Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».
план-конспект

Галина Викторовна Мишурова

В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с  детьми старшего дошкольного возраста на  дифференциацию звуков [ш] - [с].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zv.s-sh.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков Ш и С».

Цель: научить различать звуки Ш и С в слогах и словах.

Задачи:

- Коррекционно – образовательные: уточнение артикуляции звуков Ш и С; научить дифференцировать звуки Ш и С;

- Коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха, анализа, дифференцировок и представлений; развитие общей моторики;

- Коррекционно – воспитывающие: внимание, память, мышление; самоконтроль.

Оборудование: д/и "Пустышки для малышки", картинки со звуками Ш и С.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуй, дружок. Готов ли ты начать урок?

Чтобы четко произносить звуки, надо потренировать свой язычок. Выполним артикуляционную гимнастику:

«Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем,

И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Горка». «Киска сердится»

Превратился в кошку

Ловкий язычок

Выгнул круто спинку –

И в постельку лёг.

«Чашечка»

Язык широкий положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка,

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.

«Маляр»

Красить потолок пора

Пригласили маляра

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад,

Наш маляр работе рад.

«Чистим зубки»

Чищу зубы,

Чищу зубы,

И снаружи…..

И внутри…..

Не болели,

Не желтели,

Не темнели чтоб они.

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«Лошадка»

Как лошадка пробегает,

язычок наш тоже знает.

Цок, цок, цок да цок –

Скачет, скачет язычок.

Дыхательная гимнастика:

А теперь мы не спеша

Будем правильно дышать.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

(упражнение глубокого вдоха через нос, а выдоха через рот).

Сегодня на занятии мы будем различать «Звуки С-Ш», слышать и проговаривать эти звуки в слогах, в словах.

Основная часть.

  1. Назови одинаковый первый звук в словах:
    шуба, шапка, штаны
    Назови одинаковый последний звук в словах:
    нос, лес, пояс
    Сравнение артикуляции звуков, обратить внимание на положение языка и характер воздушной струи.
  2. Хлопни в ладошки если услышишь звук Ш:
    ш, с, с, ш;         ша, са, со;        аш, ас, ош;        шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш, шило, сани, шлюпка, салазки, шарф.
  3. Скажи наоборот:
    са – ша, со - …, ас – аш, ос - …, шу - …, уш - … .
  4. Повторить слова парами:
    сила – шило; сапер – шофер; миска – мишка; каска – кашка; маска – Машка; касса – каша.
  5. Физкультминутка.
    Вот окошко распахнулось.                Руки развести в стороны.
    Вышла кошка на карниз.                Имитация походки кошки.
    Посмотрела кошка наверх,                Запрокинуть голову, смотреть вверх
    Посмотрела кошка вниз.                Опустить голову, смотреть вниз.
    Вот налево повернулась,                Повернуть голову к левому плечу.
    Проводила взглядом мух.                Голову к правому плечу, проводить
                                                                взглядом мух.
    Потянулась, улыбнулась                Движения, мимика.
    И уселась на карниз.                        Сесть на свои места.
  6. Д/и "Пустышки для малышки". Разложи картинки, называя их, на две стопки – со звуком Ш и со звуком С.
  7. Закончи правильно предложения, повтори их целиком:
    Положили в плошку…каску.
    Надевал пожарный…кашку.
    Сочинял писатель… башню,
    Рисовал художник … басню.
    Сладко спит в берлоге … миска,
    На столе с салатом … мишка.
    В поле землю я … пасу,
    На лугах коров… пашу.
  8. Итог занятия. Чем занимались? Что нового узнали про звуки С и Ш? Чем они различаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"

Занятие по развитию фонематических  процессов и обучению грамоте у  старших дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ Б,БЬ

Занятие  по ознакомлению и дифференциации звуков Б-БЬ  в старшей логогруппе...