Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями.
материал

Терехова Юлия Анатольевна

Материал сообщения с презентацией можно использовать в качестве методического материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terehova_mo_31.10._.docx23.73 КБ
Файл terehova_mo_31.10.pptx63.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Причины трудностей и способы их преодоления

 при обучении математике детей

с интеллектуальными нарушениями.

Сообщение на МО учителей

реализующих АООП УО вариант 1

                                                                                 учитель     Ю.А. Терехова

октябрь, 2022

Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями.

Для успешного освоения такого предмета, как математика, ребенку с интеллектуальными нарушениями необходима способность к схватыванию формальной структуры задачи, достаточно высокий уровень обобщения, способность рассуждать и хорошая обобщенная память на математические понятия. Необходимо уметь анализировать, делать выводы. 

Особенности усвоения математических знаний у детей с и/н:( слайд 2)

- фрагментарность усвояемого материала (плохая память)

-замедленный темп усвоения ( с первого раза не понимает …)

- трудности осмысления

- «застревание» на принятом способе решения или действия

Трудности усвоения математики учащихся с интеллектуальными нарушениями связаны, прежде всего, с конкретностью мышления данной категории школьников.

Фрагментарность в усвоении знаний наблюдается как при решении задач, так и при решении примеров.  Школьники очень медленно запоминают материал, требуется дополнительное объяснение, время, повторение. Не могут до конца осмыслить задачу, сложные вычисления, принцип решения, понятия деления, дроби и т.п.

Что касается «застревания», то дети сначала с трудом запоминают способ действия, потом с трудом переходят на новые способы деятельности. Выполнив одно действие, не могут переключиться на другое. Большие трудности наблюдаются при самостоятельной работе, отсутствует навык самоконтроля, самопроверки.

Причины трудностей (слайд 3)

- разный уровень возможностей

- конкретное мышление

- несовершенство зрительного восприятия

-несовершенство слухового восприятия

-нарушения мелкой моторики

-недостатки речевого развития

Недостатки мышления проявляются в несовершенстве процессов анализа и синтеза. Это не позволяет связать части в целое и наоборот, установить между ними связь и зависимость, и, исходя из этого, выбрать правильное решение. Процессы мышления отличаются косностью и тугоподвижностью. Учащиеся не могут целиком воспринимать условие задачи, условие примера в несколько действий. С трудом происходит переключение с одной операции на другую.).

Тугоподвижность мышления проявляется в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации. Например, 5см+3мм=8см (или 8мм).

Из-за несовершенства зрительных восприятий школьники не могут запомнить написание цифр, условных обозначений. Цифры не пишут, а строят, пририсовывая элементы. Наблюдается зеркальность письма, путают схожие по написанию цифры, не видят клетку, не понимают понятия вверх, правый верхний угол, отступить 4 клетки и т.п.

Из-за нарушений слухового восприятия при письме под диктовку умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок, плохо воспринимают на слух информацию, особенно с большим количеством условий.

Из-за нарушений мелкой моторики у учащихся затруднено письмо - дрожжание рук, сильный или слабый нажим. Несовершенство моторики вызывает большие трудности при пересчете предметов (называют один предмет, берут несколько, называние опережает показ или наоборот, трудности при работе с линейкой, угольником, циркулем- а это важно, ведь на уроках труда им необходимы эти навыки).

Из-за нарушений памяти дети с трудом запоминают правила или механически заучивают законы и правила. С трудом переносят знания на схожий материал (не могут действовать в другой ситуации - пересчитывают палочки, а кружочки отказываются).

Недостатки речевого развития неблагоприятно сказываются на ответах детей, на понимании смысла задачи. Школьники оперируют штампами (сколько расстояние, вместо каковосколько равен периметр, вместо чему). Не понимают значения слов, выражений.

В связи с наличием ряда трудностей при обучении детей математике, существуют особенности обучения предмету, о которых я хочу вам напомнить: (слайд 4)  :

- небольшой объем материала

- подготовительные упражнения

-опора на приемы сравнения и противопоставления

-постоянное повторение и закрепление материала

-теоретические знания приобретаются индуктивным путем (от простого к сложному)

-использование наглядности, дидактического материала (абстрактные понятия –основа математики)

-связь материала с другими предметами и жизнью (бумажные деньги и монеты)

-привитие практических умений и навыков (часы, калькулятор)

-смена видов деятельности на уроках

  • Дети усваивают материал медленно и с большим трудом, при этом затрачивая очень много усилий, поэтому следует дозировано подавать материал.
  • Без достаточно длительной подготовки детям сложно усвоить новый материал. Всегда есть пропедевтический период.
  • Дети с трудом выделяют в понятиях существенные признаки, отличающие или объединяющие понятия, поэтому следует опираться на приемы сравнения, сопоставления и противопоставления (сложение и вычитаниеуменьшение на и увеличение на).
  • Материал повторяется и закрепляется на каждом уроке (все уроки комбинированные или повторение и закрепление)
  • Наряду с формированием практических умений, детям дается и необходимое количество теоретических знаний. Материал подается путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметами.(индуктивный метод от простого к сложному)
  • Наглядность – наше всё (потрогать, пощупать, измерить). Следует применять большое количество наглядности, разнообразные таблицы, счетный материал, карточки, дидактические игры, натуральные предметы и т.п. Это помогает детям запомнить изучаемые понятия.
  • Очень важно, чтобы материал задач, математических диктантов способствовал формированию у учащихся социально-значимых практических умений и навыков, необходимых для жизненной компетенции. Задачи должны иметь предметно-практическое содержание, помогать детям ориентироваться в предметном мире. Реализация практических задач возможна при осуществлении связи математики с другими науками.( задания на исторические события, дни недели повторяем ежедневно, обращаем внимание на часы в классе, на уроках труда отмеряем или закрашиваем одну часть, половину, чертим окружности., отрезки заданной длины в см и мм, на осж решаем задачи на подсчет оплаты электроэнергии и т.п.)
  • В младших классах знания о форме, цвете, размере, счете предметов закрепляются на уроках развития речи, русского языка, труда, ИЗО и т.п. В старших классах наблюдается связь с уроками географии, естествознания, трудами. Очень важно, чтобы учителя сотрудничали в этом направлении.
  • Материал задач строится на необходимости оплаты покупки, подсчета расхода семьи электроэнергии, расчет обоев на оклейку комнаты и т.п.

Очень важно, чтобы дети осознавали, что ошибки при выполнении математических действий неизбежно приведут к тому, что не удастся получить результат своего труда: накормить семью, купить материал для ремонта и т.п. Все это позволяет корригировать познавательные процессы учащихся и максимально социализировать их.

Привитие практических умений связано с подготовкой детей к профессиональной деятельности. Усвоение теоретических понятий крайне сложно, поэтому оно происходит путем наблюдения за конкретными действиями и явлениями, выполнения практических операций.

Смена видов деятельности на уроке (измерь отрезок в учебнике, начерти отрезок в тетради, отрежь ленту заданной длины, упражнение на развитие глазомера на доске –определи на глаз сколько см , измерь рост одноклассника)

Обучение математике не должно носить характер механического заучивания и тренировок. Знания должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

Индивидуально-дифференцированный подход (слайд 5)

  1. Условное деление на группы (слабые, средние, сильные)
  2. Деление на группы по способам восприятия информации

Деление на группы может проходить и по способу восприятия информации.

  • Аудиалы - лучше усваивается информация, полученная на слух.
  • Визуалы - лучше усваивают зрительную информацию.
  • Кинестетики - преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.п.

Визуал спишет с доски, аудиал - преспросит, кинестетик, откроет учебник и посмотрит. Учитывая эти три группы, работу в классе можно строить следующим образом:

  • Аудиалу нужно, чтобы учитель прочитал задание (пример) вслух.Запиши примеры с одинаковыми результатами. Первичное восприятие материала на слух. 2+3=5 3+2=5 1+2=3 4+2=6
  • Визуалу предлагается выбрать из данных примеров нужные (по заданию).Запиши, чем похожи примеры?Первично дается задание в виде записи, затем уже информация объясняется, записывается.
  • Кинестетику, дается задание:нарисуйпересчитай.Нарисуй два кружочка, затем три. Запиши пример (равенство). Сначала они рисуют, затем считают, затем объясняют.

Подобным образом можно давать и домашнее задание (на карточках).

 Задачей пропедевтического периода (подготовительные и первые классы)является наблюдение и изучение школьников. Насколько дети владеют жизненным опытом, элементарными знаниями, а также их психолого-педагогические особенности. Учитель выявляет, уточняет и формирует общеучебные умения: умения видеть, слышать, понимать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, повторять задание, сидеть за партой, вставать и т.п. На первом плане находятся наглядные и практические методы, т.к. у детей преобладает образная память и наглядно-образное мышление. В пропедевтический период рекомендуется проводить экскурсии. Допускается проведение уроков в игровой комнате, например, в комнате ЛЕГО.

Для подготовки руки к овладению графическими навыками, написанию цифр, обязательно проведение пальчиковой гимнастики. Закрашивание, штриховка по заданию, лепка, выкладывание, застегивание, шаблоны, трафареты, шнуровки и т.п. (по заданию, по образцу).

Школьники лепят из пластилина, вырезают, приклеивают, разукрашивают.

  • Отрабатывая понятие возраст, проводится беседа о родителях, дедушках, бабушках, сестрах и братьях.

Важно научить ребенка слушать инструкцию педагога  и выполнять ее. Поэтому задание должно быть коротким и четко сформулированным. Несмотря на то, что математика наука серьёзная, всегда можно найти время для дидактической игры на уроках математики для переключения внимания, снятия напряжения  (допиши следующее число – на доске по очереди и т.п.)

Каждый учитель знает индивидуальные особенности своих детей и может определить степень помощи ученикам на уроках математики в виде наводящих вопросов, в виде подборки устных упражнений, заполнений таблиц, обращение к опорным схемам и т.д.

Обучение математике  вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям. А практические задания помогали процессу социализации учащегося с интеллектуальными нарушениями.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины трудностей и способы их преодоления при обучении математике детей с интеллектуальными нарушениями. Сообщение на МО у читель Ю.А. Терехова

Слайд 2

Особенности усвоения математических знаний: - фрагментарность усвояемого материала (плохая память) -замедленный темп усвоения ( с первого раза не понимает …) - трудности осмысления - « застревание » на принятом способе решения или действия

Слайд 3

Причины трудностей: разный уровень возможностей - конкретное мышление - несовершенство зрительного восприятия -несовершенство слухового восприятия -нарушения мелкой моторики -недостатки речевого развития

Слайд 4

О собенности обучения предмету: - небольшой объем материала - подготовительные упражнения -опора на приемы сравнения и противопоставления -постоянное повторение и закрепление материала -теоретические знания приобретаются индуктивным путем (от простого к сложному) -использование наглядности, дидактического материала (абстрактные понятия –основа математики) -связь материала с другими предметами и жизнью (бумажные деньги и монеты) -привитие практических умений и навыков (часы, калькулятор) -смена видов деятельности на уроках

Слайд 5

Индивидуально-дифференцированный подход Условное деление на группы (слабые, средние, сильные ) Деление на группы по способам восприятия информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравн...

Деятельностный и дифференцированный подходы в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Образование  должно  воспитывать  в  человеке  чувство  чести  и  собственного  достоинства,  социальную  справедливость,  гуманизм,  в...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...