Влияние нарушения сенсорной интеграции на жизнь детей с РАС.
статья

Бабурина Наталья Ивановна

Данная статья раскрывает понятие "сенсорная интеграция" и поднимает вопрос о важности ранней диагности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все мы со школьной скамьи знаем об органах чувств, благодаря которым человек получает информацию об окружающем мире. К основным органам чувств относятся глаза, уши, язык, нос, кожа и вестибулярный аппарат. Однако, одних анализаторов мало для создания полноценной картины мира и образа тела в нём.

Понятие «сенсорная система» шире, чем анализатор. В неё входят три составляющие:

  1. Рецепторы – органы чувств;
  2. Проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом;
  3. Отдел коры головного мозга, где происходит воспринятие и обработка информации.

Таким образом сенсорная система отвечает за обнаружение раздражителя, различение сигналов и передачу или преобразование полученных сигналов.

У людей имеется несколько видов сенсорных систем: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, вестибулярная, кинестетическая (осязательная, тактильная), двигательная, болевая, мышечная (проприоцептиная) и интероцептивная. Именно при одновременной работе всех систем и их взаимодействии человек способен к эффективному взаимодействию с окружающей средой. Данный процесс называется сенсорная интеграция. Другими словами, сенсорная интеграция – процесс происходящий в центральной нервной системе по организации ощущений, которые поступают одновременно от разных сенсорных систем, он обеспечивает слаженную работу структур нервной системы и дает человеку эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Благодаря сенсорной интеграции человек может наделять смыслом ощущения, которые поступают от тела и окружающей среды.

К сожелению, у некоторых встречаются нарушения сенсорной интеграции. Например, у большинства людей с расстройством аутистического спектра имеются данные нарушения. Безусловно, это негативно влияет на различные сферы жизни. Таким людям требуется больше усилий, чтобы преодолеть повседневные трудности. Более того, обычные особенности окружающего мира, такие как солнечный свет или шум транспорта, могут причинять сильный дискомфорт таким людям.

Очень важно диагностировать  данные нарушения и начать работу на ранних сроках. К сожалению, диагностика возможна только при помощи метода наблюдения, и многие особенности не замечаются до школьного возраста. Их списывают на характер, или ожидают, что ребёнок сам «догонит» сверстников со временем.

Симптомами нарушений сенсорной интеграции являются следующие особенности ребёнка: слишком высокий (или, наоборот, низкий) уровень двигательной активности, расстройства мышечного тонуса, слабая двигательная координация, двигательная неуклюжесть, трудности в концентрации, быстрая утомляемость, задержка развития речи, слабая организация поведения, отсутствие планирования, чрзмерная (или недостаточная) чувствительность к раздражителям. Таким образом, младенцы с данными нарушениями начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позже сверстников. У детей с нарушением сенсорной интеграции могут быть трудности в обучении игровым навыкам и коммуникации. В более взрослом возрасте такие люди могут испытывать трудности с завязыванием шнурков или спотыкаться при ходьбе и беге.

Таким образом, очень важно при обнаружении различных симптомов пройти тчательную диагности, чтобы вовремя начать работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль сенсорной интеграции в адаптации детей с умственной отсталостью к школьному обучению

Материал содержит обобщение опыта работы с детьми, имеющими особые сенсорные потребности, в том числе, рекомендации по организации условий для развития сенсорной интеграции...

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СЕНСОРНАЯ ДИЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Сенсорные системы. Развитие сенсорной интеграции. Составление сенсорной диеты для детей школ VIII вида....

Сенсорная интеграция детей с ТМНР

Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями физического и или психического развития. Понятие сенсорной интеграции и её дисфункции. Восприятие сиг...

Дети с расстройствами аутистического спектра. Сенсорная интеграция

Причина многих симптомов аутизма - нарушения в сенсорном восприятии...

Развитие сенсорной интеграции у детей с ТНР

Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущ...

Нарушение сенсорной интеграции. Особенности организации среды для ребёнка с РАС.

При нарушении сенсорной интеграции мозг человека работает неэффективно, он не обрабатывает и не упорядочивает получаемые сенсорные импульсы в полном объёме. Таким образом, человек неспособен пол...