"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
материал

Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

«Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройтсва»

ДОКЛАД

«Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

                            Подготовила: социальный педагог А.В. Фотюк

2018 г.

Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

   Положение о  деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное  постановлением Правительства Российской федерации от 24.05.2014 г. № 481 регламентирует деятельность и новые   направления в работе нашего учреждения, которое с 21.09.2015 г. переименовано в муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства».

    В соответствии с указанным Положением и  в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, важным вектором работы специалистов Центра является работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в замещающей семье. Проводится  она  поэтапно и начинается  с выявления желания ребенка жить в семье,  и в этом   ведущая роль  принадлежит воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, педагогу-психологу и социальному педагогу. Такая работа нацелена на снятие возможного состояния тревоги, обусловленной перспективой устройства в семью, и возможной сменой условий проживания.  В результате наблюдения за ребенком, групповых и индивидуальных бесед с детьми, специалисты  выявляют представления детей об идеальной семье, а также выясняют роль, которую отводит себе ребенок в предполагаемой семье.

  Второй этап работы по устройству детей в семью - информирование населения через средства массовой информации  о работе Центра,  приглашение журналистов  с целью написания и помещения в газету статьи ознакомительного характера о конкретном ребенке, который желает обрести семью.  После выхода информации в газете, как правило,  находятся семьи, которые изъявляют желание познакомиться с ребенком и взять его в свою семью хотя бы на непродолжительное время.  Также  Центр организует   мероприятия с целью пропаганды семейных форм устройства детей  для  потенциальный родителей - это  День аиста, день открытых дверей, на которых дети выступают с концертами, проводятся спортивные мероприятия, чаепития.  

   В случае   если   потенциальные родители приняли решение принять ребенка в семью, получили заключение о возможности быть приемными родителями  и  направление отдела опеки и попечительства на посещение конкретного ребенка, с ними встречаются  социальные педагоги, которые в индивидуальной беседе  информирует будущих родителей об индивидуальных особенностях ребенка, дает рекомендации по успешной адаптации ребенка в семье.  

  Далее организуются  встречи ребенка с кандидатами в приемные родители   в стенах Центра, где обеспечиваются  комфортные условия для таких посещений.  На данном этапе может осуществляться заочное знакомство и с остальными членами семьи (например, рассказ о каждом из них, показ фотографий и т.д.). Таких встреч ребенка с потенциальными родителями может быть несколько. После некоторого промежутка времени (обычно не более 3-4 недель) ребенок принимает окончательное решение о своем пребывании в данной семье.  Если ребенок дает свое согласие, то целесообразно начинать с короткого пребывания ребенка в семье (выходные дни, каникулы). На практике мы убедились в том, что лучше приурочивать начало проживания в семье к началу каникул, поскольку это позволяет не отрывать  ребенка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации.

   По возвращению ребенка из семьи с ним проводит беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, в ходе которых выясняется мнение ребенка о пребывания в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований,  желания  повторного посещении данной семьи.     Заключительный этап работы по передаче ребенка в семью, заключается в организации контакта с приемными родителями и ребенком, наблюдением  за условиями жизни и воспитания ребенка в данной семье.

   В соответствии  с требованиями вышеуказанного Положения  специалисты Центра  в своей  деятельности большое значение уделяются работе   с  биологической  семьей  детей, оставшихся без попечения родителей.  Ведется работа с родственниками ребенка в целях нормализации отношения и содействия возвращению  детей в  семью. Оказывается  помощь в восстановлении родителей в родительских правах, которая выражается   в работе с ребенком по устранению последствий психологической травмы, подготовка ребенка к встрече с родителями,  работа  по недопущению прошлых ошибок в воспитании ребенка, проводится  консультирование, оказывается юридическая  и психологическая помощь в целях обеспечения возможности восстановления родителей в своих  правах.

  С февраля 2014г. в нашем учреждении функционирует группа временного пребывания детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  Это дети одиноких матерей (отцов), оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, временно не имеющие возможности содержать ребенка, при наличии документов, подтверждающих указанный статус, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий.   Положение о  деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,      расширило круг лиц, которые имеют право на государственную поддержку в виде временного помещения своих детей  в подобные учреждения, это  дети, чьи родители, опекуны (попечители) по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении детей.  

    Дети могут находится на реабилитации  до 1 года. Отчисление детей из группы временного пребывания и передача ребенка в семью осуществляется по истечению срока действия Соглашения и при наличии обстоятельств, подтверждающих готовность семьи к дальнейшему содержанию ребенка.

       Дети, являющиеся членами одной семьи или находящимися в родственных отношениях, размещаются в одной комнате по семейному принципу, но с учетом психологической совместимости.

  Для организации коррекционно-реабилитационной работы с семьями, находящимися  трудной жизненной ситуации в Центре создана Служба сопровождения детей, проживающих с родителями.   Данная  Служба осуществляет  комплексное  сопровождение семьи, а именно:

1. Осуществляется социально-педагогическая помощь, которая  предполагает деятельность социального педагога, направленную:

-  на проведение  комплексной  социально-психологической оценки семьи с целью установления контакта с родителями детей,  выявления  перспектив для восстановления утраченных социальных функций семьи;

- разработку индивидуального плана комплексного сопровождения семьи, включающий в себя: консультирование, решение проблем с трудоустройством, организация лечения от алкогольной зависимости, взаимодействия с субъектами профилактики и другими органами, организациями и специалистами на всех уровнях;

-налаживание внутрисемейных связей, создание благоприятной психологической атмосферы, коррекцию ценностных приоритетов;

- оказание помощи детям, которые нуждаются в защите и охране прав и законных интересов;

- оказание социально-педагогической помощи всем членам семьи детей (ребенка) в вопросах преодоления педагогической некомпетентности, с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей;

- консультирование родителей, законных представителей по вопросам воспитания несовершеннолетних.

   Для выявления существа семейной проблемы и причин их возникновения социальные педагоги начинают реабилитацию семьи с проведения  обследования  жилищно-бытовых условий.   По результатам контрольного обследования жилищно-бытовых условий социальным педагогом составляется акт, в котором фиксируется санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения,  наличие необходимой мебели, места для отдыха, занятий, развивающей зоны.  Исходя из данного обследования и определяется конкретная помощь со стороны Центра, которую необходимо оказать в благоустройстве жилья.  Администрация Центра привлекает  помощь спонсоров  в случае необходимости  приобретения необходимых строительных материалов для производства косметического ремонта, необходимой мебели, решает вопрос санитарной обработки жилого помещения от вредных насекомых.

   В большинстве случаев в группу временного пребывания помещаются дети безработных родителей. В связи с этим стоит острая необходимость их трудоустройства.  Социальные педагоги находятся в тесной взаимосвязи со специалистами Центра занятости населения,  в целях получения информации о вакансиях  на предприятиях и организациях  г. Чехова и Чеховского района, решения вопроса постановки на учет в качестве безработных, а также помощь в восстановлении утраченных или оформлении необходимых для трудоустройства документов.  

   Многие родители злоупотребляют спиртными напитками, но отказываются признавать алкогольную зависимость. Социальные педагоги осуществляют связь с врачом наркологом,  к которому направляют таких родителей для постановки  на профилактический учет. После такого посещения родители предоставляют справку о посещении наркологического отделения.  В некоторых случаях  существует острая необходимость стационарного лечения  от алкогольной зависимости.

    Опыт работы с такими семьями показал, что у большинства родителей  низкий уровень правовой культуры,  порой родители  не знают своих законных   прав: есть мамы, которые не смогли оформить детское пособие, материнский капитал, не воспользовались правом улучшения своих жилищных условий. В этой связи таким родителям оказывается консультативная помощь.

   Работа с родителями предполагает  проведение бесед на  темы, связанные с организацией семейного быта, ведения хозяйства, планирования и расходования семейного бюджета.   Также проводятся консультации  с родителями  по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  детей.

    Проведение таких занятий направлено на формирование достаточного уровня социальной  и педагогической готовности родителей к  приему детей в семью.

   Для более эффективной работы составляется  совместный план сопровождения  (реабилитации) семьи  с субъектами профилактики,  в котором отражаются  проблемы семьи,  определяется основная и промежуточная цель.

   В процессе реабилитации  семьи четко просматривается желание родителя преодолеть трудную жизненную ситуации. При отсутствии положительных результатов реабилитации, когда родители не желают менять свой образ жизни и отношения к детям, администрация Центра направляет информационное письмо в орган опеки и попечительства, в КДН и ЗП о безуспешной  реабилитации семьи с указанием причин безответственного отношения  родителей к  обязанностям в отношении детей.

    При помещении ребенка в Центр на каждого   формируется личное дело,  в котором хранится вся информация о ребенке, копии документов, реабилитационная карта, в которой отражается вся работа по реабилитации  семьи и ребенка.  

    Реабилитация ребенка начинается с  проведения психолого-медико педагогического консилиума, так называемого экспресс-консилиума с целью выявления проблем в развитии ребенка, наметить пути решения.  Далее осуществляется периодическая оценка динамики реабилитации  и развития ребенка на плановых ПМПК, которые проходят 1 раз в 3 месяца. При необходимости  ребенка направляют на районный и областной ПМПК для определения уровня его развития, программы обучения, типа образовательного учреждения.  После обследования ребенка составляется  индивидуальная коррекционно-развивающая программа, по которой специалисты Центра организуют свою работу с ребенком.

    Весьма серьезную роль в реабилитации семьи играет проведение  досуговых мероприятий в Центре, куда приглашаются родители детей в целях сплочения родственных отношений, обучения навыкам взаимодействия с детьми,  развития интереса к совместному времяпровождению,  формирования у родителей уверенности в собственных педагогических силах.  

  Диагностическая и коррекционная работа с несовершеннолетними осуществляется только с письменного согласия родителей, законных представителей  или лиц, их заменяющих.

    Критерием эффективности данной работы является  степень реабилитации  родителя, то есть восстановление способностей к трудовой деятельности, благоустройство жилого помещения, создание благоприятных условий для нормального развития и воспитания ребенка.  

  Критерием эффективности работы с детьми - успешная динамика развития в познавательной сфере, стабильность эмоционально-волевой сферы, гармонизация семейных и межличностных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Организация работы социального педагога школы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный материал может использован социальными педагогами школы в работе с опекаемыми детьми...

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»

Методическое объединение на тему: «Социальная адаптация воспитанников в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как психолого-педагогическая проблема»...