Активизация связной речи на уроках штукатурно-малярного дела
методическая разработка (8 класс)

Мохов Евгений Алексеевич

В статье описан ряд  речевых приёмов, которые применяются для обучения детей с нарушениями речи. Целью обучения является обогащение связной речи и усвоение трудовых навыков

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st-mohov_e.a_1.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приёмы активизации связной речи на уроках штукатурно-малярного дела

Мохов Е.А.

ОГКОУ Вичугская школа-интернат №2,

п.Старая Вичуга, Вичугский район, Ивановская область.

В статье описан ряд  речевых приёмов, которые применяются для обучения детей с нарушениями речи. Целью обучения является обогащение связной речи и усвоение трудовых навыков

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно иметь практическую направленность на формирование значимых умений, владение которыми максимально  поможет ученику реализоваться во взрослой жизни.        

Таким образом, мы исходим от того, что необходимо создать модель специального обучения профильному  труду, которая  обеспечила бы владение обучающимся технической лексикой, терминологией, произношением слов, практическими умениями. Для этого требуется создать максимально практическую направленность уроков.

Работа строится так, чтобы ученики видели чёткую последовательность операций, (например,  подготовка стены к оштукатуриванию или смена одного инструмента на другой), и фиксировали все свои действия в словах. Начинать работу необходимо с более простых операций и инструментов и постепенно переходить к более сложным.

Одним из эффективных способов активизации связной речи в образовательном  процессе является внедрение продуктивного диалога. Это помогает решать задачи развития речи  детей. В беседе с обучающимся  составляется план выполнения  различных операций,  при этом необходимо следить за тем, чтобы школьник  использовал профессиональные термины. Для усвоения нового материала необходимо чтобы дети были активны и принимали непосредственное участие в диалоге, усваивали новые знания и в самостоятельной работе, требующей мыслительной и речевой деятельности.

На различных этапах своей деятельности обучающиеся  объясняют показанные операции учителем. Например, учитель смачивает стену для того что бы накидать раствор, затем обучающиеся  пробуют сделать это сами, проговаривая все свои действия.

Первый этап обучения – это ознакомление обучающихся с  предметами и инструментами,  необходимыми для работы в штукатурно-малярной мастерской. Задачи первого этапа заключаются в том, чтобы закрепить на практике  полученные знания и навыки на уроках штукатурно-малярного дела. На этом этапе уделяется особое внимание тому,  как формируется речевая деятельность у школьников: учитель объясняет и показывает каждое движение, затем обучающиеся повторяют все вместе сказанное учителем и повторяют действие.

На первом этапе детям  сложно давать чёткие ответы на вопрос учителя, поэтому важно, чтобы ученики при выполнении различных практических работ проговаривали все свои действия и развивали речевую деятельность.

На втором этапе обучения продолжается формирование различных навыков, более углублённое изучение свойств строительных материалов, назначения инструментов и приёмов выполнения штукатурных работ  при большей самостоятельности.

На втором этапе важно формировать у обучающихся  умение вслушиваться в сказанное учителем, различать разные строительные материалы и инструменты, знать чёткую последовательность различных операций, дополнять ответы своих одноклассников.  

Пример диалога на уроке:

- Какими инструментами мы будем наносить штукатурный раствор на стену?

- Штукатурный раствор наносится с помощью штукатурной кельмы и сокола.

- Для чего нужен сокол?

- Сокол служит для поддержания и доставки раствора к месту работы.

- Для чего нужна штукатурная кельма?

- Для набрасывания раствора на поверхность.

Обучающиеся  дают ответы на те вопросы, которые касаются только тех инструментов  или материалов, о которых уже шла речь. Опрос, проверка знаний  пройденного  ранее материала проводится в начале каждого урока, далее объясняется новая тема и также обговаривается. После того, как новый материал усвоен, ученик приступает к выполнению практического задания, обговаривая все свои действия.

Если учитель замечает, что ученик делает что-то неправильно, он останавливает работу и показывает правильные действия или различные способы нанесения штукатурного раствора на поверхность. Далее ученик старается повторить действия на примере учителя. Особое внимание уделяется  правильности, чёткости и громкости  ответов и соблюдению различной последовательности выполнения работы.

Для речевого развития на уроках штукатурно-малярного дела используются различные пословицы и поговорки о труде, когда  обучающиеся объясняют, как они понимают ту или иную пословицу. Например,  пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» учит, что если не стараться и не прилагать каких-либо усилий, ничего не получится.

Для развития слухового внимания, ученикам предлагается определить, какую операцию выполняет учитель. Учитель предварительно знакомит учеников со звуком различных операций, далее обучающиеся поворачиваются спиной к учителю и на слух определяют, какое действие выполняет  учитель. Например, учитель очищает поверхность от пыли и грязи. Дети называют: «Учитель очищает поверхность от пыли и грязи с помощью металлической щётки».

Так же ученикам предлагается работа в группах, когда учитель раздаёт  детям карточки с изображением  последовательности  операций. Для выбора правильного ответа ученики должны общаться между собой. Если ответ от учеников не последовал, учитель задаёт наводящие вопросы, тем самым устанавливается речевое общение друг с другом и учителем.

На третьем этапе обучения ставится задача познакомить учеников с новыми материалами, инструментами, а так же закрепить ранее полученные знания.

Речевой задачей ставится пополнение словарного запаса ученика и применение изученных терминов в связной речи. С целью  обогащения словаря ученики выполняют лексические упражнения,  подбирают синонимы или антонимы к различным терминам. Например, сухая (мокрая) штукатурка, шуруп скрепляет (соединяет) гипсокартон. Если ученик затрудняется с ответом, то учитель предлагает детям перечень синонимов или антонимов, и ученики  выбирают из предложенных слов учителем подходящее. Так же для развития речи обучающиеся составляют словосочетания, предложения или небольшие рассказы,  о материалах или инструментах. Например: словосочетание (металлическая щётка), предложение (я очищал поверхность от пыли и грязи металлической щёткой), рассказ(Я очищал поверхность от пыли и грязи металлической щёткой. После я беру кисть и смачиваю поверхность. Далее приступаю к оштукатуриванию стены с помощью кельмы и сокола. Выравниваю поверхность с помощью полутёрка и получается ровная стена).

Перед началом практической работы проводится анализ различных операций, а дальше ученики приступают к самостоятельной работе. Если ученик затрудняется что-то сделать самостоятельно, ему помогает учитель. При этом используются поисковые и наводящие вопросы  или показ. По завершению практической работы обучающиеся сравнивают свою работу с образцом, который предлагает учитель и с работами других учеников, и рассказывают о  выполнении своей работы.

В результате постепенного освоения материала у детей формируется чёткое представление, как нужно правильно выполнять свою работу.

Задача четвёртого этапа заключается в закреплении пройденного материала в течение всего года.

Большое внимание уделяется самостоятельным действиям учеников. Проводятся анализы работ, обсуждение с учениками и выявление недостатков.

Так же учащимся предлагается экскурсия на строительные объекты, где они имеют возможность познакомиться с новыми механизмами и новыми терминами. Это позволяет  ещё больше заинтересовать школьников профессией строителя, создаёт положительную мотивацию для дальнейшего обучения и приобретения специальности.

Разнообразие форм занятий и способов организации речевой деятельности способствует выработке у обучающихся умения практически использовать навыки разговорной речи в различных условиях, в разнообразных сочетаниях учебной и трудовой деятельности.    

 

   

            

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал для уроков штукатурно-малярного дела

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащихся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителя. Как показывает опыт, успешность освоения пр...

Использование наглядных пособий на уроках штукатурно-малярного дела

Уроки штукатурно-малярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, сам...

Презентация к уроку штукатурно-малярное дело,по теме "Инструмент для отделочных работ".

На протяжении веков изменения происходили  не только в материалах,но и в типе используемых инструментов....