Приемы сказкотерапии как метод эффективного взаимодействия с детьми с РАС.
статья

Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком, отказом и другими деструктивными проявлениями. Исходя из этого, аутичный ребенок легче входит в контакт не напрямую, а через моделирование сказочной ситуации. С помощью инсценирования знакомой детям сказки, удается включить в деятельность всех учащихся класса по мере их возможностей, это очень важно так как в процессе обучения редко удается добиться коллективного взаимодействия,т.к.задания дифференцированы, темп работы у детей разный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы сказкотерапии как метод эффективного

взаимодействия с детьми с РАС.

      Ни для кого не секрет, что завладеть вниманием ребенка с расстройством аутистического спектра очень сложно. Насильное включение в работу ребенка с таким диагнозом может сопровождаться слезами, криком, отказом и другими деструктивными проявлениями. Исходя из этого, аутичный ребенок легче входит в контакт не напрямую, а через моделирование сказочной ситуации. С помощью инсценирования знакомой детям сказки, удается включить в деятельность всех учащихся класса по мере их возможностей, это очень важно так как в процессе обучения редко удается добиться коллективного взаимодействия,т.к.задания дифференцированы, темп работы у детей разный.

      Часто эмоциональное состояние одного конкретного ребенка или классного коллектива влияет на выполнение запланированной задачи на уроке. Включение игрового и сказочного момента может переключить детей на деятельность. Сказки, знакомые детям, всегда под рукой, что позволяет вернуться к выполнению учебной задачи. Универсальность метода состоит в том, что на примере одного и того же сказочного героя или ситуации можно проработать различные навыки.

   Например, обратимся к сказке «репка». С помощью сказки мы можем повторить математические представления: совершенствовать пространственную ориентировку: «впереди-сзади», «между», «вверху-внизу», «справа-слева», «перед-после», «первый и последний», посчитать героев, соотнести по размеру.

     В качестве развития речи, используется элементарная инсценировка. Активный словарь обогащается словами-обращениями, например «помоги», «подойди».

      Также героев сказки можно соотнести с понятием «человек», у которого есть руки, ноги, голова, одежда. Соотнести с темами «домашние животные», «природа».

    Сюда же можно включить упражения по развитию общей и  мелкой моторики, дыхательной и пальчиковой гимнастики.  Так с помощью фигурок можно развивать подвижность пальцев рук. Как элемент здоровьесбережения, например колючий сказочный ёж, может принести колючий шарик «Су-джок».

       На этапе, когда сказка детям уже знакома и обыграна, и дети не напугаются нового тактильного, зрительного, звукового опыта, вводятся новые игровые объекты в виде кукол бибабо, пальчиковых кукол с огромной вариацией взаимодействия с ними.

Кукольный театр.

        Учащиеся более старшего школьного возраста могут сами инсценировать небольшой кукольный спектакль. Им уже доступно запоминание длинных фраз, последовательность действий и понимание сюжетного рассказа. Достигается это последовательной работой над сюжетом спектакля. Работа включает в себя изобразительные виды деятельности (аппликация, рисование, раскрашивание, лепка и др.), заучивание текста, рассказ по ролям, а также сочинение сказки по опорным картинкам и словам, работа над эмоциональной окраской произношения и звукопроизносительной стороной речи. В процессе работы над сказкой удобно корректировать проявление эмоциональности и безэмоциональности у детей. Сказочные герои помогают работать над силой голоса, заяц, прячась от волка не кричит, а в ситуации, когда нужно позвать на помощь, нужно сделать это громко. Повторение текста развивает правильное употребление простых предлогов  «на», «под», «в». Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния — злость, страх, обиду и т.д, он учится правильно реагировать на происходящее, в зависимости от ситуации.

         Театр – это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Фигурки развивают подвижность пальцев, что необходимо для успешного обучения письму, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

        Таким образом, введение приемов сказкотерапии в учебную деятельность позволяет решить целый комплекс проблем, наблюдаемых у детей с расстройством аутистического спектра и сделать обучение доступным, интересным и понятным.

Сказкотерапия на уроках музыки

А теперь из классной комнаты перенесемся на урок музыки и окунемся в мир ИКТ-технологий, так мною любимых, но не забудем и о сказке.

На мой взгляд, в совместной слаженной работе педагогического коллектива кроется успешность обучения детей с ОВЗ. Нельзя отделять один предмет от другого, также как нельзя отделять обучение от воспитания. Продолжая заданный учителями вектор, я даю детям возможность проявить свои накопленные знания и навыки в другой среде, в других условиях. Особенно это важно для детей с РАС, ведь они зачастую становятся заложниками собственных ритуалов. Нередко ребенок, научившийся продуктивно взаимодействовать со знакомым предметом, не может перенести этот опыт на новый объект.

Отсюда вытекают различные сложности во взаимодействии и, особенно, в выполнении речевых инструкций. Мне, как педагогу, который реже общается с детьми, чем их «классные мамы», очень удобно перенимать методы и приемы, знакомые детям, расширяя и дополняя их, чтобы они отвечали задуманным мною целям и задачам. Так, например, от повторения сказочного сюжета «репки», мы можем плавно перейти к понятиям построения и перестроения «друг за другом», «перед Ваней», «после Маши».

С опорой на образы сказочных героев детям удобнее объяснить принцип движения, т.е. тяжелый шаг – похож на поступь медведя, а легкие прыжки – зайчик. Таким образом, эмоциональные состояния, возникающие под влиянием музыки и сюжета, приобретают внешнее выражение, становятся управляемыми; в результате создаются условия для реального формирования главной составляющей музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку. А значит, заветы Кабалевского и Выготского работают в полной мере.

Тематическое содержание предмета музыки даже для детей, обучающихся по АООП 2 варианту, содержит темы, в которых предполагается элементарный анализ музыкального произведения. Это «весело», «грустно», «быстро», «медленно». Вводить такие понятия детям, у которых нет достаточного накопленного опыта, очень трудно. Каждое из них нужно наглядно продемонстрировать. И удобнее всего, если, например, эмоции сказочного персонажа перекликаются с музыкальным материалом, закрепляются двигательными упражнениями. Яркий радостный итог репки, когда у главных героев получилось задуманное может быть выражено ярким музыкальным отрывком, поскоками, вокализацией. Длинный и протяжный звук «Ура» в конце рассказа возникает сам собой и плавно переходит в дыхательную гимнастику, в которой необходим короткий и глубокий вдох, а затем выдох с открытым звуком.

При этом, сказка и игра идут бок о бок при изучении практически любой темы и на каждом этапе урока. Хотелось бы остановиться на логоритмических упражнениях. Развитие речи – важная составляющая каждого урока в коррекционной школе. Работа над правильным произнесением звуков может проходить в форме озвучивания сказки. Для этого я записываю голоса детей, прорабатывая предложенный звук, а затем составляю из этих записей небольшой иллюстрированный отрывок. Времени это занимает не много, а учащиеся становятся в таком случае непосредственными участниками процесса и даже управляют им доступным им способом.

 [Отрывки]

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом.

Пошла муха на базар и купила самовар.

И покатился колобок дальше.

Таким образом создается основа эмоционального контакта ребенка и взрослого. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

Сказкотерапия, как метод психологической работы с детьми.

·         Сказкотерапия - это лечение сказками, то есть совместное с ребенком  открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психоте...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

«Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему: «Сказкотерапия как метод коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Наиболее важной теоретической и практической задачей коррекционной педаг...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В презентации рассматривается применение  сказкотерапии в работе с детьми с овз...