Главные вкладки

    методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.
    опыты и эксперименты по психологии

    Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, развитие гибкости и доброжелательности во взаимоотношениях с окружающими.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obshchee_schaste.docx30.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Виктория»

            

    По мотивам осетинской народной сказки  «Общее счастье»

    Сценарий:

    педагог – психолог Дударова Р.А.

    воспитатель Калоева О.Р.

    Особая благодарность заместителю директора по ВР Корнаевой Ф.К. за идею.

    Цели и задачи:

    • Продолжение знакомства с обычаями и традициями родного края.
    • Развитие нравственности родного края.
    • Развитие воображения и художественного восприятия окружающего мира.
    • Воспитания доброжелательного отношения друг к другу.
    • Развитие и осмысление опыта взаимоотношений в социуме.

    Роли исполняли воспитанники детского дома «Виктория».

    «Сказочник»  и «Счастье» – голоса за кулисами.

    В массовых сценах участвовали воспитанники детского дома.

    Декорации выполнили: Козаева З.Т., Дударова Р.А., Калоева О.Р.

         

    Сцена первая. Звучит народная музыка «Ханты цагъд». На сцене много народа в национальных костюмах. В центре, в любимом кресле,  отец большого семейства наблюдает за своими домочадцами. Кто –то  из детей танцует. Невестки, кто –то шьет, кто – то готовит еду, кто – то убирает. Жена младшего сына несет  еду хозяину дома.

    Сказочник:

    Здравствуйте взрослые и дети! Я сказочник. Сегодня расскажу и покажу вам добрую сказку.  Итак …

         Жили были муж и жена. И родилось у них не много не мало – тринадцать  сыновей. Когда подросли сыновья отец и мать нашли им невесток и сыграли  не много не мало тринадцать свадеб. Появились у детей свои дети.  Стали они жить да поживать. Отец и мать семейства всем распоряжались. Всем дела хватало. Кто в лесу работал, кто на лугу, а кто в саду. Все были довольны, все были при деле. Всего было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз; стада коров и буйволов; табуны лошадей;  а гусей, индюков и кур без счету. Долго ли, коротко ли, жили они так, но вот пришла беда: разлад в семье.

    Сцена вторая. Двор. Старик и старуха  стоят возле дома и слушают спор сыновей, незаметно для них.

     Во дворе братья ведут спор.

    1 брат: (обращается ко всем) это все мое!

    Старик: (реплика)  всегда все было наше. И всего вдоволь.

    2 брат: ну уж нет, вот этот конь и этот бык мой, а также половина овец и коз.

    3 брат: за этой козой я ходил  не трогай ее.

    4 брат: кто выдоил мою корову?

    Сказочник (голос из-за кулис): и так во всем. И так каждый день. Каждый прячет от других все, что попадает под руку. Каждый ласкает только своего ребенка.

    Старик: ох – ох – ох, (печально качая головой) что же это делается?

    Старуха: молча утирает слезы.

    Старик: смотри старуха, что делается?

    Старуха: ох – ох – ох  (качает головой).

    Сцена третья. Дом. Старики заходят в дом, дети за ними.  Старик садится в свое любимое кресло.

    Старик: слушайте дети, что я вам скажу: пусть этой ночью никто не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.

    Все: хорошо, мы исполним твою просьбу, мы нейдем и других не пустим.

    Сказочник: ночью выпал снег. Когда день отделялся от ночи и петухи стали кричать, возвещая о начале нового дня, старик встал постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого  идет от двери в сторону леса..

    Старик: (одному из сыновей, грозно) собери всех домочадцев до единого.

    Вся большая семья собралась около старика.

    Старик: (сел в свое кресло и разгневанно, громко говорит) не стыдно ли вам меня обманывать? Все как один обещали мне, что никто не выйдет за дверь, сами нарушаете свое слово.

    Старший сын: клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили.

    Старик: ну ладно, посмотрим.  Я узнаю, правду ли вы говорите.

    Сцена четвертая, декорированная под лес,  покрыта искусственным снегом. Несколько искусственных кустарников и деревьев. В углу сцены большое дерево.

    Сказочник: старик надел шубу, взял топор.

    Старуха: (провожает старика, пряча рук под фартук, горестно)  куда так рано отправляешься, да еще в одиночку. Стар ты уже.

    Сказочник: не послушал старик старуху и пошел по следу в дремучий лес. След привел его к высокому дереву и оборвался. Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого не увидел. Тогда старик решил  свалить дерево, снял шубу  и стал рубить.

    Счастье: что ты делаешь, старик, зачем дерево рубишь зря?

    Старик: а ты кто такой?

    Счастье: я Общее Счастье твоей многолюдной семьи.

    Старик: почему же ты сидишь в лесу

    Счастье: где же мне сидеть? Пришлось мне бежать из твоего хадзара (дома). Никто в семье обо мне больше н думает, никто со мной не считается. Позабыли меня , тебя тоже забыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет.

    Старик: (соглашаясь) твоя правда.  В моем хадзаре каждый думает только о себе и часто  даже во вред другому.  Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтоб не только о себе думали, а обо всех, о всей семье, о своем хадзаре.

    Счастье: не могу я вернуться. Но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что у меня попросят. Пусть только каждый попросит что – нибудь одно.

    Сказочник: договорились старик и Счастье, надел старик шубу, взял топор под мышку  и отравился домой.

    Сцена пятая. Дом старика. Старик сердитый  сидит в кресле. По дому  снуют обеспокоенные  домочадцы (перебивая друг друга)

    1. ый: что с нашим дедом?
    2. ой: где он был ночью?
    3. ий: не болен ли?
    4. ый: не сердит ли на нас?
    5. ый: может быть голоден?
    6. ой: а может, не здоров?
    7. ой: не озяб ли?
    8. ой: заштопаны ли носки?
    9. ый: а рубаха как7

    10-ый: не холодна ли его постель?

    Каждый старается услужить, угодить старику.

         Дом старика. В центре, в кресле сидит старик. Вокруг  него собрались все члены семьи и молча его слушают.

    Старик:  Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это?

    Старший сын: почему? Счастье обиделось? Что оно говорит?

    Старик: потому, что вы больше не слушаете меня, вашего старшего. Каждый стал думать только о себе а не о всей семье. Все говорите : «Мое», «Мое», а не «наше». Нам большой дом надо строить, ведь поглядите, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим нет». А Счастье так говорит : «Где не хотят общего добра, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?»

    Сказочник: слушая молча старика, каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье».

    Старик: сегодня утром счастье сказало мне: «Иди домой. Я уважу тебя, дам каждому из твоих домочадцев то, чего у меня попросят. Пусть только каждый просит что – нибудь одно. Пусть старый и молодой, мужчина и женщина скажет, что хотел бы получить от Счастья.

    Все наперебой стали просить  коней, быков, оружие, пшеницы, ячменя. В углу молча  стоит молодая невестка.

    Старик:  чего молчит наша молодая невестка?

    К молодой невестке подходит маленький мальчик, она  наклонилась  к нему и что – то шепчет.

    Мальчик: (громко) пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к  другу.

    Сцена шестая. Темно. Медленно светлеет.  Сцена, декорированная под лес,  покрыта искусственным снегом. Несколько искусственных кустарников и деревьев. В углу сцены большое дерево.  Старик, укутанный шубу, лежит под деревом. Когда совсем светло старик встает, достает топор  и опять хочет рубить дерево.

    Счастье: что тебе нужно от меня?

    Старик: дети мои попросили у тебя быков, коней, оружие, пшеницы… Только самая молодая невестка попросила: «Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к  другу».

    Счастье: все исполню. Однако только просьбу  твоей молодой невестки не могу исполнить. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само.

    Старик: (в негодовании) ты же мне слово дало, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы. Тогда почему не исполняешь просьбу молодой невестки. (Злясь) Клятву нарушаешь? А может ты нарочно расстроило мою семью?

    Счастье: что с тобой поделаешь! Я дало клятву и не в силах ее нарушить.  Ступай себе домой, а там видно будет.

    - Будь  здорово – сказал старик. Надел шубу, взял топор и ушел.

    Сцена седьмая. Звучит веселая народная музыка. Старик  сидит кресле. Старуха на скамье рядом. Кто –то согревает ему руки. кто – то несет теплые носки. Вся семья около старика. Молодые затеяли пляс. У всех радостные лица.

    Сказочник: Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно!

    Звучит веселая музыка. Все участники представления выходят на поклон к зрителям. На перднем плане танцуют старик со старухой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

    Организация работы с учащимися – сиротами и учащимися, оставшимися без попечения родителей

    Семья – это микромодель общества и является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья является проводником в сложный и противоречивый  окружающий мир. Сегодня ...

    ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

    Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

    Использование сказкотерапии как метода для формирования готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в семье.

    Сказкотерапия – это метод, использующий  сказочную форму для  коррекции  эмоциональных и поведенческих нарушений,  интеграции личности,  формирования   навыков...

    Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

    Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

    индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

    Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

    Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...