«Что такое аутоагрессия и как помочь аутоагрессивному школьнику»
материал

Инна Владимировна Верцинская

Аутоагрессия – это разновидность агрессивного поведения, при котором человек занимается саморазрушением: наносит себе травмы, занимается самоунижением, совершает попытки суицида. В этом уроке разберем, чем опасна аутоагрессия, какое поведение ее характеризует и как общаться с аутоагрессивным ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_temuautoagressiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Что такое аутоагрессия и как помочь аутоагрессивному школьнику»

Выступление

  1. Видеоролик  https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/video-all/sotsialnaya-reklama-uspeyte-uvidet-o-chem-molchit-podrostok/ 

(на флешке)

  1. Слайд 1 Добрый день . К сожалению, мы часто сталкиваемся с такими ситуациями…

Чем опасен подростковый возраст? Какое поведение школьников называют девиантным? Что такое аутоагрессия? Чем она опасна? Как помочь аутоагрессивному школьнику?

Эти вопросы попробую сегодня раскрыть.

Тема моего выступления  называется «Что такое аутоагрессия и как помочь аутоагрессивному школьнику» (СЛАЙД1)

  1. Слайд 2 Психологи называют подростковость «возрастом бури и натиска», кризисным, переломным периодом. Если поведение школьника не соответствует социальным нормам, вызывает негативную оценку 
    со стороны других, вредит самому ребенку или окружающим,  то его называют девиантным. Существует антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное),  
     слайд 3  аутодеструктивное.
  2. Слайд 4    Агрессия – это форма деструктивного поведения, которое противоречит социальным нормам и правилам. Агрессивный школьник способен нанести вред окружающим и самому себе. Ребенок может проявлять агрессию интенсивно и разрушительно по отношению к внешнему миру. Или копить ее внутри себя и не показывать окружающим. И в том, и в другом случае проблемы с агрессией могут вылиться в неконтролируемые социально опасные поступки.  

 Слайд 5      

Существует несколько форм агрессии: невербальная агрессия, вербальная, физическая, виртуальная, гетероагрессия и аутоагрессия.

  1.     Слайд  6   Аутоагрессия – это разновидность агрессивного поведения, при котором человек занимается саморазрушением: наносит себе травмы, занимается самоунижением, совершает попытки суицида. Несмотря на то, что аутоагрессивный подросток направляет жестокость на себя, зачастую он способен причинить вред и окружающим, поскольку испытывает к ним стойкие негативные чувства.

Слайд 7    Вспомните керченского стрелка Владислава Рослякова, который в 2018 совершил массовое убийство в своем колледже. Он ненавидел место, где учился, и людей, которые его окружали. Себя он считал потерянным человеком, поэтому после расстрела в колледже расправился и с собой. Одни специалисты считают, что с помощью самоубийства он хотел избежать ответственности. Другие уверены, что керченский стрелок был равнодушен к собственной жизни. Например, это видно из дневника, который он вел до расстрела в колледже.

  • Слайд 8  Из дневника керченского стрелка Владислава Рослякова

Слайд 9    Почему школьник проявляет аутоагрессию?

Причин такого поведения много. Как правило, аутоагрессивному поведению подвержены школьники, которые чрезмерно эмоциональны сами и чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих. Другие психологические качества, которые считают факторами аутоагрессии:

– низкая самооценка;

– замкнутость, необщительность;

– депрессивность, подавленность.

-физическое и психическое насилие;

-неспокойная обстановка в семье, ссоры;

-желание получать больше внимания.

 Также Наказания. Когда ребенок не может ответить на агрессию взрослого, он выплескивает свою злость на самого себя.

  Слайд 10    Какие признаки указывают на аутоагрессию

1.Школьник винит себя во всем, что происходит в его жизни. Если у него что-то случается, он переходит к самобичеванию независимо от того, есть ли его вина или нет.

Пример

Что говорит школьник, который во всем винит себя

«Я неудачник, я притягиваю беды, у меня никогда ничего нормально не получается».

«У меня руки не из того места растут, я ничего не умею».

«Я всегда ошибаюсь, мне ничего нельзя доверить».

2.Школьнику нравится испытывать боль. Он может как осознанно, так и неосознанно стремиться к болевым ощущениям.

Пример

Как подросток может стремиться к болевым ощущениям

Осознанное стремление: порезы на запястьях; пощечины самому себе; удары кулаками по стенам.

Неосознанное стремление: тату и пирсинг в неподходящих для этого местах.

3.Школьник часто вспоминает плохое. Плохие воспоминания переносят его в ситуацию, когда ему было тяжело. Желание находиться там, где плохо, даже мысленно, – признак аутоагрессии.

Пример

К каким плохим воспоминаниям может возвращаться школьник

1. Автомобильная авария, в которую ученик когда-то попал с родителями.

2. Медицинская операция, которую перенес школьник.

3. Ситуация буллинга, в которой ученику довелось быть жертвой.

4.Школьник не устойчив к стрессу и эмоционально нестабилен. Когда школьник остается один на один со своими проблемами, то рискует попасть в замкнутый круг «стресс – аутоагрессия». У него может возникнуть стойкая привычка остро и саморазрушительно реагировать на любые жизненные неприятности.

  1.  Слайд 11      Как помочь аутоагрессивному подростку?

не задавать ребенку вопросов, говорить утвердительно (я вижу, тебе плохо);

не отрицать проблемы ребенка, понимать их значимость для него;

постарайтесь поддержать ребенка, показать, что вы его любите;

не навязывайтесь;

отвлеките ребенка от плохих

мыслей.

  1.    Слайд 12     Система работы классного руководителя:

Я в своей работе стараюсь следовать  правилам:  не осуждать, слушать и слышать ребенка, строить доверительные взаимоотношения, тесно взаимодействовать с родителями  и психологической службой школы.

На первом этапе заполняю карту эмоционального состояния учащихся моего класса на основе наблюдения, бесед с ребятами.

На втором этапе, в случае выявления детей с деструктивным поведением, следую рекомендациям педагога-психолога. На мини-педсовете принимаем решение о психолого-педагогическом сопровождении таких обучающихся, составляем совместный план работы. Выбираю подходящие формы и методы взаимодействия с детьми, требующими особого внимания. Провожу индивидуальные беседы, направленные на повышение самооценки, снятие напряжения; на классных часах обращаю внимание на ценности жизни; вовлекаю детей в классные, школьные, городские мероприятия, внеурочную деятельность, занятость по интересам, даю поручения в классе, воспитываю в них ответственность; совместно с педагогом-психологом проводим групповые занятия, направленные на повышение стрессоустойчивости, мотивации успеха. Привлекаю к учебно-воспитательному процессу родителей (законных представителей). Затем оцениваю результативность и эффективность проделанной работы, вношу корректировки в план. Такие дети в моем классе не остаются без внимания, стараюсь к каждому из них найти индивидуальный подход.

Слайд 13      Каждый ребенок  нуждается в нашем понимании и помощи. Мы, взрослые, должны помочь школьнику найти выход из проблемных ситуаций, поговорить с ним доверительно.  Пресечь попытки одноклассников высмеять поведение ребенка с аутоагрессией. Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций.

     Слайд 14    И хотелось бы закончить свое выступление словами Антона Макаренко: Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как помочь неуспевающему школьнику."

Как помочь неуспевающему школьнику....

Как помочь неуспевающему школьнику? Советы родителям

Советы родителям Как помочь неуспевающему школьнику......

Консультация для родителей: "Что такое дисграфия и как помочь своему ребенку?"

С трудностями при обучении письму и чтению сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю.Практика показыва...

Презентация родительского собрания " Что такое дисграфия и как помочь ребёнку- дисграфику"

Данная презентация поможет педагогу  в проведении родительского собрания во 2-х , 3-х классах....

презентация родительского собрания " Что такое дисграфия и как помочь ребёнку- дисграфику"

познакомить родителей с особенностями речевого развития ребёнка- дисграфика...

Консультация для родителей "Что такое дисграфия и как помочь ребёнку с дисграфией?"

Дисграфия — это нарушение письма, когда ребенок систематически совершает ошибки. Искажает слоги, заменяет буквы.  Нужно четко разграничивать простые орфографические ошибки, когда ребен...