Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья по теме

В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, организацию досуга, пропаганду здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технология работы с детьми, отклоняющего поведения, в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.

Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.

У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.

В  детском доме созданы условия для нормального воспитания и развития личности ребенка:

гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

демократические принципы и стиль управления детским домом, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;

разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Работа в детском доме строиться в соответствии с международными законодательными актами, законами РФ (№120-ФЗ РФ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», №159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних» и другие), законами ЯНАО (№40-ЗАО от 05.04.2010г. «О мерах по содействию физическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории ЯНАО», №106-ЗАО от 28.12.2005 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ЯНАО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие), Постановлениями Администрации ЯНАО (Постановление №26 от 20.01.2005 «О порядке и размерах предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ЯНАО», Постановление №252- А от 20.05.2009 «Об утверждении положения о порядке формирования и ведения регионального банка данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» в ЯНАО» и другие)

Кроме того, используются законодательные акты локального уровня: Устав детского дома, Кодекс законов о дисциплине, Положение о социально-педагогической службе, Положение о Совете профилактики и приказы директора детского дома.

Основными задачами деятельности  по профилактике правонарушений и безнадзорности:

1. Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий воспитанников, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

3. Социально-педагогическая реабилитация воспитанников, находящихся в социально-опасном положении

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

         Остановлюсь на основных направлениях работы с детьми девиантного поведения.

Профилактическая работа с воспитанниками

Одним из методов   профилактической работы   следует выделить закрепление основ правовой культуры: правовое   просвещение и   воспитание детей.  На протяжении нескольких лет в  детском доме «Семья» проводится лекторий «Закон и подросток», цель которого формирование социально полезных (приемлемых) убеждений, чувства ответственности за принятые решения; осознание неразрывной связи свободы, прав и обязанностей всех членов общества, знакомство с мерами ответственности за нарушение закона. Для осуществления данной  цели педагогическими работниками систематически проводятся беседы,  лекции,  дискуссии. Кроме педагогов в работе лектория активное участие принимают специалисты смежных структур. Здесь следует отметить, что сотрудничество детского дома с различными организациями города, образовательными учреждениями строится в рамках не только профилактической,  но и реабилитационной,  адаптационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Для обеспечения эффективной работы в данном направлении в детском доме выстроены межведомственные связи, которые обеспечиваются  

через планирование совместных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений среди воспитанников детского дома с органами внутренних дел города (отделом по делам несовершеннолетних, отделом по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции, отделом по воспитательной работе УВД), лечебно-профилактическими учреждениями (детская поликлиника, психоневрологический диспансер, центральная городская больница),  учреждениями образования (школы, дошкольные образовательные учреждения, ГОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», Институт нефти и газа филиал в г. Ноябрьске)

через взаимодействие с  комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города,  комплексным центром социально-досугового обслуживания детей и молодежи, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Гармония»; Центром патриотического воспитания; МУ «Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие»; Управлением социальной защиты населения, Управлением по делам семьи и молодежи, Центром занятости  населения

обеспечение межведомственного взаимодействия через систему дополнительного образования сводится к организации досугового времени воспитанников как внутри учреждения, так и  в рамках города (взаимодействие с СОК, спортивными секциями, КСК «Ямал» и др).

через совместную работу с Ноябрьским МРО УФСКН РФ по ЯНАО (отдел по борьбе с наркотиками), ОЦ СПИД для проведения совместных мероприятий, бесед, экскурсии, составления совместного плана работы в рамках профилактики правонарушений и безнадзорности и профилактики употребления ПАВ.

В системе работы со смежными структурами следует отметить взаимодействие с МУ «Комплексный центр социально - досугового обслуживания детей и молодежи» управления по делам семьи и молодежи. Основными направлениями работы является:

выявление несовершеннолетних детей, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

формирование  городского банка данных о несовершеннолетних детях, находящихся в социально-опасном положении;

разработка комплекса мер по обеспечению несовершеннолетних общим, средним (полным) общим образованием, оказанию социально-педагогической поддержки детям;

совместные совещания, семинары, конференции по вопросам педагогического партнерства.

Главным координирующем органом системы профилактики в детском доме является Совет профилактики. Кроме профилактической, аналитической деятельности Совет осуществляет контроль за реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных мероприятий в детском доме. Создана рабочая группа в состав, которой входят начальник отдела опеки и защите прав детства, зам. начальника КДНиЗП (по согласованию), инспектор ОПДН УВД по г. Ноябрьск, социальный педагог детского дома, психолог, зам.директора по УВР, общественного помощника уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО (г. Ноябрьск).  Данная группа работает по урегулированию конфликтных ситуаций между воспитанниками и сотрудниками детского дома.

Целью деятельности Совета является:

Создание условий для социальной, психологической, педагогической помощи воспитанникам, оказавшимся в  трудной жизненной ситуации;

Формирование и укрепление системы профилактической работы в детском доме  по предупреждению правонарушений, безнадзорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних;

Представление и защита прав и законных интересов воспитанников детского дома.

Основными направления работы Совета является:

Совет осуществляет аналитическую деятельность

Совет осуществляет непосредственную деятельность по профилактике правонарушений  и антиобщественных действий среди воспитанников детского дома

Совет осуществляет контроль за реализацией мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в детском доме.

С воспитанниками, состоящими на профилактическом учете в ОПДН ОМВД и КДНиЗП, проводится индивидуально-профилактическая работа. На каждого заводится карта сопровождения, включающая основные направления: социально-демографические данные, уточнение социального диагноза, материальной ресурс, социальный профиль несовершеннолетнего, программу индивидуально-профилактической работы, в карте отмечена работа педагога-психолога и реабилитационная работа всех участников педагогического процесса.

К профилактической и реабилитационной работе с данными воспитанниками привлекаются медицинские работники, инспектора ОПДН, участковые, психологи и социальные педагоги муниципальных образовательных учреждений.

Индивидуальная работа с воспитанниками

Индивидуальная работа с воспитанниками строится на изучении их индивидуально-психологических особенностей, характера, стиля поведения.

Со всеми  воспитанниками детского дома систематически проводятся индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим детского дома, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль за поведением, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из  воспитанников.

В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

Одним из направлений индивидуальной работы является профориентационная работа с воспитанниками, основными задачами которой является:

ознакомить с видами и особенностями профессий, с путем достижения профессионализма;

провести диагностические исследования детей с целью выявления особенностей, склонностей, интересов личности;

сформировать профессиональные и личные качества;

познакомить детей со среднеспециальными, высшими учреждениями образования в нашем городе,  дать подробную информацию о сроках обучения, вступительных экзаменах;

ознакомить с путями поиска работы и средствами самопрезентации;

сформировать навыки профессионального планирования.

 Организация досуга воспитанников

Организации досугового времени воспитанников как внутри учреждения, так и  в рамках города обеспечивается  через межведомственное взаимодействие с системой дополнительного образования. Дети посещают городские спортивные секции, клубы. В детском доме организована культурно-досуговая деятельность: реализуется план в каникулярное время, систематически дети посещают тренажерный зал, бассейн, проводятся мероприятия на различные тематики (спортивные, интеллектуальные) и т.д. В  летний период все воспитанники детского дома  организованно выезжают в лагерь  отдыха.

 Пропаганда здорового образа жизни

Основной целью данного направления работы является сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ.   В детском доме проводятся различные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни: спартакиада, воспитательские часы, встречи, беседы  с медицинскими работниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...

Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»

Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Инновационные подходы в работе социального педагога в рамках учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Все виды деятельности организации строятся на принципах наилучшего  обеспечения интересов семьи и детства. Наше учреждение является организацией,  куда помещаются дети под надзор, на период ...

"Новые направления в работе социального педагога в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Главный вектор в работе специалистов учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - подготовка воспитанников к проживанию в замещающих семьях...