Сообщение на тему "Особенности использования критического мышления в обучении детей с интеллектуальными нарушениями".
методическая разработка по психологии на тему

Антоненко Нина Владимировна

 Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления);   снижение познавательной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности. 

 

Антоненко Н.В.

                     Особенности использования

                           критического мышления

                                   в обучении детей

              с интеллектуальными нарушениями.

 Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления);   снижение познавательной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности. Всё вышеуказанное влияет на качество учебной деятельности. Учащиеся с трудом перенимают социальный опыт, в большинстве случаев излишне пассивны в процессе обучения.

 На уроке учащиеся с нарушением интеллекта редко задают вопросы, касающиеся учебного материала, его осмысления; испытывают трудности в осознании значимости учебной информации для последующей взрослой жизни, не могут представить ситуации, в которых возможно с успехом применить полезные умения, редко чувствуют необходимость самостоятельного поиска информации даже в явно проблемных обстоятельствах, не умеют адекватно оценить собственные и чужие достижения, поступающие сведения. Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.

На мой взгляд, данные проблемы учебной деятельности возможно корригировать с помощью специально организованной системы уроков. В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может выступать технология развития критического мышленияСледует отметить, что её применение для описываемого контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения  - недоразвитием мышления. Не смотря на это, я считаю, что элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

    Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной технологии, по моему мнению, является возможность её использования на разных уровнях – от включения нескольких составляющих в урок , до полной системы уроков с конкретными приёмами технологии.

При разработке уроков с использованием данной технологии в  6-  8 классах  я руководствовалась следующими принципами: избегание видимости урока, создание атмосферы совместной деятельности, направленной на решение определённой задачи; чёткая и доступная формулировка инструкций, позволяющая учащимся ясно осознать, что от них требуется, исключить появление чувства растерянности; активизация познавательной  деятельности с помощью применения  занимательных приёмов; придание ясной для осознания учащихся практической роли получаемых умений и навыков; коммуникативная направленность урока, заключающаяся в побуждении учащихся к формулировке вопросов различного характера, обмену опытом, умению взаимодействовать друг с другом в процессе решения учебной задачи; невозможность неуспешного решения задачи.

При  построении уроков были соблюдены  все стадии: вызов, реализация смысла, рефлексия. Использовались приёмы, базирующиеся на таких приёмах, как таблица «знаю, хочу узнать», «ромашка Блума»,  синквейн.

 Отмечу, что указанные приёмы мною были адаптированы к возможностям учащихся, в некоторой мере упрощены. Так, например, предлагаемая  ромашка состоит из семи, уже сформулированных в определённом порядке вопросов. Задача учащихся ответить на данные вопросы после работы с текстом. Ромашка находится в классе на протяжении всего периода обучения, реализуя тем самым принцип алгоритмичности обучения детей с нарушением интеллекта. 

Указанный приём позволяет учащимся самостоятельно анализировать текст и математические понятия по заданным вопросам.

Второй урок разработан с целью закрепить полученные знания и умения, подготовить учащихся к восприятию и усвоению новой темы.

 

 

В качестве результата проведённых уроков можно указать следующее. Во-первых, использование элементов технологии развития критического мышления повысило учебную мотивацию. Это объясняется новой, занимательной формой заданий, увеличением самостоятельности каждого учащегося и в то же время выполнением общей коллективной задачи. Во-вторых, эмоциональный фон урока в значительной мере улучшился. Учащиеся в меньшем объеме испытывали утомление, меньше переживали по поводу неправильных ответов, что способствовало повышению эффективности обучения. В-третьих, данная технология лучше активизировала познавательную деятельность учащихся. Они были вынуждены отвечать и задавать вопросы, чтобы справиться с поставленной задачей. В-четвёртых, в процессе урока чаще создавались условия для своевременной коррекции представлений и знаний об изучаемом объекте: при ответах на вопросы, при работе с таблицей «Умею – не умею» и т. д. В-пятых, технология учит детей делать выводы на доступном им уровне.

Таким образом, эффективное использование элементов технологии развития критического мышления возможно в обучении детей с нарушением интеллекта при соблюдении основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osob._krit.myshlen.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Антоненко Н.В.

                     Особенности использования

                           критического мышления

                                   в обучении детей

              с интеллектуальными нарушениями.

 Учащиеся с нарушением интеллекта имеют определённые особенности познавательной деятельности,основными из которых являются:  низкое качество мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, что в свою очередь приводит к недостаточному уровню развития словесно-логического мышления);   снижение познавательной и личностной активности, самоконтроля, самостоятельности. Всё вышеуказанное влияет на качество учебной деятельности. Учащиеся с трудом перенимают социальный опыт, в большинстве случаев излишне пассивны в процессе обучения.

 На уроке учащиеся с нарушением интеллекта редко задают вопросы, касающиеся учебного материала, его осмысления; испытывают трудности в осознании значимости учебной информации для последующей взрослой жизни, не могут представить ситуации, в которых возможно с успехом применить полезные умения, редко чувствуют необходимость самостоятельного поиска информации даже в явно проблемных обстоятельствах, не умеют адекватно оценить собственные и чужие достижения, поступающие сведения. Данные особенности затрудняют процесс социальной адаптации учащихся, не позволяют эффективно формировать необходимые для жизни умения и навыки.

На мой взгляд, данные проблемы учебной деятельности возможно корригировать с помощью специально организованной системы уроков. В качестве эффективного средства устранения указанных проблем может выступать технология развития критического мышленияСледует отметить, что её применение для описываемого контингента учащихся в значительной мере ограничено, что объясняется характером нарушения  - недоразвитием мышления. Не смотря на это, я считаю, что элементы технологии могут включаться в уроки и успешно реализовываться в процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

    Технология критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Одним из главных достоинств данной технологии, по моему мнению, является возможность её использования на разных уровнях – от включения нескольких составляющих в урок , до полной системы уроков с конкретными приёмами технологии.

При разработке уроков с использованием данной технологии в  6-  8 классах  я руководствовалась следующими принципами: избегание видимости урока, создание атмосферы совместной деятельности, направленной на решение определённой задачи; чёткая и доступная формулировка инструкций, позволяющая учащимся ясно осознать, что от них требуется, исключить появление чувства растерянности; активизация познавательной  деятельности с помощью применения  занимательных приёмов; придание ясной для осознания учащихся практической роли получаемых умений и навыков; коммуникативная направленность урока, заключающаяся в побуждении учащихся к формулировке вопросов различного характера, обмену опытом, умению взаимодействовать друг с другом в процессе решения учебной задачи; невозможность неуспешного решения задачи.

При  построении уроков были соблюдены  все стадии: вызов, реализация смысла, рефлексия. Использовались приёмы, базирующиеся на таких приёмах, как таблица «знаю, хочу узнать», «ромашка Блума»,  синквейн.

 Отмечу, что указанные приёмы мною были адаптированы к возможностям учащихся, в некоторой мере упрощены. Так, например, предлагаемая  ромашка состоит из семи, уже сформулированных в определённом порядке вопросов. Задача учащихся ответить на данные вопросы после работы с текстом. Ромашка находится в классе на протяжении всего периода обучения, реализуя тем самым принцип алгоритмичности обучения детей с нарушением интеллекта. 

Указанный приём позволяет учащимся самостоятельно анализировать текст и математические понятия по заданным вопросам.

Второй урок разработан с целью закрепить полученные знания и умения, подготовить учащихся к восприятию и усвоению новой темы.

В качестве результата проведённых уроков можно указать следующее. Во-первых, использование элементов технологии развития критического мышления повысило учебную мотивацию. Это объясняется новой, занимательной формой заданий, увеличением самостоятельности каждого учащегося и в то же время выполнением общей коллективной задачи. Во-вторых, эмоциональный фон урока в значительной мере улучшился. Учащиеся в меньшем объеме испытывали утомление, меньше переживали по поводу неправильных ответов, что способствовало повышению эффективности обучения. В-третьих, данная технология лучше активизировала познавательную деятельность учащихся. Они были вынуждены отвечать и задавать вопросы, чтобы справиться с поставленной задачей. В-четвёртых, в процессе урока чаще создавались условия для своевременной коррекции представлений и знаний об изучаемом объекте: при ответах на вопросы, при работе с таблицей «Умею – не умею» и т. д. В-пятых, технология учит детей делать выводы на доступном им уровне.

Таким образом, эффективное использование элементов технологии развития критического мышления возможно в обучении детей с нарушением интеллекта при соблюдении основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...

ПРОГРАММА школьного семинара учителей-предметников «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

17 апреля 2020 года прошел семинар учителей предметников по теме «Использование информационных технологий и наглядности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями". В прграм...

Мастер-класс для родителей «Использование метода «Модель «Трех вопросов» в обучении детей с интеллектуальными нарушениями»

В разработке представлено описание модели «Трех вопросов» как одного из инструментов, позволяющих использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативн...

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Использование современных образовательных технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями...