адаптации им необходимо уделять больше внимания.  Самооценка завышена у 2 учеников (14%), этим учащимся будет сложно адекватно реагировать на неудачи, особенно если у них преобладает мотив избегания неудач (таких учеников в 6-б классе 36%). У 36% учеников 6 «Б» класса низкая познавательная потребность, а учебная мотивация у 50% обучающихся, что также может затруднить процесс школьной адаптации.

6 «А» класс: 5 человек

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

-

-

-

-

1-20%

средний

-

-

-

-

4-80%

высокий

-

-

-

-

-

         В связи с особенностями психофизического развития и развитием речи (1 ребенок  не разговаривает, 2 ребенка с РАС) выявить показатели эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер, кроме школьной мотивации не представилось возможным. 

Общие показатели адаптации

класс

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнями развития познавательных процессов (возможны проблемы с обучением)

Количество учащихся,

у которых возможны проблемы с дисциплиной

Количество учащихся,у которых возможны проблемы с посещаемость

6 А

-

2

3

6 Б

3

5

3

ИТОГО

3чел. 16%

7чел. 37%

6 чел.31 %

         

Рекомендации:

Учителям-предметникам:

1. Учитывать индивидуально — психологические особенности учащихся при объяснении нового материала и проведении самостоятельных работ (дифференцировать задания по уровням).

2. На уроках создавать благоприятную психологическую атмосферу, ситуацию успеха.

3.С обучающимися 6 «Б» класса использовать в обучении принцип соревнования и игры по правилам, с результативным выигрышем, в виде желания ребёнок получит хорошую отметку.

Классным  руководителям: 1.На классном родительском собрании (декабрь 2019) довести до сведения родителей  результаты адаптации обучающихся.

2. Провести работу по выявлению личностных особенностей учащихся, при организации учебно-воспитательного процесса учитывать эти особенности, максимально оптимизируя ход адаптации учащихся к новым условиям обучения. (Вельдяксов К., Смирнов К. 6 а кл., Ковалев Д., Алкиев Д., Солдатенков И., Фирулев Д. 6 б)

3. Учитывая   социометрические   данные  (зная   лидеров,   популярных, выбираемых  и невыбираемых учащихся), строить эмоционально комфортное взаимоотношение в классе.

Классному руководителю 6 «Б» класса:

1.Уделять особое  внимание развитию способности самооценки своей работы у следующих обучающихся: Солдатенков И., Алкиев Д. (самооценка позволяет спокойнее относиться к результату  своей деятельности и оценке со стороны взрослого)

2. Провести классный час на тему: «Мой класс-наш класс»

3.Зачислить обучающихся, у которых возможны дальнейшие  проблемами в обучении и поведении (Ковалев Д, Солдатенков И.) в «группу риска» и осуществлять работу с ними по утвержденному плану.

Классному руководителю 6 «А» класса:

1.Провести классный час на тему: «Мой режим дня»

2.Организовать индивидуальную консультацию родителей  Вельдяксова К. с педагогом-психологом.

Специалистам службы сопровождения

 1.Продолжить дальнейшее развитие и коррекцию восприятия и мелкой моторики учеников, тренировку внимания и памяти при помощи коррекционно - развивающих игр, графических диктантов и упражнений в рамках программы «Учусь и развиваюсь» в 6 «Б» классе и    в 6 «А» классе.

 2. Провести серию психологических упражнений    направленных    на    снижение    уровня тревожности с обучающимися 6 «Б» класса (Тугай Д., Лерх А., Черников И., Сазонов Е.)  в  течение III четверти 2019-2020 уч.года.

3. Совместно с классными руководителями 6 «Б» и 6 «А» классов способствовать созданию   ситуации психологического комфорта в классных коллективах   обучающихся посредством создания творческого проекта «Новогодний  калейдоскоп»

Справку составила:

 педагог – психолог_______ Строева К.Н.  

Дата____________



Предварительный просмотр:

Справка

 педагога-психолога по результатам диагностики

уровня школьной адаптации 6-х классов

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

в 2020-2021 учебном году

Согласно годовому плану работы педагога-психолога с 15 сентября по 15 ноября 2020 года проводилось изучение адаптации учащихся 6 – х классов.

Цель: Выявить уровень адаптации обучающихся  в 6 «А», 6 «Б» и 6 «В» классах.

Использовались следующие методики: проективная методика «Домик» для исследования восприятия, произвольное внимания, тонкой моторики руки; анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой); методика «Шкала тревожности» (по типу Кондака); методика для определения уровня самооценки «Какой Я?»; цветовые выборы – методика «Любимый предмет»(6 «Б» и 6 «В» классов), комплексный метод наблюдения Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. А. Нисневич.

 Количество обследованных: 19 человек (6 «А» класс- 8 человек, 6 «Б» класс – 12 человек, 6 «В» - 12 человек)

            Результат:

                         1. Уровень развития познавательных процессов обучающихся 6-х классов (проективная методика «Домик») Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Количество обследованных:   6 «Б» класс:12 человек

Уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произволь

ность

низкий

 –

2 – 17%

 –

-

 –

3 –25%

ниже среднего

2 – 17%

6 – 50%

3 –25%

3 –25%

4 – 33%

3 – 25%

средний

7 – 58%

3 – 25 %

8 – 66%

6 –50%

6 –50 %

4 – 33%

выше среднего

3-  25%

1 – 12%

2 –17%

3 –25 %

2  – 17%

2 –17%

Как показало обследование, только у 2 учеников (14 %) развитие всех диагностируемых познавательных процессов находится на   уровне  выше среднего (кроме речи – 3 ученика). У остальных школьников один или несколько показателей находятся на уровне средний и ниже среднего. Тревожная тенденция наблюдается в развитии произвольности психических процессов – 4 человека (29%) – низкий уровень, а также внимание (14%).

                                                 

6 «В» класс: 12 человек

Уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произволь

ность

низкий

2- 16%

3 – 25%

1-12

-

 –

4 – 33%

ниже среднего

5 – 42%

5 –42 %

4 –33%

3 – 25%

5 –42%

4 –33 %

средний

3 –25 %

2 – 16%

5–42 %

7 –  58%

 7 –58 %

2 – 16%

выше среднего

2 -16 %

2 – 16%

2 –16%

2 – 16%

2 –16%

2 –16 %

6 «А» класс-8 человек

Уровни

восприятие

внимание

моторика

речь

память

произволь

ность

низкий

4-50%

4 –50 %

3-38%

6-75%

4 -50%

6 –75 %

ниже среднего

3-38%

3 -38%

4- 50%

2-25%

2-25%

2 - 25%

средний

1-12%

1-12%

1-12%

-

2-25 %

-

выше среднего

-

-

-

-

-

-

        В связи с тем, что обучающиеся данного класса имели статус ТУО класса, то все показатели психического развития находятся на уровне ниже среднего и низком (80% - показатели восприятия, моторики и речи, 100%- память и внимание, произвольность) и в 3х показателях лишь 1 человек (12%) имеет средний уровень развития.

 2. Развитие эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер (анкета для оценки школьной мотивации (Г.Н. Лускановой); методика «Шкала тревожности» (по типу Кондака); методика для определения уровня самооценки «Какой Я?»)

Количество обследованных:   6 «Б» класс:12 человека

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

4 –33 %

5–42 %

4- 33%

5–42 %

5–42 %

средний

4 –33 %

5–42 %

5–42 %

5–42 %

5–42 %

высокий

4 – 33%

2-16 %

3 –25 %

2-16%

4  –33 %

Диагностика личностных особенностей, влияющих на дисциплину, дала следующие результаты: слабая произвольность (60% уч-ся) и низкий самоконтроль (60%) ведут к повышенной отвлекаемости на уроках, расторможенности, иногда к неадекватным реакциям, затрудняют выполнение инструкций, а при наличии агрессивности (у 40% уч-ся) возможны конфликтные ситуации с учителями.

Высокий уровень тревожности у 5 учащихся, что составляет 36% обследованных детей. В период адаптации им необходимо уделять больше внимания.  Самооценка завышена у 2 учеников (14%), этим учащимся будет сложно адекватно реагировать на неудачи, особенно если у них преобладает мотив избегания неудач (таких учеников в 6-б классе 36%). У 36% учеников 6 «Б» класса низкая познавательная потребность, а учебная мотивация у 50% обучающихся, что также может затруднить процесс школьной адаптации.

6 «В» класс: 12 человек

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

школьная мотивация

низкий

2 – 5 %

7 –58 %

3- 25%

5 –42 %

5 –42 %

средний

5 –42 %

4 –33 %

7–58 %

6 – 50%

5 –42 %

высокий

5 –42 %

1-12%

2 –16 %

1-12%

2  –16 %

6 «А» класс: 8 человек

уровни

тревожность

самоконтроль

самооценка

познаватель-ная потребность

мотивация учебной деятельности

низкий

-

-

-

4-50%

4-50%

средний

-

-

-

4-50%

4-50%

высокий

-

-

-

-

-

       

      В связи с особенностями психофизического развития и развитием речи (2 ребенка  не разговаривают, 5 детей с РАС) выявить показатели эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер, кроме познавательной потребности и мотивации учебной деятельности не представилось возможным. Здесь показатели оказались одинаковыми: уровень низкий- 50% (4 ученика) и средний-50% (4 ученика) обучающихся класса.

Общие показатели адаптации

класс

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнями развития познавательных процессов (возможны проблемы с обучением)

Количество учащихся,

у которых возможны проблемы с дисциплиной

Количество учащихся,у которых возможны проблемы с посещаемость

6 А

-

-

-

6 Б

3

3

4

6 В

4

5

3

ИТОГ

7

8

7

Рекомендации:

Учителям-предметникам:

1. Учитывать индивидуально — психологические особенности учащихся при объяснении нового материала и проведении самостоятельных работ (дифференцировать задания по уровням).

2. На уроках создавать благоприятную психологическую атмосферу, ситуацию успеха.

3. При обучении 6 «А» класса требуется обратить внимание на формирование позитивных взаимоотношений в сфере ученик-учитель: избегать агрессивных форм общения с ребёнком (агрессия порождает агрессию);построение взаимоотношений не по типу вторжения, а на основе помощи и поддержки; поощрение и одобрение проявлений самостоятельности.

4.С обучающимися 6 «Б» класса использовать в обучении принцип соревнования и игры по правилам, с результативным выигрышем, в виде желания ребёнок получит хорошую отметку.

5. Для обучающихся 6 «В» класса  важна организация мотивации учебной деятельности, которая должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и одобрение; через одобрение осуществляется выработка чувства уверенности, уважения по отношению к друг другу,  интереса к предмету.

.

Классным  руководителям: 1.На классном родительском собрании (декабрь 2020) довести до сведения родителей  результаты адаптации обучающихся.

2. Провести работу по выявлению личностных особенностей учащихся, при организации учебно-воспитательного процесса учитывать эти особенности, максимально оптимизируя ход адаптации учащихся к новым условиям обучения. (Шаренков Д., Якутенков Д., Казаков А., 6 б кл.; Васильков В., Новиков А.., Стратилатова И., Леонович Д. 6 в)

3. Учитывая   социометрические   данные  (зная   лидеров,   популярных, выбираемых  и невыбираемых учащихся), строить эмоционально комфортное взаимоотношение в классе.

Классному руководителю 6 «Б» класса:

1.Уделять особое  внимание развитию способности самооценки своей работы у следующих обучающихся: Якутенков Д., Стратилатова И., (самооценка позволяет спокойнее относиться к результату  своей деятельности и оценке со стороны взрослого)

2. Провести до окончания года классный час на тему: «Мой класс-наш класс»

3.Зачислить обучающихся, у которых возможны дальнейшие  проблемами в обучении и поведении (Новиков А., Васильков В.) в «группу риска» и осуществлять работу с ними по утвержденному плану.

Классному руководителю 6 «А» класса:

1.Провести классный час на тему: «Мой режим дня»

2.Организовать индивидуальную консультацию с родителями  Дубровиной К. с педагогом-психологом.

Специалистам службы сопровождения

 1.Продолжить дальнейшее развитие и коррекцию восприятия и мелкой моторики учеников, тренировку внимания и памяти при помощи коррекционно - развивающих игр, графических диктантов и упражнений в рамках программы «Учусь и развиваюсь» в 6 «Б» классе и    в 6 «В» классе.

 2. Провести серию психологических упражнений    направленных    на    снижение    уровня тревожности с обучающимися 6 «Б» класса (Коваленков К, Якутенков Д.,)  в  течение III четверти 2020-2021 уч.года.

3. Совместно с классным руководителем  6 «А» класса способствовать созданию ситуации психологического комфорта в классных коллективах   обучающихся посредством соблюдения принципов доброжелательной эмоциональной атмосферы 04.12.20 совместно с социальным педагогом провести мероприятие к Международному дню объятий.

Справку составила:

 педагог – психолог_______ Строева К.Н.  

Дата____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ.

К.3.2 Доля обучающихся, имеющих результаты ГИА выше среднего по региону (от общего числа выпускников 9 данного учителя).     В 2008 – 2009 учебном году учитель Зудова Е.Ю. ра...

1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

1.1Результативность участия учащихся , воспитанников в конкурсах, соревнованиях , олимпиадах по направлению педагогической деятельности . Результаты освоения обучающимися , воспитанниками образователь...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по социализации

Здесь представлен анализ результатов мониторинга уровня социализации    обучающихся 5-6, 10х классов    2020-2021 учебного года (анкеты оценки базисных характеристик личн...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию познавательной сферы

В данной работе представлены результаты работы по Программе коррекционно-развивающих занятий о формированию и развитию базовых учебных действий «Учусь и развиваюсь» для обучающих...