Статья "Игровые технологии, как средство развития речи у дошкольников с ОНР."
статья

Герасимова Светлана Евгеньевна
Статья "Игровые технологии, как средство развития речи у дошкольников с ОНР."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_11_igra.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии, как средство развития речи у дошкольников с ОНР.

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.

                                                                                                                           

 А. С. Макаренко

Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи: уровень информативности высказывания очень низкий, высказывания состоят из отдельных фрагментов, у них снижена речевая активность.

Такие дети, помимо речевых проблем, испытывают и психологические трудности, такие как:

  1. Дефицит внимания;
  2. Низкий уровень развития самоконтроля.
  3. Низкий уровень познавательной активности.
  4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
  5. Низкий уровень мотивации к обучению.

Широкое использование игровых технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач. Так, в работе с детьми, имеющими ОНР, игры являются эффективным средством развития самостоятельной связной речи, навыков общения и личности ребенка в целом. Грамотное их использование, расширение, дополнение, различная интерпретация с учетом особенностей дошкольников с данным речевым нарушением позволит педагогам и специалистам ДОО добиться положительной динамики уровня речевого развития детей.

Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (далее — ОНР) требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.

В процессе работы с дошкольниками с ОНР специалисты часто сталкиваются с рядом проблем, связанных не только с дефицитом у них языковых и речевых средств, но и с недостатками в речевой мотивации и коммуникации.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является наиболее эффективным методом обучения и воспитания. В игре решаются задачи нравственного, умственного, речевого развития, создаются условия для формирования личности ребенка, навыков общения.

Как показывает опыт, именно игра создает оптимальные условия и для решения задачи формирования самостоятельной связной речи у дошкольников с ОНР. Поэтому она широко используется в логопедической практике.

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного
и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого
с ребенком и детей друг с другом.
А. Г. Арушанова

Так, с целью внедрения игровых технологий в  коррекционно-образовательный процесс в ДОО была разработана комплексная модель игрового обучения детей с ОНР, предусматривающая тесное взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей воспитанников. Важным показателем этой совместной работы стало создание коррекционно-развивающей среды в ДОО, активизация взаимодействия с семьей, профессиональный и творческий рост педагогов.

Основными задачами реализации данной модели являются:

         формирование у детей мотивации речевой активности;

         обогащение словарного запаса;

         преодоление нарушений грамматического строя речи;

         формирование связных высказываний;

         овладение сложными формами монологической и диалогической речи;

         воспитание социально-полезных форм поведения и качеств личности (общительности, самостоятельности, доброжелательности, активности).

Для реализации комплексной модели игрового обучения предметно-развивающая среда ДОО была обогащена дидактическими играми и пособиями. При планировании игр в коррекционной работе использовались методические разработки З.Е. Агранович, А.Г. Арушановой, В.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, а также разрабатывались новые игры и игровые пособия, была создана игротека по лексическим темам.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  2. воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.

Учитывая это, в ходе работы с воспитанниками педагоги ДОО создают эмоционально насыщенную атмосферу, игровые ситуации, которые побуждают их к речевому общению, обеспечивают максимальную речевую активность.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

         поощрения;

         беседы;

         рассказы;

         эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;

         создание проблемной ситуации;

         демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;

         встречи со сказочными героями;

         использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

Среди игр, которые педагоги и специалисты ДОО включают в работу с дошкольниками, можно выделить словесные дидактические и  сюжетно-ролевые игры в таких формах, как:

         занятие-путешествие;

         занятие-соревнование;

         занятие-диспут;

         занятие-игра;

         театрализованное выступление.

Наиболее эффективными можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение лексического запаса посредством актуализации пассивного словаря, объяснения новых понятий и развития словообразования. Это первая группа используемых в работе с детьми с ОНР игр, среди которых «Большой — маленький», «Один — много», «Чей дом?». На основе популярных игровых сценариев в детском саду также разработаны словесные развивающие игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Мой родной город».

Вторую группу составляют словесные дидактические игры, способствующие преодолению нарушений грамматического строя речи. Они направлены на развитие словоизменения и согласования. Это такие игры, как «Что где растет?», «Кто чем питается?», «Подбери действие», «Подбери признак». Удачным продолжением этого блока могут служить разработанные педагогами ДОО игры «Найди пару», «Подбери и назови».

В третью группу входят словесные дидактические игры и игровые приемы, направленные на формирование связных высказываний. Например: «Кто где живет?», «Назови детенышей, маму, папу», «Кто как передвигается?», «Кто чем управляет?», которые упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с соединительными и противительными союзами.

В игре дети овладевают такой сложной формой монологической речи, как доказательство, которое включает в себя принцип научности. Разработанные педагогами ДОО словесные дидактические игры «Отгадай транспорт», «Мой родной город», «Птичья столовая» и «Защити зиму» успешно используются для формирования у дошкольников аргументированной речи.

Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР, т. к. диалог — это не просто композиционная форма речи, но способ осуществления личностных отношений между собеседниками.

Также в коррекционной работе активно используютсясюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее эффективно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. К ним можно отнести такие разработанные педагогами ДОО игры, как «Поговорим, друг», «Давай познакомимся», «Угадай, кто я», «Как ты жил, поживал?».

В качестве примера в приложении представлены игры, разработанные и используемые педагогами ДОО в работе с детьми с ОНР.

Своеобразной игрой «в литераторов» можно считать приемы, направленные на развитие творческого рассказывания. Так, педагоги ДОО успешно проводят работу по формированию у дошкольников навыков сочинения сказок, загадок, составления мини-сочинений.

Созданию таких детских творческих проектов предшествует большая индивидуальная работа с воспитанниками, предусматриваются задания для совместной с родителями деятельности, проводятся экскурсии по городу, в краеведческий музей, детскую библиотеку.

Полученные знания дошкольники закрепляют в ходе непосредственно образовательной деятельности по ИЗО, на занятиях в кружке «Оригами». Творческие проекты, иллюстрированные детскими рисунками, аппликациями, фотографиями, объединяются в альбомы, журналы и сборники.

Изучением данной проблемы педагогический коллектив ДОО занимается несколько лет. Накопленный за это время опыт позволяет сделать вывод о том, что использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Подтверждением тому является положительная динамика уровня развития самостоятельной связной речи детей с ОНР.

Кроме того, создание благоприятных условий, учитывающих особенности психоречевого развития детей с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей среды ДОО, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.

Приложение

Примеры игр, разработанных и используемых педагогами ДОО
в работе с детьми с ОНР

Игра «Защити зиму»

Словесная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии.

         Дидактические задачи: закрепление знаний детей по теме «Зима»;

         обогащение эмоционально-экспрессивной лексики;

         упражнение в составлении высказываний с элементами доказательства;

         формирование аргументированной речи.

Игровое правило: высказывать свое мнение о зиме, используя ласковые, красивые слова и образные выражения, а также фразы «потому что», «так как», «я считаю», «по моему мнению».

Игровые действия: дети высказываются в защиту зимы, опираясь на иллюстрации.

Ход игры:

(Педагог надевает головной убор судьи и объясняет,
что он — обвинитель, а дети — защитники в суде.)

Педагог: Я обвиняю зиму в том, что она принесла холод, голод, загубила все живое. Ее называют злой старухой. Кто готов защитить зиму и подобрать для нее ласковые слова?

Дети: Мы! Про зиму говорят: зимушка-зима, матушка-зима, гостья-зима, зима-волшебница.

Педагог: Почему зиму так называют? Какая она?

Дети: Красивая, волшебная, сказочная, веселая, чудесная.

Педагог: Хорошо. Но суду нужны факты. Докажите с помощью иллюстраций, что зимой красиво.

Дети (показывая на зимние картинки):

Зимой красиво, потому что блестит и переливается на солнце снег, кружатся в воздухе снежинки, на окнах появляются снежные узоры.

Педагог: Докажите, что зима — волшебница.

Дети: Мы считаем, что зима — волшебница, так как она научила снежинки танцевать, построила ледяные мосты на реках.

Педагог: Докажите, что зима — веселое время года.

Дети: Зимой весело, потому что мы встречаем Новый год, катаемся на санках, лыжах, коньках, играем в снежки.

Педагог: Молодцы! Вы защитили зиму, создали хорошее мнение о ней, и она порадует вас своими чудесами.

Игра «Давай познакомимся»

Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в инсценировках, свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

         обогащение представлений детей о белом и буром медведях;

         упражнение в ведении диалога и составлении рассказа с опорой на иллюстрации;

         формирование мотивации речевого общения.

Игровое правило: задавать вопросы и отвечать на них так, чтобы больше узнать друг о друге.

Игровое действие: дети изображают медведей, задают друг другу вопросы, развернуто отвечают на них.

Ход игры:

(Педагог надевает на двоих детей маски белого и бурого медведей.
Дети, опираясь на иллюстрации, изображают их повадки, ведут диалог,
рассказывая о животных, их внешнем виде, месте обитания, питании, привычках.)

Бурый медведь: Ты кто?

Белый медведь: Я — белый медведь. А ты кто?

Бурый медведь: Я — бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где живешь?

Белый медведь: Я живу на Севере, у холодного океана, плаваю на льдинах и гуляю по снегу.

Бурый медведь: Я не люблю холод, поэтому зимой в морозы сплю в берлоге. А люблю я есть мед и малину. А ты чем питаешься?

Белый медведь: Я ловлю рыбу в океане.

И далее дети аналогично продолжают вести диалог.

Игра «Птичья столовая»

Дидактическая игра для детей старшего возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии и в свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

         расширение знаний детей о зимующих птицах;

         закрепление употребления в речи предлогов;

         упражнение в согласовании имен существительных и прилагательных с числительными, употреблении имен существительных в творительном падеже, составлении связных высказываний с опорой на игровую ситуацию;

         воспитание чувства сострадания и ответственности за живую природу.

Игровое правило: составлять предложения, правильно используя предлоги; помещать в «кормушку» столько птиц, сколько написано на карточке; «угощать» птиц их любимым лакомством.

Игровое действие: дети помещают в «кормушку» фигурки птиц, рассказывают, как они называются, что делают, чем питаются, «угощают» их любимым кормом.

Ход игры:

1 вариант: педагог вешает на стену или ставит на стол коробку («кормушку») и расставляет фигурки разных птиц (в «кормушку», под нее, на крышу и т. д.). Дети по очереди рассказывают, используя предлоги, что делает та или иная птица. За правильный ответ ребенок получает «корм» — картинку, на которой изображены пшено, хлебные крошки, семечки, ягоды рябины или кусочек сала.

2 вариант: педагог помещает фигурки птиц в «кормушку» и просит детей ответить: «Сколько и каких птиц прилетело в кормушку?». За правильный ответ ребенок получает картинку с изображением корма для птиц.

3 вариант: педагог раздает детям картинки с изображением корма для птиц и просит развернуто ответить на вопросы: «Кого из птичек ты угостишь хлебными крошками (попотчуешь салом)?», «Кто из птичек любит рябину (семечки)?" и т. д.

4 вариант: ребенок, у которого есть картинка с изображением корма для птиц, получает карточку-схему, на которой указано, сколько к нему прилетело птиц и каких (например, 2 и 3 или 3 и 1). Ребенок помещает в «кормушку» соответствующее количество птиц и выбирает для них подходящий «корм», развернуто рассказывая о своих действиях. Например: «В мою кормушку прилетели 2 синички и 3 снегиря. Синички угостились салом, а снегири — рябиной. Я рад, что помог птичкам».

Игра «Как ты жил, поживал?»

Сюжетно-ролевая игра с правилами для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, в театрализованной и свободной деятельности воспитанников.

Дидактические задачи:

         закрепление знаний детей о жизни и повадках диких животных зимой и весной, признаках весны;

         упражнение в составлении связных высказываний с опорой на предыдущий опыт и знания;

         стимулирование мыслительной и речевой активности детей;

         развитие сценических навыков.

Игровое правило: правильно отвечать на вопросы, задавать свои, заранее подготовленные; выбирать следующих участников игры.

Игровое действие: дети ведут диалог от лица диких животных, имитируя их поведение.

Ход игры:

1 вариант: педагог надевает на участников маски разных диких животных и предлагает им изобразить сцену встречи. При этом один из участников произносит заранее выученный стихотворный текст, а второй отвечает самостоятельно.

(Педагог надевает на двух первых игроков маски Лисы и Медведя.)

Педагог: Однажды весной Лиса встретила в лесу Медведя.

Лиса: Здравствуй, Мишенька!

Медведь: Здравствуй, Лисонька!

Лиса: Как ты жил, поживал?
Как зиму зимовал?

Медведь: Я всю зиму в берлоге спал, а теперь голодный.

Лиса: Почему ты рад весне?
Расскажи об этом мне.

Медведь: Я рад весне, потому что снег растаял, я проснулся. Стало тепло, земля согрелась, и я могу полакомиться зелеными корешками.

(Педагог снимает с ребенка маску Лисы и надевает следующему участнику маску
другого дикого животного. Сцена повторяется.)

2 вариант: проводится как подвижная игра. Дети становятся в круг. Педагог надевает им маски разных диких животных.

Педагог (начинает игру):

Вот и закончилась холодная зима. На смену ей пришла красавица весна! Бежит по лесу Зайчик и видит: весело скачет с ветки на ветку Белочка.

(Два воспитанника в масках Зайчика и Белочки ведут диалог.
Затем педагог продолжает сюжет рассказа.)

Педагог: Убежал Зайчик. Видит Белочка: навстречу ей бежит Лиса.

(Два воспитанника в масках Белочки и Лисы ведут диалог.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети в масках не примут в ней участие.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Активные формы обучения,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения ,новые образовательные технологии как средство развития речи на уроках русского языка и литературы...

Выступление на педагогическом совете на тему: Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему:Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников...

Фольклор как средство развития речи дошкольников.

К. Д. Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты; из этих беспрестанных повтор...

Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи дошкольника

В данном материале представлена развивающая предметно-пространственная среда группы и требования к ее оформлению....

Консультация для воспитателей БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В консультации расскрыты преимущества исользования элементов биоэнергопластики при выполнений артикуляционной гимнастики....