методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.
опыты и эксперименты по психологии

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, развитие гибкости и доброжелательности во взаимоотношениях с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_schaste.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Виктория»

        

По мотивам осетинской народной сказки  «Общее счастье»

Сценарий:

педагог – психолог Дударова Р.А.

воспитатель Калоева О.Р.

Особая благодарность заместителю директора по ВР Корнаевой Ф.К. за идею.

Цели и задачи:

  • Продолжение знакомства с обычаями и традициями родного края.
  • Развитие нравственности родного края.
  • Развитие воображения и художественного восприятия окружающего мира.
  • Воспитания доброжелательного отношения друг к другу.
  • Развитие и осмысление опыта взаимоотношений в социуме.

Роли исполняли воспитанники детского дома «Виктория».

«Сказочник»  и «Счастье» – голоса за кулисами.

В массовых сценах участвовали воспитанники детского дома.

Декорации выполнили: Козаева З.Т., Дударова Р.А., Калоева О.Р.

     

Сцена первая. Звучит народная музыка «Ханты цагъд». На сцене много народа в национальных костюмах. В центре, в любимом кресле,  отец большого семейства наблюдает за своими домочадцами. Кто –то  из детей танцует. Невестки, кто –то шьет, кто – то готовит еду, кто – то убирает. Жена младшего сына несет  еду хозяину дома.

Сказочник:

Здравствуйте взрослые и дети! Я сказочник. Сегодня расскажу и покажу вам добрую сказку.  Итак …

     Жили были муж и жена. И родилось у них не много не мало – тринадцать  сыновей. Когда подросли сыновья отец и мать нашли им невесток и сыграли  не много не мало тринадцать свадеб. Появились у детей свои дети.  Стали они жить да поживать. Отец и мать семейства всем распоряжались. Всем дела хватало. Кто в лесу работал, кто на лугу, а кто в саду. Все были довольны, все были при деле. Всего было вдоволь у старика и старухи: отары овец и коз; стада коров и буйволов; табуны лошадей;  а гусей, индюков и кур без счету. Долго ли, коротко ли, жили они так, но вот пришла беда: разлад в семье.

Сцена вторая. Двор. Старик и старуха  стоят возле дома и слушают спор сыновей, незаметно для них.

 Во дворе братья ведут спор.

1 брат: (обращается ко всем) это все мое!

Старик: (реплика)  всегда все было наше. И всего вдоволь.

2 брат: ну уж нет, вот этот конь и этот бык мой, а также половина овец и коз.

3 брат: за этой козой я ходил  не трогай ее.

4 брат: кто выдоил мою корову?

Сказочник (голос из-за кулис): и так во всем. И так каждый день. Каждый прячет от других все, что попадает под руку. Каждый ласкает только своего ребенка.

Старик: ох – ох – ох, (печально качая головой) что же это делается?

Старуха: молча утирает слезы.

Старик: смотри старуха, что делается?

Старуха: ох – ох – ох  (качает головой).

Сцена третья. Дом. Старики заходят в дом, дети за ними.  Старик садится в свое любимое кресло.

Старик: слушайте дети, что я вам скажу: пусть этой ночью никто не выходит из дома. Если любите меня, исполните мою просьбу.

Все: хорошо, мы исполним твою просьбу, мы нейдем и других не пустим.

Сказочник: ночью выпал снег. Когда день отделялся от ночи и петухи стали кричать, возвещая о начале нового дня, старик встал постели, открыл дверь и выглянул на улицу. Видит, след взрослого  идет от двери в сторону леса..

Старик: (одному из сыновей, грозно) собери всех домочадцев до единого.

Вся большая семья собралась около старика.

Старик: (сел в свое кресло и разгневанно, громко говорит) не стыдно ли вам меня обманывать? Все как один обещали мне, что никто не выйдет за дверь, сами нарушаете свое слово.

Старший сын: клянемся солнцем, землей и небом, что ни мы, ни дети этой ночью не выходили.

Старик: ну ладно, посмотрим.  Я узнаю, правду ли вы говорите.

Сцена четвертая, декорированная под лес,  покрыта искусственным снегом. Несколько искусственных кустарников и деревьев. В углу сцены большое дерево.

Сказочник: старик надел шубу, взял топор.

Старуха: (провожает старика, пряча рук под фартук, горестно)  куда так рано отправляешься, да еще в одиночку. Стар ты уже.

Сказочник: не послушал старик старуху и пошел по следу в дремучий лес. След привел его к высокому дереву и оборвался. Закутался старик в шубу, остался под деревом на всю ночь, но никого не увидел. Тогда старик решил  свалить дерево, снял шубу  и стал рубить.

Счастье: что ты делаешь, старик, зачем дерево рубишь зря?

Старик: а ты кто такой?

Счастье: я Общее Счастье твоей многолюдной семьи.

Старик: почему же ты сидишь в лесу

Счастье: где же мне сидеть? Пришлось мне бежать из твоего хадзара (дома). Никто в семье обо мне больше н думает, никто со мной не считается. Позабыли меня , тебя тоже забыли. У них только и заботы, что о себе и своих детях. Сам посуди, как же мне оставаться в твоем доме? Где каждый думает только о себе, там мне места нет.

Старик: (соглашаясь) твоя правда.  В моем хадзаре каждый думает только о себе и часто  даже во вред другому.  Но ты уважь старика, вернись обратно. Сколько хватит сил, я помогу тебе, чтоб не только о себе думали, а обо всех, о всей семье, о своем хадзаре.

Счастье: не могу я вернуться. Но зато я другим тебя уважу: я дам каждому из твоих домочадцев то, что у меня попросят. Пусть только каждый попросит что – нибудь одно.

Сказочник: договорились старик и Счастье, надел старик шубу, взял топор под мышку  и отравился домой.

Сцена пятая. Дом старика. Старик сердитый  сидит в кресле. По дому  снуют обеспокоенные  домочадцы (перебивая друг друга)

  1. ый: что с нашим дедом?
  2. ой: где он был ночью?
  3. ий: не болен ли?
  4. ый: не сердит ли на нас?
  5. ый: может быть голоден?
  6. ой: а может, не здоров?
  7. ой: не озяб ли?
  8. ой: заштопаны ли носки?
  9. ый: а рубаха как7

10-ый: не холодна ли его постель?

Каждый старается услужить, угодить старику.

     Дом старика. В центре, в кресле сидит старик. Вокруг  него собрались все члены семьи и молча его слушают.

Старик:  Счастье наше ушло от нас. И просьбы не помогли: не хочет возвращаться. Хорошо ли это?

Старший сын: почему? Счастье обиделось? Что оно говорит?

Старик: потому, что вы больше не слушаете меня, вашего старшего. Каждый стал думать только о себе а не о всей семье. Все говорите : «Мое», «Мое», а не «наше». Нам большой дом надо строить, ведь поглядите, сколько вас стало, а строить никто не хочет, каждый говорит: «Себе я построю, другим нет». А Счастье так говорит : «Где не хотят общего добра, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?»

Сказочник: слушая молча старика, каждый думал про себя: «Правду говорит Счастье».

Старик: сегодня утром счастье сказало мне: «Иди домой. Я уважу тебя, дам каждому из твоих домочадцев то, чего у меня попросят. Пусть только каждый просит что – нибудь одно. Пусть старый и молодой, мужчина и женщина скажет, что хотел бы получить от Счастья.

Все наперебой стали просить  коней, быков, оружие, пшеницы, ячменя. В углу молча  стоит молодая невестка.

Старик:  чего молчит наша молодая невестка?

К молодой невестке подходит маленький мальчик, она  наклонилась  к нему и что – то шепчет.

Мальчик: (громко) пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к  другу.

Сцена шестая. Темно. Медленно светлеет.  Сцена, декорированная под лес,  покрыта искусственным снегом. Несколько искусственных кустарников и деревьев. В углу сцены большое дерево.  Старик, укутанный шубу, лежит под деревом. Когда совсем светло старик встает, достает топор  и опять хочет рубить дерево.

Счастье: что тебе нужно от меня?

Старик: дети мои попросили у тебя быков, коней, оружие, пшеницы… Только самая молодая невестка попросила: «Пусть Счастье даст нам общую жизнь, общую работу и любовь друг к  другу».

Счастье: все исполню. Однако только просьбу  твоей молодой невестки не могу исполнить. Она просит общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу. А это все вместе – я само.

Старик: (в негодовании) ты же мне слово дало, что исполнишь все, о чем попросят мои домочадцы. Тогда почему не исполняешь просьбу молодой невестки. (Злясь) Клятву нарушаешь? А может ты нарочно расстроило мою семью?

Счастье: что с тобой поделаешь! Я дало клятву и не в силах ее нарушить.  Ступай себе домой, а там видно будет.

- Будь  здорово – сказал старик. Надел шубу, взял топор и ушел.

Сцена седьмая. Звучит веселая народная музыка. Старик  сидит кресле. Старуха на скамье рядом. Кто –то согревает ему руки. кто – то несет теплые носки. Вся семья около старика. Молодые затеяли пляс. У всех радостные лица.

Сказочник: Счастье навсегда поселилось в большой семье. И было то Счастье для всех единым. Общим Счастьем было оно!

Звучит веселая музыка. Все участники представления выходят на поклон к зрителям. На перднем плане танцуют старик со старухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа социального педагога с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения...

Организация работы с учащимися – сиротами и учащимися, оставшимися без попечения родителей

Семья – это микромодель общества и является важнейшим звеном в процессе формирования личности ребёнка. Именно семья является проводником в сложный и противоречивый  окружающий мир. Сегодня ...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...

«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к с...