Рабочая программа учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год
рабочая программа

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

Рабочая программа учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_onr_2_god_obucheniya.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

1.2 Особенности развития детей седьмого года жизни (6-7 лет).

1.3 Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.

1.4 Характеристика группы.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

1.5.1.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

1.5.2.Целевые ориентиры коррекции нарушений речи воспитанников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.  Содержание коррекционно-развивающей работы по коррекции речи воспитанников группы

2.2. Перспективный план работы логопеда на 2017-2018 уч. год

2.3. Система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения.

2.4.  Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с ОНР.

2.5. Обеспечение индивидуального  сопровождения воспитанников

2.6.  Задачи, содержание коррекционной работы образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной логопедической  группе

2.7 Формы образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.

2.8 Направления деятельности учителя-логопеда.

2.9. Реализация коррекционных задач воспитателями и специалистами МБДОУ в процессе освоения содержания образовательных областей.

2.10 Коррекционная работа воспитателя группы.

2.11. Содержание мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Расписание организованной образовательной деятельности в группе

3.2. Циклограмма логопедических занятий для детей с ОНР (2год обучения)

3.3. Режим организации образовательной деятельности логопеда

3.4.  Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса.

3.5. Программно-комплексная структура группы

3.6.Характеристика основных дидактических и методических пособий

3.7.Характеристика основных  методических пособий для организации и проведения педагогической диагностики

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа   коррекционно-развивающей работы на ступени дошкольного образования  для контингента детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 23 «Алёнушка» составлена учителем-логопедом в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются: 

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 - ФЗ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
  • СанПин 2.4.1.3049-13утверждённые постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г № 26;
  •   «Семейный кодекс РФ от 08.12.1995г. № 223 ФЗ (с изм. и доп.)
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
  • Устав МБДОУ № 23 «Алёнушка» г. Ессентуки
  • Письмо МО РФ  от 14.03.2000г. № 65/23-16 « О гигиенических требованиях максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждении детский сад  № 73 «Малыш»

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

- содержание программы соответствует основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Рабочая программа разработана на основе грамотного сочетания ряда программ

  1. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В Чиркиной М.: Альфа-1993 г.,
  2.  «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой,
  3. ООП МБДОУ № 73 «Малыш»

В образовательно-воспитательный процесс включен региональный компонент:  Р.М. Литвинова «Региональная культура: художники, писатели, композиторы».

Работа в учебном году ведётся по годовым задачам МБДОУ  на 2018-2019 г.

В области  содержания дошкольного образования:

- Управление процессом формирования и развития правовой культуры участников образовательных отношений в ДОО;

- Развитие психомоторных способностей у детей дошкольного возраста как предпосылка к успешному школьному образованию

В области технологий воспитательно - образовательного процесса:

- Способствовать развитию интеллектуальных и речевых способностей воспитанников ДОУ через ФЭМП

В области работы с кадрами:

- Повышать профессиональную компетентность педагогов в свете требований профессионального стандарта педагога

1.2 Особенности развития детей седьмого года жизни (6-7 лет).

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом.

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность.

Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыслы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в придумывании игровых событий, используют сюжетосложение для построения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, созданная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует

словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Главное — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.

1.3 Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь. Типичным для речи детей с ОНР является: позднее ее появление (к 3-4, иногда к 5 годам); аграмматичность; фонетические и фонематические нарушения; относительно сохранная импрессивная речь, при серьезном отставании экспрессивной речи; небольшой по объему и суженный по значениям словарь; уровень развития связной речи резко отстает от нормы (вплоть до произношения отдельных звукокомплексов); низкий уровень речевой активности. Выделяют три уровня нарушения речи при ОНР:

1 уровень – речевые средства ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звукокомплексов. Дети пользуются одним звукокомплексом для обозначения разных предметов, действий, качеств, состояний, интонацией  жестами обозначая разницу (например, пат – кровать, спать, пойдем спать, ложись спать и т. п.). Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. «Фраза» состоит из ряда лепетных элементов. Пассивный словарь шире активного, но сильно ограничен. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, неустойчивостью артикуляции и плохим слуховым распознаванием. Ребенок не принимает задачу по фонематическому анализу и синтезу. Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

2 уровень – в активном словаре постоянный, но искаженный и ограниченный запас общеупотребительных слов. В словаре содержаться: существительные, глаголы, прилагательные, возможно использование местоимений, союзов и предлогов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанной с семьей, знакомыми событиями. При этом они используют только простые предложения из 2-3 слов. Наблюдаются грубые ошибки в грамматике: смешение падежных форм; в склонении существительных по падежам, в изменении по числам; в изменении глаголов; отсутствии согласования слов; ошибки в предложных конструкциях. Отмечается наличие искажений звуков, замен, смешений. Способны произнести звук изолированно, а речи смазано. Нарушения слоговой структуры разнообразны.

3 уровень – наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недифференцированное произношение звуков, нарушения слоговой структуры. В речи преобладают простые распространенные предложения. Многочисленные аграмматизмы.

 Психические процессы и явления. Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, переключения. Неточность восприятия. Нарушения вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания и припоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают мыслительными операциями. Диссоциация между речевым и психическим развитием.

Познавательная деятельность. Нарушения познавательной и умственной работоспособности. Быстрая истощаемость и низкая работоспособность. Низкий уровень самоконтроля.  Дети с трудом понимают сложные словесные инструкции.

 Эмоционально-волевая сфера. Повышенная возбудимость, двигательная расторможенность или наоборот инертность, ригидность. Эмоциональная неустойчивость, проявления агрессии, навязчивость, беспокойство, реже заторможенность, вялость.

4 уровень -

1.4 -Характеристика группы:

Всего – 16 человек

2 – ОНР 4 уровень, дизартрия

12 – ОНР 3 уровень, дизартрия (стертая дизартрия)

2 – СНР, дизартия (стертая дизартрия)

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Таким образом, коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР строится на основе теории интеграции образования, личностно – ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системностинепрерывности, рекомендательного характера оказания помощи. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка с ОНР. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Формирование словаря                                                                                                                                                              - иметь достаточный для данного возраста предметный словарь, словарь действий и признаков;       -использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;                -пользоваться разными частями речи точно по смыслу.                                                                               Звуковая культура речи                                                                                                                                              - чётко и внятно произносить все звуки родного языка в словах и словосочетаниях с естественной интонацией;                                                                                                                                                                          - называть слова с определённым звуком, находить слова с определённым звуком в словах,                                - определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)                                      Грамматический строй речи                                                                                                                                               - владеть навыками согласования (существительные с числительными, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными);                                                          - Владеть навыками словоизменения и словообразования: (существительные с суффиксами уменьшения и преувеличения, глаголы с приставками, прилагательные сравнительной и превосходной степени, относительные и притяжательные, образование сложных слов путём слияния основ);                                                                                                                                                                   - уметь правильно и точно использовать предлоги;                                                                                                             - использовать в речи сложные предложения разных видов.                                                                          Связная речь                                                                                                                                                                       - составлять различные виды рассказов (описательные, по сюжетной картине, по серии картин, творческие, пересказы), последовательно, полно передавать содержание, соблюдая грамматические и языковые нормы.                                                                                                            Подготовка и обучение грамоте                                                                                                                                  - понимать термины: звук, слово, предложение, слог;                                                                                                      -делить слова на слоги, членить предложения на слова с указанием их последовательности;                                          - давать характеристику звукам (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);                                   - владеть звуковым анализом и синтезом;                                                                                                                              - уметь читать небольшие слова;                                                                                                                                              -уметь печатать буквы и небольшие слова на слух;                                                                                                                    - ориентироваться на листе бумаги в клетку 

1.5.1.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
  • Проявляет ответственность за начатое дело.
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
  • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создаватьдиагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

1.5.2.Целевые ориентиры коррекции нарушений речи воспитанников.

      Программа обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы, их социальная адаптация и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы.

Основные задачи:

1. Своевременная систематическая психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в речевом развитии:

-обогащение и активизация словарного запаса детей с ОНР, коррекция звукопроизношения, развитие навыков связной речи, обучение правильному употреблению ряда грамматических категорий русского  языка, развитие навыков фонетического анализа и синтеза, обучение грамоте.

- развитие познавательных психических процессов.

2. Воспитание у детей отношения к себе и к миру на основе  моральных ценностей человека.

3. Консультативно-методическая поддержка  родителей в организации воспитания и обучения  ребенка.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.  Содержание коррекционно-развивающей работы по коррекции речи воспитанников группы

   Цель коррекционно-логопедической работы   - возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы, их социальная адаптация и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы.                     

   Основные задачи:

1. Своевременная систематическая психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в речевом развитии:

-обогащение и активизация словарного запаса детей с ОНР, коррекция звукопроизношения, развитие навыков связной речи, обучение правильному употреблению ряда грамматических категорий русского  языка, развитие навыков фонетического анализа и синтеза, обучение грамоте.

- развитие познавательных психических процессов.

2. Воспитание у детей отношения к себе и к миру на основе  моральных ценностей человека.

3. Консультативно-методическая поддержка  родителей в организации воспитания и обучения  ребенка.   

 Содержание коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детского сада для детей с общим недоразвитием речи составлено на основе  модификации программы «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и  комплексной программы  «От рождения до школы», с опорой на теоретические положения Левиной Р.Е., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., в соответствии с законодательством РФ в области образования, а значит, позволяет обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

2.2.

 Перспективный план работы логопеда на 2018-2019 уч. год

Содержание работы

Сроки

Организационная работа

1. Подготовка логопедического кабинета:

-распределение наглядных пособий

-подготовка кабинета к занятиям

2. Оснащение педагогического процесса:

-индивидуальная маркировка тетрадей и пособий

3. Обследование речи детей, сбор недостающей документации.            Оформление речевых карт.

4. Обсуждение результатов обследования, консультативный разбор наиболее проблемных детей со специалистами МБДОУ

5. Написание планов на 2018 – 2019 уч. год

сентябрь

Методическая работа

  1. подготовка и проведение рабочих совещаний

Сентябрь

- Результаты обследования детей

- Информация о состоянии здоровья детей в группе

- утверждение перспективного плана на 1-й период

Знакомство с моделями взаимосвязи всех специалистов в работе с детьми старшей логопедической группы

- роль музыкального руководителя в логопедической группе

Ноябрь

- обсуждение итогов по усвоению материалов за 1-й период обучения

- утверждение перспективного плана на 2-й период обучения

- роль дидактического материала в работе с детьми в группе с ОНР, обсуждение новинок и целесообразность их внедрения.

Февраль

- Обсуждение итогов за 2-й период обучения

- утверждение перспективного  плана на 3-й период обучения

- формирование грамматически правильной речи (консультации, рекомендации )

Май

- обсуждение итогов работы логопедов и воспитателей за 2017 – 2018 уч. год

- проведение итоговых занятий для родителей, воспитателей

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Май

Работа с родителями

  1. Освещение вопросов на групповых родительских собраниях:

- «Основные направления коррекционной работы  на 1-й период»

- «Толерантность в разрешении конфликтов».  

-  «На пути к школе». Значение  полноценного словаря и выразительных средств речи в установлении межличностных контактов»

- «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в школу».

2. Консультации

- Словесные игры по развитию речи

- «Мы в ответе за речь ребенка»

-«Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»

3. Речевой уголок

- «Развиваем речь детей»

- Оформление речевого материала по всем изучаемым темам

- «Слова, ласкающие душу ребенка»

сентябрь

ноябрь

март

май

ноябрь

январь

май

сентябрь

уч. год

декабрь

Работа с воспитателями

- консультация на тему: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

-  « Пословицы и поговорки в речи»

Ноябрь

январь

Повышение квалификации

- Методические объединения согласно плана работы городского МО на 2015-2016 уч. год

- Изучение новинок методической литературы, журнала «Логопед»

- Участие в педсоветах и семинарах в МБДОУ

- Работа по плану над темой по самообразованию « Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников»

уч. год

   


 Необходимость учета региональных, местных и частных условий воспитания и обучения детей позволила произвести изменения содержания в следующих разделах структуры программы:

- Группы компенсирующей направленности комплектуются в ДОУ со старшего дошкольного возраста,  поэтому поставленные в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной задачи по обучению грамоте дошкольного возраста переносятся в соответствующий раздел программы старшей  группы компенсирующей направленности и подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.  – Работа по теме  «Мой город» проводится на местном материале «Город Смоленск»,  «Ставропольский край»  и др.     

2.3. Система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения.

2.4.  Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с ОНР.

2.5. Обеспечение индивидуального  сопровождения воспитанников

Специалист

Функции  участников   службы сопровождения

Родители

-выполнение рекомендаций всех специалистов;

-закрепление навыков и расширение знаний.

Музыкальный руководитель

-диагностика и коррекция двигательных навыков;

-развитие ручного праксиса и артикуляционной мускулатуры;

-развитие координации движений, выразительности мимики, пластики движений;

- постановка просодической стороны речи( темп, тембр, выразительность, сила голоса)

-музыкотерапия;

-развитие общей и мелкой моторики.

Воспитатель

-диагностика ЗУН;

- формирование основ базовой культуры личности ребёнка;

-всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- расширение познавательного интереса детей и развитие творческих способностей.

Учитель-логопед

- диагностика и коррекция развития речи;

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь;

-способствование практическому овладению навыками словообразования и словоизменения;

Педагог-психолог

- коррекция поведенческих отклонений (управление своим настроением, поддержание положительного эмоционального тонуса, бесконфликтное поведение);

- коррекция нарушенных познавательных способностей и психических процессов;

- включение компенсаторных и потенциальных возможностей.

Медперсонал

- вакцинация;

-контроль за соблюдением  СанПиН;

Механизм взаимодействия педагогов и специалистов в коррекционных мероприятиях.

В исправлении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя – логопеда и воспитателя логопедической группы. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОНР.
Единый комплекс совместной коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.
Содержание коррекционно – развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно – эстетического развития дошкольника с ОНР.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно - развивающей работы.

  • составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно – тематический план,
  • осуществляет постановку диафрагмально – речевого дыхания
  • коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь,
  • способствует логопедизации режимных моментов и занятий,
  • практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.

Для успешной работы с воспитателями разработан «Журнал взаимодействия». В журнале отражена словарная работа, упражнения по формированию грамматических категорий, словообразованию, связной речи, упражнения на развитие моторики, дыхания, фонематического восприятия, индивидуальные задания для каждого ребёнка по формированию звукопроизношения.

Материал этого журнала используется воспитателями для закрепления приобретённых знаний, отработки умений до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную), в содержание других занятий (математику, художественное творчество, изобразительную деятельность, развитие речи, ознакомление с окружающим миром через наблюдения за явлениями природы и экспериментальную деятельность) а так же в режимные моменты.

Психолог включает следующие направления: коррекционно – развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющими отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций. 
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи ( темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с ОНР усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.

Медицинские работники - изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями. 

 Комплексно-тематическое планирование строится на основе комплексно-тематического плана из ООП МБДОУ и с учётом лексических тем 

2.6.  Задачи, содержание коррекционной работы образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной логопедической  группе

Подготовительная группа

*Развитие словаря:

-Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем

*совершенствование грамматического строя речи

*Развитие просодической стороны речи:

-продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, не допускать форсирования голоса, крика

-учить детей произвольно менять силу голоса: говорить тише, громче, шепотом

-развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх

-учить говорить в спокойном темпе

-продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

*Коррекция произносительной стороны речи:

-завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности

*Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

*Обучение грамоте:

-познакомить с буквами Й, Е, Е, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ

-сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита

-совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений

-научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы

*Развитие связной речи и речевого общения:

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

-стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения

-совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко

-закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану

-совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов

-сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика

-совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием

2.7 Формы образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности по  ОО «Речевое развитие»

Формы организации образовательной деятельности

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Формы организации детей

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Подгрупповые, индивидуальные

Подгрупповые, индивидуальные

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

- логопедические занятия;

- логопедические пятиминутки во время организации других видов НОД;

- логоритмические упражнения во время организации НОД по физическому и музыкальному развитию;

- беседы с рассматриванием иллюстраций, картин;

 -составление разных видов рассказа;    

-пересказ;

-игры драматизации;

-дидактические игры;

-упражнения на развитие речевого дыхания;

-использование речевого материала (чистоговорки, скороговорки и т.д.) для развития навыков звукопроизношения;

 - игровая речевая ситуация;    

-составление и отгадывание загадок;                                                                

- экскурсии, наблюдение;

   - тематические досуги;         - развлечения;                        - чтение художественной литературы           -показ театров;

-«телефонный разговор».                                - проблемные ситуации;

-  создание самодельных книг и альбомов с рассказами, сказками, загадками, которые сочинили дети;

-разгадывание и придумывание кроссвордов, придумывание диафильмов.

- сюжетно-ролевые игры, режиссерские, дидактические, игры-драматизации, игры-имитации; игры с правилами;

-этюды;

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- индивидуальная работа с логопедом;

- индивидуальная работа по заданию логопеда в группе;

-упражнения на развитие речевого дыхания

- чтение художественной литературы;    

- использование речевого материала (чистоговорки, скороговорки и т.д.) для развития навыков звукопроизношения;

- игровая речевая ситуация;

-ситуации знакомства детей разных возрастов;                              

 - наблюдения;

-беседы с детьми;

-привлечение к комментированию, проговариванию действий в процессе продуктивной, игровой деятельности;

- рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, игрушек, моделей, схем;

- рассказы воспитателя;

- проблемные ситуации;                                      - создание самодельных книг и альбомов с рассказами, сказками, загадками, которые сочинили дети.

- работа в логопедическом уголке;

- игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные);                - рассматривание книг, картинок;

- создание самодельных книг и альбомов;   игры с правилами

-беседы;

-практикумы;

-консультации;

-наглядная информация;

-анкетирование;

-помощь родителей в изготовлении пособий, подборе материалов;

-совместные с детьми мероприятия, Дни открытых дверей;

-участие в проектах, экскурсиях.

2.8 Направления деятельности учителя-логопеда.

Направления деятельности

Субъекты деятельности

Дети

Родители

Воспитатели

Специалисты МБДОУ

Социум

Диагностическая и профилактическая работа

1.Выявление  детей с речевыми нарушениями в МБДОУ.    2.Стартовая психолго-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

3.Динамическое наблюдение в процессе обучения.

4.Диагностика результативности коррекционно -  педагогического процесса.

5.Сравнительный анализ результатов.

1.Сбор анамнеза, сведений о раннем развитии ребенка.

2.Анкетирование родителей.

3.Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Направление родителей на консультацию к специалистам для уточнения диагноза (по необходимости)

1.Сбор педагогического и медицинского анамнеза.

2.Совместный анализ результатов диагностики и мониторинга.

3.Привлечение к участию в педсоветах, ПМПк.

Совместный анализ результатов диагностики.

1.Составление цифрового и аналитического отчета, сдача его в УО.

2.Профилактическое обследование детей в дошкольных учреждениях г. Ессентуки

3.Посещение уроков в 1 классе начальной школы

Планирование и организационная работа

1.Комплектование логопедической группы.

2.Зачисление в логопедическую группу на основании решения ПМПК города и заключение договоров.

Сдача списков детей  в УО.

3.Оформление речевых карт и необходимой документации.

4.Организация предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.

5.Подбор и изготовление методического и дидактического материала для индивидуального и коллективного пользования.

6.Планирование работы на год.

1.Обучение родителей приемам стимуляции речевого развития.

2.Оказание консультативной помощи через информационные стенды, индивидуальные и коллективные беседы и др.

1. Методическая помощь педагогам МБДОУ по вопросам коррекции речевого развития детей, подготовка и проведение консультаций и семинаров-практикумов.

2. Методическая помощь педагогам группы по организации ПРС.  

1.Рекомендации по вопросам планирования работы с учетом особенностей детей с проблемами в речевом развитии.

2.Планирование логоритмических, дыхательных, артикуляционных упражнений (муз. рук-ль, педагог-психолог).

1.Участие в работе

МО г. Ессентуки.

2.Повышение профессиональной компетенции через курсовую подготовку, аттестацию.

Коррекционно- развивающая работа

1.Развитие словаря:

-расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных и др. частей речи  в рамках лексических тем;

-расширение понимания значений слов – обобщающих значений, предлогов, синонимов, антонимов.

2.Совершенствование грамматического строя речи:

-усвоение падежных конструкций;

-навыка согласования существительных с числительными и прилагательными в роде ,числе, падеже;

-обучение составлению предложений сложных конструкций со зрительной опорой и без нее.

3.Совершенствование навыков словообразования различными способами.

4.Развитие фонетико-фонематической системы языка

1.Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через систему домашних заданий и создание в семье условий для полноценного речевого развития ребенка.

Рекомендации и задания воспитателям по проведению логопедических пятиминуток, индивидуальной работы с детьми, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик.

Рекомендации и задания специалистам:

-по равитию слухового внимания и слуховой памяти детей;

- по развитию оптико-пространственных представлений и зрительных ориентировок;

- развитию координации движений.

- развитию

темпа и ритма речи, дыхания, орального праксиса,

- развитию фонематического слуха и активизации словаря и т.д.

- определение зон для логопедического массажа.

2.9. Реализация коррекционных задач воспитателями и специалистами МБДОУ в процессе освоения содержания образовательных областей.

Физическое развитие

- Углубление и расширение знаний о гигиене органов рече-двигательного аппарата;  

- Развитие оптико-пространственных представлений и ориентировок;

- Развитие координации движений и мелкой моторики;

- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи;

- Закрепление правильно произносимых звуков в подвижных играх с самостоятельным речевым сопровождением;

- Соблюдение оптимального двигательного режима.

Социально-коммуникативное развитие

- Развитие мелкой моторики;        

 - Обогащение лексики;                    

 -Углубление и расширение реалистических представлений о труде взрослых.

- Активизация словаря в процессе организации разных видов игр;  

- Развитие связной речи, диалогической речи;

- Расширение представлений о нормах и правилах общения

 - Углубление и расширение реалистических представлений об основах безопасной жизнедеятельности  в процессе изучения лексических тем, знаний о возможных травмирующих ситуациях органов слуха и речи.

- Развитие лексико-грамматической стороны речи;      

-Развитие умения самостоятельно высказываться;      

 -Развитие диалогической, монологической речи;        

 -Создание оптимальных условий для реализации коммуникативной стороны речи детей.

Познавательное развитие

- Обогащение лексики;  

 -Углубление и расширение реалистических представлений о мире;

-Развитие связной речи с опорой на личный опыт;    

 -Развитие и активизация основных психических процессов;

-Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

- Углубление и расширение реалистических представлений о мире в процессе чтения  литературных произведений;    

 - Обогащение лексики; осознание языковых средств выразительности  

- Использование художественного речевого материала для  закрепления навыков звукопроизношения.        

Художественно-эстетическое развитие

Развитие:   мелкой моторики; зрительно-пространственного восприятия;

внимания, мышления; сенсорного восприятия; умения отображать в речи свои действия

- Развитие слухового внимания и слуховой памяти;  

- Развитие оптико-пространственных представлений и зрительных ориентировок;    развитие координации движений;      

 - Воспитание темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса; фонематического слуха;

 -активизация словаря.

2.10. Коррекционная работа воспитателя группы.

Коррекционные задачи, стоящие

перед воспитателем

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.                                                                          2.Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. 3.Целенаправленная активизация отработанной лексики.                 4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.                                                                    5.Развитие внимания, памяти, логического мышления, в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.               6.Формирование связной речи.                                                                     7. Закрепление навыков чтения и письма.

1.Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой выполняется в течение дня 3-5 раз.                            2.Пальчиковая гимнастика  выполняется в комплексе  с артикуляционной 3-5 раз.                                        3.Коррегирующаяминигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.                                                                                                                                                           4.Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение (по индивидуальным тетрадям). Содержание данных занятий определено программой:                                       а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;                                                                 б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;                                                                                     в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;                                                                                                      г) повторение лексико-грамматических упражнений;                                                                                            д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.                                                              5.Фронтальная образовательная деятельность по программе МБДОУ (и в соответствии с планом логопедической работы).

Отличительной особенностью этой формы работы с детьми является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ними стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия (логопедические пятиминутки).                                

 6.Коррекционная работа в других видах  деятельности: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого  общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

2.11. Содержание мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Этапы и направления мониторинга

Методы

Диагностические методики

Ответственные.

Оформление результатов.

Сроки

1. Профилактическое обследование

С целью выявления отклонений в речевом развитии воспитанников ДОУ:

- произношение звуков

- лексика

- грамматика

- фонематичекое восприятие

-связная речь

- другие проблемы речевого развития

Экспресс-диагностика

Беседа с ребенком

Рассматривание альбомов для обследования речи.

«Методика изучения уровня речевого развития»,

«Речевая карта ребенка с ОНР от 5 до7 лет»

Справочник логопеда М.А Поваляева 2002 г..

Учитель-логопед

Заполнение журнала  (по форме)

Определение предварительного диагноза.

февраль

2. Стартовая диагностика детей с общим недоразвитием речи.

Параметры исследования:

- поведение и эмоциональная сфера

- слуховое и зрительное восприятие

- восприятие пространственных представлений

- состояние органов артикуляции

- состояние общей моторики

- состояние ручной моторики

- состояние мимической мускулатуры

- состояние артикуляционной моторики

- исследование импрессивной речи

- состояние связной речи

- исследование фонетической стороны речи

- исследование фонематического восприятия

- навыки фонематического анализа и синтеза.

Изучение медицинской документации,   беседы с родителями, наблюдения за детьми, тестирование.

«Методика изучения уровня речевого развития»,

«Речевая карта ребенка с ОНР от 5 до7 лет»

Справочник логопеда М.А Поваляева 2002 г..

Старшая медицинская сестра, врач ДОУ, учитель-логопед, воспитатели

Заполнение речевых карт  логопедом.

Количественная оценка  и оформление диагностических карт

сентябрь

3.Промежуточная диагностика

Проводится с целью наблюдения динамики речевого развития детей, эффективности проводимой работы и планирования по тем же параметрам

Наблюдения и беседы с детьми,

 задания из речевой карты

«Методика изучения уровня речевого развития»,

«Речевая карта ребенка с ОНР от 5 до7 лет»

Справочник логопеда М.А Поваляева 2002 г..

Учитель-логопед

декабрь

4.Итоговая диагностика

Изучение психической сферы,  уровня развития всех компонентов речи: пассивной и активной лексики, грамматики, связной реи, фонетики и фонематики, сформированности навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, овладения элементами грамоты.

Беседы с родителями, наблюдения за детьми, тестирование

«Методика изучения уровня речевого развития»,

«Речевая карта ребенка с ОНР от 5 до7 лет»

Справочник логопеда М.А Поваляева 2002 г..

Учитель-логопед, воспитатели

Количественная оценка результатов мониторинга и оформление диагностических карт

май

Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание динамики развития детей с ОНР и эффективности коррекционного обучения.

Диагностический блок представлен мониторингом динамики речевого развития детей по «Методике изучения уровня речевого развития». На втором году обучения обследованию подлежат все стороны речи. При этом оценка результатов проводится по периодам обучения, с учётом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа, фиксируется в таблицах и выводится общий речевой профиль группы. Результаты изучения состояния речевых процессов позволяют внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы .Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трех балльной системы оценивания.

Результат овладения необходимыми умениями и навыками по образовательной области «Коммуникация» заносится в речевые карты детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по английскому языку 2018-2019 учебный год

Представлены рабочие программы по английскому языку к УМК М.В.Вербикой и Ю.А.Комаровой: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, использованная литература...

Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по технологии на 2018-2019 учебный год...

Рабочие программы по русскому языку 2018-2019 учебный год

Учебник. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.Русский язык....