Конспект урока по предмету "Окружающий природный мир"
план-конспект урока

Диана Александровна Рихтер

Конспект открытого урока на тему: "Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива", для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска

Конспект урока

по предмету «окружающий природный мир»

на тему «Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива»

в 4-м классе

(для обучающихся с умеренной умственной отсталостью)

Автор: Рихтер Диана Александровна

Образовательное учреждение: ГОКУ СКШ №12 г. Иркутска

Класс: 4 «в» класс (ФГОС АООП вариант 2)

Учебный предмет «Окружающий мир»

Тема урока: «Плодовые деревья. Яблоня, груша, слива» 

Цель: уточнить и расширить представления детей о плодовых деревьях.

Задачи:

- дать представление о том, как растут фрукты; познакомить с названиями некоторых плодовых деревьев (слива, яблоня, груша);

- совершенствовать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- работать над связной речью учащихся, пополнять их словарный запас;

- развивать познавательный интерес;

- вызвать чувство радости от встречи с природой у учащихся;

- воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Базовые учебные действия:

Личностные:

- осознанное выполнение обязанностей ученика, члена школьного коллектива;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе.

Регулятивные:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и  оценивать свои действия и действия одноклассников.

Познавательные:

- использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение, установление закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коммуникативные:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Тип урока: комбинированный

Методы:

Словесный – рассказ, беседа

Наглядный – презентация

Поисковый  - сравнение

Практический –  исследовательская работа

Основные понятия: плодовые деверья, сад,

Методы контроля: фронтальный опрос

Оборудование и материалы: карточки с фруктами, изображения деревьев и плодов (сосна, яблоня, дуб), презентация «Фруктовый сад», карточки «Что лишнее», фрукты: слива, яблоко, груша; мешочек, опорные таблицы (схемы) «Фрукты», аудиозапись «Автобус» Железновых, рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев», картинки с изображением деятельности садовника, мяч, массажные мячи и  раскраски (слива, яблоко, груша) по количеству детей.

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент.

Психологический

настрой на урок.

Учитель приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке.

Вместе с учениками произносит стихотворение.

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

  Наши ушки на макушке.

  Глазки широко открыты.

  Слушаем, запоминаем,

  Ни минутки не теряем.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

2.

Постановка цели урока

Фронтальный опрос

- Какой сегодня день недели, Богдан?

- Вчера какой был? Какой будет завтра?

- Какое сегодня число, Матвей?

– Ребята, посмотрите за окно. Какое время года, Полина?

- Назовите осенние месяцы.

За окном у нас осень. Листики меняют цвет, падают, идет дождь, птицы собираются в теплые края. Сейчас золотая осень. А в ноябре наступит…(поздняя). Деревья будут без листьев, мы будем тепло одеваться и возможно появится первый снег.

А сейчас мне бы хотелось прочитать вам рассказ о том, как однажды деревья поспорили. Рассказ так и называется «Спор деревьев». Написал его Константин Дмитриевич Ушинский.   (чтение рассказа)

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.


Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Выставление картинок деревьев на доске

Работа над содержанием рассказа.

- Как называется рассказ?

- Какие деревья поспорили?

- По какому вопросу возник спор?

- Что говорил дуб?

- Что говорила яблоня?

- Что ответила сосна?

- Какие плоды у дуба, сосны, яблони?

- А как вы думаете, кто из них лучше? (каждое полезно по-своему)

Какие деревья вы знаете?

Какую пользу приносят деревья?

Сегодня мы поговорим про деревья, которые растут в саду.

 Ребята, кто из вас видел фруктовый сад?

 - Почему он так называется?

Как хорош он, летний сад,

Фруктами всегда богат.

Абрикосов стройный ряд –

Солнцем ягоды горят.

Рядом здесь растет и слива,

Плодами сочными красива.

Груш и яблок аромат.

Съесть одно бы каждый рад.

 - Я предлагаю вам отправиться в фруктовый сад.

Музыкальное упражнение

 «Автобус» (Железновы)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя, дополняют рассказ.

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы учителя, работают над содержанием  рассказа.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют

логоритмическое упражнение

3.

3.1

Актуализация опорных знаний

3.2

Физ. минутка

             3.3

Знакомство с новым материалом

Физ. минутка

Дети, скажите, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые и сочные плоды, что необходимо деревьям?(Солнце, вода, хорошая земля)

- Кто ухаживает за деревьями в саду? (Люди, человек)

- Как называется человек, который ухаживает за фруктовыми деревьями?

- Что делает садовник?

Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы деревьев.                            

Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.

(Обобщение сопровождается картинками).

Сейчас я  попрошу  вас показать, чем же занимается садовник в своем саду? Я вам буду говорить задания, а вы попробуете их изобразить. Готовы?

Пластические этюды « Что умеет садовник».

Дети изображают  движениями действия, которые называет садовник:

  • копают ямки
  • сажают плодовые деревья
  • поливают цветы, кустарники
  • делают обрезку веток
  • опрыскивают деревья и т.д.

Как здорово у вас получается!

А вы любите трудиться? (что мы с вами делаем осенью?   Убираем листву, собираем урожай)


-А вы знаете, что растет в саду?

Дети: Фрукты.

Верно. Сейчас я проверю, какие фрукты вы знаете. Я буду вам читать загадки, а вы слушаете их, но не называете отгадку вслух, а показываете глазами на картинку-отгадку.

Посмотрите по сторонам…
(В разных частях комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов).

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.

(Груша)

Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.

(Лимон)

Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.         
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.         
(Сливы)

Желтый-желтый,
Длинный, гладкий.
А очистишь –
Сладкий-сладкий.
Он нам жарким югом дан,
И зовут его…     
(Банан)

Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей – дольки,
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Всё по долечке съедим.   
(Апельсин)

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!

Ребята, а вы любите фрукты? У меня есть волшебный мешочек

Попробуйте определить, какой это фрукт.

   Дети на  ощупь определяют фрукт.

Где же они растут? Презентация «Фруктовый сад»

Посмотрите на них

Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.

(Яблоня)

 

Яблоко какое? Потрогать рассмотреть

Листья плотные, да лаковые.

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай,

Созрела значит…

(Груша)

Груша какая? Потрогать рассмотреть

Синий, вкусный, сочный плод,

Он на дереве растет.

Аппетитна и красива,

Просится в корзину…

Слива какая? Потрогать рассмотреть

Что общего у них? (ствол, ветки, листья, корни)

Молодцы! Здорово у вас получается!

Ручками мы с вами отгадали фрукты, А теперь я хочу предложить  отгадывать с закрытыми глазками.

Закрываем глазки, не подглядываем. Нюхаем…

Игра «Определи по запаху».

По очереди подносит к ребятам кусочки фруктов.

Дети нюхают и по запаху определяют.

Физкультминутка «В саду».

Дети идут по кругу и выполняют движения в соответствии с текстом.


Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх),
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню),
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).


Вот какой мы собрали урожай! Теперь давайте присядем и немного отдохнем.

А что можно приготовить из фруктов?
Дети: компот, варенье, сок, фруктовый йогурт, салат, начинки для пирогов.

1. Напитки (сок, лимонад, компот, кисель);

 2. Начинку для тортов, пирогов, пирожных;

3. Фруктовое мороженое;

4. Салат, йогурт, желе;

5. Конфеты с фруктовой начинкой, мармелад.

 - Ваши бабушки и мамы, наверное, умеют варить повидло и варенье из фруктов. А теперь я предлагаю вам вспомнить, какое варенье получается из разных фруктов.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов». ( с мячом)

По очереди кидает детям мяч и задает вопрос. Дети ловят мяч и отвечают.


Из яблок варят … какое варенье?
Дети: Яблочное.
Из груш варят … какое варенье?
Дети: Грушевое.
Из слив варят … какое варенье?
Дети: Сливовое.

Давайте теперь раскрасим наши фрукты.

Раскраски

Каждому ребенку раздается свой фрукт.

Выйти и рассказать о нем по опорной схеме на доске.

Какие молодцы. Как хорошо поработали.

Отвечают на вопросы учителя

Рассматривают изображения деятельности садовника

Выполняют пластические этюды

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

На ощупь определяют фрукт.

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы учителя

Исследовательская работа по изучению фруктов (цвет, вкус, запах, поверхность, размер, форма)

Выполнение действий по показу учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Раскрашивают фрукт. Выходят к доске, показывают  и рассказывают про фрукт.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

 – Итак, наш урок  подходит к концу. Нам необходимо подвести итоги.

Где растут плодовые деревья?

Какие плодовые деревья вам известны?

Какие части дерева вы знаете?

Что с плодами делает человек?

Дидактическая игра  «Что здесь лишнее?»

 Дети смотрят на картинки  (слайды) и находят лишнюю, объясняют свой выбор.

  1. Фруктовый салат: яблоко, банан, огурец, апельсин, виноград.
  2. Компот: слива, груша, вишня, морковь, персик.

Молодцы, ребята! Все задания выполнили верно. 

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы своих товарищей, дополняют их.

Выделяют лишнее, объясняя почему

5

Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали для себя?

Ребята, понравилось вам в гостях в саду?

Какие фрукты вы там увидели?

Что вы запомнили?

Какое у вас настроение?

Что больше всего понравилось?

Отвечают на вопрос

Дают оценку своей работе.

6.

Итог урока

– Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня замечательно потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Природный и синтетический каучуки"

Предлагаю конспект урока по теме "Природный и синтетический каучуки". для 10 класса. Исползуется компьютерная презентация как сопровождение объяснения нового материала....

Конспект урока по географии "Природные уникумы Урала" (8 класс)

Данный ресурс предназначен для изучения нового материала по географии в 8 классе "Природные уникумы Урала" (учебник Бариновой И.И.). Обучающиеся знакомятся с природной уникальностью Урала на примере И...

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

Конспект урока на тему "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

Разработка урока для 8 класса по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". Материал,используемый для урока расширяет и углубляет знания об особо охраняемых территориях. Методы и приемы у...

Конспект урока по теме "Природные стихийные бедствия"

План конспект урока  "Природные стихийные бедствия" по УМК Биболетовой "Enjoy English\' для 8 класса...

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...