«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
статья

Кляйн Олеся Викторовна

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.

Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы социального педагога в колледже с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Сиротство - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Меняющаяся социальная политика в России акцентирует внимание на необходимости максимальной подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. В условиях перемен именно дети-сироты испытывают на себе и первыми сталкиваются с новейшими реалиями жизни, нуждаются в образовании и воспитании, при помощи которого они смогут обрести стабильность в будущем.

Социальная защита детей-сирот предполагает необходимость не только накормить, одеть их, но и предоставить возможность каждому подростку получить общее и профессиональное образование.

Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Согласно психологическим исследованиям, дети-сироты не могут преодолеть трудностей социализации, профессионального и личностного самоопределения, не в состоянии правильно выстроить программу своей дальнейшей семейной жизни. Выявлены такие проблемы как недостаточная сформированность картины мира, пониженный уровень развития абстрактно-логического мышления, снижен уровень вербально-логического мышления. Симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность.

Главным средством, обеспечивающим преодоление трудностей социализации, является организация в образовательном учреждении деятельности, разнообразной по содержанию, формам, способам ее выполнения, ведь в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.

Главной особенностью социально-педагогической деятельности в колледже является адаптация детей-сирот, ориентированная на развитие коммуникативных навыков, профессиональное совершенствование, овладение нормами поведения в соответствии с общечеловеческими культурными ценностями.

Грамотно организованная работа социального педагога предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание обучающимся комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем подростка: обучение, воспитание, обеспечение самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности подростки оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей.

Важной стороной, обеспечивающей адаптацию студентов в коллективе, является коммуникация. Причины возникновения трудностей вхождения подростка в систему социальных отношений могут быть различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием требований, которые предъявляет окружающий социум.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности - социального педагога. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы социального педагога в условиях профессиональных образовательных учреждений.

Можно выделить ряд основных факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

- завышенная или заниженная самооценка;

- снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

- неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

- неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

- неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

Исходя из перечисленных факторов, в колледже определены направления работы с подростками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- трудовое воспитание;

- духовно-нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание;

- гражданско-правовое воспитание;

- профилактическое.

Социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию различных видов помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

- социально-правовую;

- социально-психологическую;

- социально-информационную;

- духовно-просветительскую.

Ежегодно в колледже проводится мониторинг вовлечённости обучающихся в употребление ПАВ, алкогольных и табачных изделий, который показал, что проблемы наркотизации обучающихся в колледже нет.

При работе с подростками осуществляется взаимодействие с сотрудниками ОДН и ОУУП, КДН и ЗП, Управление опеки и попечительства Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район, специалистами центра ГБОУ ЯНАО «ЦСОН «Домашний очаг».

Ежегодно в колледже в начале учебного года социальным педагогом составляется социальный паспорт колледжа, изучает личные дела вновь прибывших, таким образом выявляет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальным педагогом проводятся диагностики обучающихся, направленные на:

- определение уровня адаптации и социализации;

- определение круга интересов;

- выявление жестокого обращения с детьми;

- определение мотивации к учебной и профессиональной деятельности.

Многие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают социальные и психологические трудности при обучении в колледже. Это выражается в отклонении эмоционально-волевой сферы, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, самостоятельности.

Взаимодействие с обучающимся начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка.

На основе полученных данных социальный педагог совместно с педагогом-психологом анализирует результаты диагностики, вырабатывает единые условия оказания обучающемуся необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуального плана работы с обучающимся.

Для успешной адаптации подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно привлекаются к досуговой деятельности и участию в общеколледжных и городских мероприятиях.

Самое сложное для детей-сирот - оценка самого себя. Недостаточная социальная зрелость, незаинтересованность в получении профессии, низкие познавательные способности, неумение приспосабливаться к новой социальной среде, незнание современных условий жизни обостряют проблему профессионального выбора обучающихся, затрудняют процесс их профессионального самоопределения. Важно своевременно готовить подростков к серьезному поиску своего места в жизни через профессиональную деятельность и делать это необходимо еще во время их пребывания в интернатном учреждении. Это поможет войти в систему социальных отношений, где подростки будут чувствовать свою востребованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...

индивидуальный план работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и ин...

методическая разработка, созданная на освнове работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей с использованием приемов сказкотерапии.

Данная разработка  создана с  целью знакомства детей с обычаями, традициями родного края, развития воображения и художественного восприятия окружающего мира. Развитие навыков конструктивного...

Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Судьбы детей складываются по-разному. Одни растут в благополучных семьях, другие теряют родителей по разным причинам. Как воспитывать таких детей, чтобы они выросли полноценными гражданами нашего обще...

Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, ...

"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях...