Эффективные приемы коррекции нарушений чтения
статья

Быкова Анастасия Павловна

Навык чтения является базовым умение для формирования основным надпредметным знаний.  Как показывает практика в каждом классе есть учащиеся, которые не овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы в установленные сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах дети не умеют  читать правильно, быстро и осознанно. Нарушения чтения чаще всего наблюдаютс у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи, у детей с ОНР, ЗПР и интеллектуальными нарушениями. В стать представлен опыт работы по данной проблеме, описана структура логопедического занятия и эффективные приемы коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_korrektsii_chteniya.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные приемы коррекции нарушений чтения.

      В младшем школьном возрасте “весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка” (С.Л. Рубинштейн).

     Как показывает практика, в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные  сроки. Обучаясь во втором, третьем и более старших классах, дети не умеют читать правильно, бегло, осознанно, выразительно.

    Нарушения чтения чаще всего наблюдаются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, у детей с ОНР, ЗПР и интеллектуальными нарушениями. Дети допускают при чтении множество ошибок: это различные замены букв и слогов, «застревание» на одной букве, слоге, неоднократное повторение, побуквенное  угадывающее чтение. Возникают проблемы с пониманием прочитанного.

     Дети с ОВЗ еще одна группа детей, которые в силу своих дефектов развития так же испытывают трудности в овладении чтением. Почти у всех обучающихся этой группы наблюдаются дислексии, выражающиеся в различных стойких, специфических ошибках при чтении.

          Навык чтения является базовым умением для формирования остальных надпредметных знаний, очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

           В течении нескольких лет мною проводилась экспериментальная   работа с целью отбора и применения наиболее эффективных методов коррекции нарушений  чтения.  И в результате сложилась комбинированная методика работы с данной группой детей

     После подготовительного этапа, когда у обучающихся  уточнены  представления  о звуках, их связи с буквами, отдифференцированы гласные и согласные звуки, сформированы точные образы букв,  формируются понятие о слиянии согласной и гласной букв, то есть   образовании слога. Использую следующую структуру занятия. Считаю, что именно такая структура наиболее эффективна и способствует скорейшему преодолению дефекта.

Структура занятия:

1.Речевая разминка

2.Работа над беглостью и правильностью чтения

3.Работа над смысловой стороной чтения

4.Компьютерные игры, способствующие автоматизации  навыка чтения

      Речевая разминка - это система упражнений, направленная на правильное воспроизведение слоговых структур и слов.
Отработка навыка чтения всех типов слогов.
В задачи разминки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, совершенствование произносительных навыков учащихся. Виды упражнений различные.

      Одна из важных элементов речевой разминки – это работа со слоговыми таблицами.

Работая над изолированными слогами,  ребёнок не может опираться на смысл и контекст, это исключает угадывание. Уже на первых занятиях ребёнок вынужден вырабатывать навык слогослияния.

       В своей работе использую слоговые таблицы предложенные Корневым А.Н. (Нарушения чтения и письма у детей), Калининой И.Л.(Учим детей читать и писать), а так же собственные слоговые таблицы

       Работая по данной методике, ребенок плавно переходит от таблицы к таблице. Речевой материал постепенно усложняется, количество знаков при чтении увеличивается незаметно.

Чтение слоговых таблиц можно осуществлять по-разному, например:

- в горизонтальном направлении,

- в вертикальном направлении,

- по спирали.

Предлагаются разные задания

 - Прочитайте слоги, которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы.

- Найти и прочитать слоги, в которых есть мягкий согласный.

И другие  подобные упражнения

 Применяю различные дидактических игр со слоговыми таблицами.

        Игра «Слоговое лото». В разных вариантах.  Это и закрытие слогов фишками, карточками с картинкой на обратней стороне и в результате получается разрезная картинка.                      

      Игра «Плюс минус». Где дети читают слоговую таблицу с карандашом в руке. Помечают значками столбики или строчки плюсом, если нет ошибок, или минусом. Игра очень нравится детям, все предельно внимательны и сосредоточенны, стараются прочитать свою строку правильно, не сделать ошибок.

       В игре «Цветная мозаика» детям предлагается раскрашивать  слоги цветными карандашами.

      Очень хорошо себя зарекомендовали тематические  игры на синтез слов. Например, игра «Остров сокровищ». 

        Могу сделать вывод, что применение игровых приемов при чтении слоговых таблиц, значительно повышают мотивацию учащихся, развивает внимание, помогают автоматизировать  навыки слогослияния

     Второй этап наших занятий – работа над правильностью и беглостью чтения. Сюда включаю упражнения на чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов.  В своей работе использую  два графических символа - подсказки, которые значительно облегчают процесс чтение. Это дуга и точка. Дугой обозначаем слияние согласного и гласного звуков, а точкой – гласную буквы перед согласной и согласную букву после гласной. Обозначение слогов специальными символами облегчает их чтение. На начальном эпате использую прием чтения с карандашом.

        Использую альбом «Дидактический материал для развития для техники  чтения» Мисаренко Галины Геннадьевны. В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А. Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.

Слова, представленные в данном пособии, объединены по степени сложности слоговой структуры в 14 групп.

Например, в 1-й группе приведены слова, состоящие из открытых слогов-слияний типа рука, молоко, черепаха, математика. Словосочетания, предложения и тексты, данные в конце первой группы, состоят из слов только такой структуры.

Сначала работаем только со словами, потом слова и словосочетания, потом добавляются предложения и тексты

      Данное пособие очень мне нравиться, хорошо подобран речевой материал, очень эффективно

     Так же на данном этапе включаю интересные упражнения, которые носят непринужденный игровой характер, а выполняют разные коррекционные задачи

    Чтение «с окошечком». Дети с дислексией во время чтения теряют строку, пропускают слоги, затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются взглядом к  уже прочитанной части слова и повторяют её. Для преодоления таких трудностей полезно это упражнение.

     Чтение строчек наоборот по словам:  сначала читается последнее слово в строке, потом предпоследнее и т д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз
   
Чтение строчек наоборот по буквам: т.е слово читается начиная с последней буквы. Здесь развивается способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование.
     
Поочередное чтение слов нормально и наоборотпервое слово читается как обычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.
        Чтение только второй половины слов: при чтении игнорируется первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается только последняя. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть. Формирует навык побуквенного анализа.
         
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней половинкой
            Нахождение спрятанных слов. Это упражнение развивает  распределение внимания.

             Чтение текста через слово. Это упражнение,  усиливает произвольное внимание, способствует развитию глазодвигательной активности.

        Третий  этап занятия – работа над смысловой стороной чтения. Здесь предлагаются разные упражнений:

-Двукратное произнесение каждого слова при чтении текста                              

- Восстановление предложений (Кошкаловитмышей. Лягушкасъелакомара.).

- Выделение предложений (вапролджэкороваблоавжкежуёткенгшсеноцувстим).

- Определение границ предложений (Наступила зима Мише купили санки он очень рад санки быстро катят с горки Миша машет руками санки и т.д.).

-Игра «Выполни инструкцию» Ребенок получает карточки-инструкции, читает и выполняет требуемые действия:  “Подними правую руку”, «Положи красный квадрат слева от зеленого круга, но справа от синего треугольника»

-Восполнение пропусков букв в словах

-Восполнение пропущенных слов в предложениях. При выполнении таких упражнений происходит развитие способности одновременного чтения и смыслового анализа текста,

Например:  Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _______  маленькую перекосившуюся _______ на курьих ножках.

И наконец,  реконструкция связного текста. Отпечатанный текст разрезается на отдельные предложения. Ученик читает связный текст, а затем собирает его из отдельных предложений.

      И, конечно же, традиционные приемы - это чтение текстов, ответы на вопросы, пересказ. И здесь на помощь опять приходит сборник  Г. Г. Мисаренко, в  котором собраны небольшие, чаще всего познавательные тексты для чтения.

    Четвертый этап занятия – это компьютерные игры, способствующие автоматизации навыка чтения.  Уже несколько лет являюсь пользователем логопедического сайта  «Мерсибо».  Очень довольна этим сайтом. Он значительно облегчает труд учителя - логопеда. Представлена огромная подборка полезных, развивающих игр для детей разного возраста по разным разделам. В частности для формирования навыка чтения есть игры разного уровня, начиная с  изучения букв, дальше – отработка навыка слогослияния,  чтение слогов, слов, предложений.

       Например, в игре «Богатый улов» отрабатывается навык слогослияния. «Снеговик – слоговик» учит детей составлять слоги и отыскивать их в словах. В игре «Декателин» нужно составить слово из слогов. Есть более сложные игры, для детей постарше. Например,  в игре «Словомер» нужно  найти ошибку, лишнюю букву

      На сайте предлагается множество интересных и полезных игр. Они с юмором, с интересными героями, сказочными сюжетами. Дети в восторге, занимаются с удовольствием, стараются хорошо и быстро выполнить все задания, чтобы потом поиграть.

           В результате многолетнего опыта работы по данной теме мне удалось отобрать эффективные приемы коррекция нарушений чтения. Сформировалась особая структура коррекционного занятия и есть положительные результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методической объединении учителей ФК по теме: "Лечебное плавание как эффективное средство коррекции нарушения осанки и сколиоза" 08 ноября 2012 года

Сколиоз - прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости......

Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.

В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...

Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.

Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии  личности и возникает на почве познания окружающего мира.  Развитие ...

Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы.

Изучение динамики успеваемости учащихся с ОНР II—IV классов (про­шедших коррекционное обучение в речевом детском саду, на логопедическом пункте при общеобразовательной шко­ле) показывает, что в процес...

Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...

Дипломная работа "Коррекция нарушений чтения у младших школьников с нарушением интеллекта"

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык...

«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....