Принятие «особого ребенка» в семье, стадии принятия
консультация

Петиш Светлана Ивановна

Каждый родитель особого ребенка проходит нсколько этапов принятия ситуации: отрицание, гнев, депресия, принятие ситуации и готовность помогать своему ребенку и любить его таким, какой он есть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stadii_prinyatiya_osobogo_rebenka.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Принятие «особого ребенка» в семье

Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение, радость, гордость, то рождение ребенка с ограниченными возможностями, расценивается как жизненная катастрофа. Если в семье надолго поселилась беда  - болен ребенок, то первое чувство, посещающее родителей,  - это отчаяние.   Рождение ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей по-разному, но в большинстве своем действует как сильнейший психологический стресс. На этой почве часто  возникают между супругами конфликты и основные функции такой семьи нарушаются. Зачастую самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию эти семьи, как правило, не способны.

Стадий принятия семьей «особого ребенка».

Стадия отрицания характеризуется тем, что родители, не желая замечать особенностей развития ребенка, давят на него, принуждая его делать то, что ему не по силам. Они могут отказываться от психолого – педагогической поддержки и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза. Поставленный ребенку диагноз, как правило, вызывает у родителей реакцию шока, неверия. На первых порах отрицание позволяет "выжить", но не может защитить от реальности. Если подобная реакция затягивается, это безусловно влияет на состояние ребенке. Отрицая диагноз, родители могут продолжать предъявлять к нему требования, которые ребенок не в состоянии выполнять. В некоторых случаях, пытаясь добиться пересмотра поставленного диагноза, родители отказываются от участия ребенка в необходимых занятиях и программах, что тормозит лечение. Многие на этой стадии испытывают растерянность, оцепенение, дезорганизацию и беспомощность.

Специалистам, работающим на данной стадии с семьей, необходимо знать, что при сообщении родителям диагноза они не в состоянии принимать детальную информацию о необходимом лечении. Первое, в чем нуждаются родители больного ребенка в этот период, это поддержка и сострадание. Основная задача специалиста на данном этапе - установление доверительных отношений и мотивация родителей на сотрудничество с врачами. Кроме того, важно учитывать, что специалист, участвующий на этом этапе в консультации родственников, может повлиять на формируемый в семье стиль обсуждения болезни.

На стадии сделка родители уверены, что если приложат максимум усилий в реабилитации ребенка или примут участие в каком-нибудь добром деле, состояние ребенка чудесным образом улучшится. Это улучшение должно стать «наградой» за старательную работу, помощь другим и т.д. Для этой стадии характерно стремление родителей "излечить" ребенка, полагаясь на справедливость, вознаграждение за "добрые дела". Надежда на чудесное исцеление, поиски "всемогущего врача", обращение к религии дают родителям ощущение возможности повлиять на ситуацию, ощущение контроля, которого они лишились. Появляются мысли о том, что если родители совершат необходимые действия (будут горячо молиться, бескорыстно помогать нуждающимся и т.д.), то болезнь исчезнет. Подобные реакции родителей нормальны и оправданны. Они дают облегчение и возможность действовать в ситуации, когда от человека мало что зависит.

Важным моментом является работа специалистов с чувством вины. Начиная с того времени, как семья узнает о заболевании ребенка, практически всегда запускается процесс поиска виновного в случившемся, что не позволяет конструктивно решать возникающие проблемы. Обвинение себя или друг друга влияет на поведение членов семьи. Они ведут себя таким образом, будто причинили больному вред, боятся, что они сделали что-то не так, со страхом ждут обвинений со стороны окружающих. Больные могут "эксплуатировать" чувства вины родственников, становясь чрезмерно требовательными и капризными.

Стадия гнев. Со временем, когда родители понимают, что чудесного исцеления не произойдет, они переходят на стадию гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать необходимую помощь, не обладают нужными знаниями, невнимательно относятся к ребенку и т.д. Не каждый специалист, работающий с больным, может спокойно воспринимать гнев со стороны родителей. Врач, видящий свою задачу в лечении пациента, может чувствовать себя оскорбленным такой "неблагодарностью". В обществе также не принято открытое выражение гнева, который считается негативной эмоцией, поэтому его принято сдерживать, скрывать. В этой связи ценность психотерапии заключается именно в том, что терапевт не только позволяет, но и поощряет выражение гнева, в некоторых случаях обучает родителей его выражать. Следует отметить, что в семьях, где не принято открытое выражение эмоций, происходит отчуждение, повышение тревоги, усиливается депрессия. Когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка на место гнева приходит чувство депрессии.

Стадия депрессии. Тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями. Осознание хронической природы заболевания и его последствий приводит к появлению у родителей депрессии. В некоторых семьях это кратковременная реакция, за которой следует принятие болезни и конструктивные действия по приспособлению жизни семьи к лечению и воспитанию больного ребенка. Во многом тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка и от ее способности справляться с трудностями.

Прикратковременной подавленности родителей специалисты должны заверить их в том, что эти чувства нормальны. Не следует рассматривать случайные перепады настроения как глубокую личную проблему. Тем не менее, крайне важно отличать клиническую депрессию от более умеренных ее форм и от нормальной дисфории. Следует обращать внимание на признаки возврата на ранние стадии (отрицания, гнева), однако не стоит рассматривать это как проявление патологического поведения, если при этом чувства не превращаются в хронические и болезненные.

Возможной реакцией на этой стадии является реакция отчуждения, когда родители испытывают опустошенность и безразличие ко всему. Такая реакция может означать, что родители помимо своей воли начинают признавать реальность нарушений, и тогда это - поворотный пункт процесса адаптации.

Последняя стадия — принятие — Принятие считается достигнутым, когда родители могут:

- относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;

- сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;

- сотрудничать со специалистами, составлять краткосрочные и долгосрочные планы;

- иметь личные интересы, не связанные с ребенком;

- уметь что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;

- не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.

Самым тяжелым кризисным периодом в жизни семьи является сообщение о нарушениях развития ребенка. В это время родители особенно нуждаются в поддержке. Непосредственные реакции родителей на постановку диагноза - потрясение, глубокое разочарование, тревога и депрессия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в семье растет" особый" ребенок

В данной статье представлены рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Поможет правильно соориентироваться в воспитании и обучении особых детей....

В семье особый ребенок

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей...

«Особый ребенок в семье».

laquo;Особый ребенок в семье»....

Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим особого ребенка

Статья описывает цели, задачи, принципы и подходы при взаимодействии педагога, психолога, организующего работу с семьей, имеющей ребенка с отклонениями в развитии....

Проект "В семье особый ребенок"

Для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)...

Использование «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения

Описание использования «Метода трех вопросов» с семьей «особого ребенка» в период дистанционного обучения (из опыта работы)...

Семья с "особым ребенком"

В памяте дается описание стадий принятия информции родителями "особого" ребенка и рекомендации, что  с этим делать....