Главные вкладки

    Конспект урока на тему "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Спирина Вера Николаевна

    Разработка урока для 8 класса по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". Материал,используемый для урока расширяет и углубляет знания об особо охраняемых территориях. Методы и приемы урока развивают навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, коммуникативность. Урок построен с использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx33.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    на тему «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.8 класс.

     Цели:

    • формирование представлений об уникальности Урала, его острых             экологических проблемах  и    возможных путях их решения;
    • развитие творческих способностей учащихся;
    • воспитание бережного отношения к природе.

    Задачи: 

    • показать природную уникальность Урала на примере отдельных       природных объектов;
    • раскрыть современные экологические проблемы региона;
    • совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем
    • совершенствование навыков работы с картами;
    • отрабатывать навыки самостоятельного отбора информации:
    • совершенствовать коммуникативные навыки посредством создания презентаций;
    • создать комфортную, культуротворческую и здоровьесозидательную обстановку на уроке.

    Средства обучения:

     физическая карта Урала,  учебник, книги, мультимедийный проектор, презентация.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы организации познавательной деятельности:

    • фронтальная
    • индивидуальная

    Методы обучения, применяемые на уроке:

    1. По источнику знаний:
    • словесные (беседа учителя, сообщения учащихся)
    •  наглядные (презентация, книга П.П.Бажова «Уральские сказы», образцы горных пород);
    • практические (работа с текстом учебника, составление таблиц).
    1. По характеру познавательной деятельности
    • проблемное изложение;
    • частично – поисковый метод

    Ход урока

    1. Организационный момент.    Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что этот урок пройдёт интересно, с большой пользой для всех.

    2. Актуализация знаний

    Вопрос -  С какой территорией России ассоциируются эти словосочетания: Малахитовая шкатулка, граница между Европой и Азией, крупнейший Минералогический музей, Ермак Тимофеевич, «Каменный пояс земли русской»  -----… Урал

    Мы продолжаем знакомиться с природой Урала.

    Перед вами понятия и географические объекты Урала: «Каменный пояс», Северный Урал,  Печора, Приполярный Урал,  Южный Урал, Народная, курумы, Чусовая, Полярный Урал, останцы, Средний Урал, Кунгурская пещера, Ильменский, поделочные камни.

    Вопросы (с проектированные на доску).  Найдите правильный ответ.

    1. Старое название Урала:  Каменный пояс; 
    2. Самая высокая  и труднодоступная часть Урала: Приполярный;
    3. Самая высокая вершина Урала: Народная.
    4. Самая северная часть Урала: Полярный
    5. Самая низкая  и освоенная человеком часть Урала: Средний
    6. Самая живописная часть Урала с округлыми вершинами и пологими склонами гор: Южный
    7. В это части Урала находится крупный таёжный биосферный заповедник  Печоро-Илычский: Северный
    8. Как называются на Урале каменные россыпи?  Курумы
    9. Какая река берет начало на Северном Урале и впадает Баренцево море? Печора
    10. Малахит, яшма, орлец – это (поделочные камни)
    11. На Северном Урале встречаются странные изваяния из твердых пород в форме колонн и столбов. Местные жители их называют болванами, это что? останцы

     Вопрос - Какие объекты остались? (Чусовая, Кунгурская пещера, Ильменский)

    Вопрос - Что их объединяет? (это интересные, уникальные объекты природы

    3. Проблемный вопрос

    Ребята, а в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются? На этот вопрос вам необходимо будет ответить к концу урока.

    4. Изучение нового материала( презентация, выступлений учащихся): Ильменский заповедник, Кунгурская ледяная пещера, река Чусовая.

    Цель урока - формирование представлений об уникальности Урала,  экологических проблемах и возможных путях их решения.

    -  ребята подготовили сообщения об уникальных объектах природы на Урале. Ваша задача заслушать выступления и сделать записи в тетрадь. Составим план описания природного объекта. Какие вопросы мы можем поставить?

    Вопросы

    Ильменский заповедник

    Кунгурская ледяная пещера

    Река Чусовая

    Где расположен?

    Чем интересен?

    Как используются?

    Показ презентации.  Слайды 1- 7 Сообщение учащегося.

     Ильменский заповедник.

     Если Урал называют кладовой земных богатств, то Ильмены – самая богатая его шкатулка. На всей земле, пожалуй, не найдешь подобного изобилия минералов – почти вся система элементов Менделеева.

    Ильменский заповедник образован в 20-ом году, на восточном склоне Южного Урала, и вначале действовал как минералогический. В 1935 году он был преобразован в комплексный, площадь которого стала больше 30 тысяч га. Ильменский заповедник - один из нескольких в России, который непосредственно курирует Российская академия наук, поэтому эту территорию можно назвать экологическим достоянием страны. Слава же этой земли давно перешагнула границы нашей Родины. Ученые из многих стран, очутившись здесь впервые, и всё увидев собственными глазами, сравнивали Ильмены с лучшими уголками Швейцарии.

    Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь. Более 30 озёр - прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых - озеро Тургояк.

    Научный музей Ильменского заповедника - один из крупнейших геолого-минералогических музеев России.

    Название свое заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Так же называется и одно из местных озер. Однако существуют две версии происхождения этого названия. По первому оно происходит из башкирского языка и означает «безопасный», «безвредный» - т.е. подчеркивается доступность и удобство места. По второму толкованию обозначает личное имя человека или родовой группы, некогда обитавшей здесь, и перешедшее затем к горам и озеру.

    В заповеднике более 800 видов растений. Среди них немало реликтовых, дошедших до нас с ледникового периода. Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 – пернатых, 14 видов рыб. Многочисленны и местные колонии бобров и ондатры. В заповеднике обитают все представители уральской фауны: медведь, волк, рысь, косуля, лось, кабан и завезенный с Дальнего Востока пятнистый олень.

     Слайды 9-15 Сообщение учащегося.

     Кунгурская Ледяная пещера - уникальный памятник природы.  Почти на шесть тысяч метров тянутся в недрах каменной громады – Ледяной годы причудливо разветвленные ходы, расположенные на 4-х этажах. В Кунгурской пещере находится 58 гротов. Кунгу́рская ледяна́я пеще́ра — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, (в 100 км от Перми).

    Уникальный геологический памятник — одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Гипсовая пещера протянулась около 5,7 км, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Кунгурская пещера содержит около 50 гротов, 70 озёр. Высота гротов достигает 20 м. Пещера – это сказочный мир прозрачных сталактитов и сталагмитов, своеобразных потоков льда, крупных ледяных кристаллов, которые искрятся на свету.

    В пещере особый климат: вечная зима – в гротах Бриллиантовом и Полярном, вечное лето – в гротах Крестовом, Коралловом и Скульптурном. В большинстве гротов температура около нуля, экосистема достаточно стерильная. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %.  

    В Бриллиантовом гроте стены и потолок покрыты белоснежными гроздьями ледяных кристаллов. Отражая свет, они похожи на граненые алмазы.

    Полярный грот весь покрыт льдом и инеем. Обращает на себя внимание живописный ледопад, двумя гигантскими ступенями спускающийся с каменной осыпи.

    Особую красоту придают пещере озёра, воды которых соединяются с водами реки Сылвы. Всего пещера насчитывает 70 озёр, крупнейшее озеро (Большое подземное озеро) площадь 1460 м², глубину — до 5 м.

    В гроте Дружбы народов есть большое подземное озеро, очень прозрачное. Хотя оно находится в полной темноте, в нем есть жизнь, там обитают слепые рачки, приспособившиеся к экстремальным условиям жизни. В 1937 году в этом гроте состоялось заседание 17-го Международного геологического конгресса.

        Первые письменные упоминания о пещере относятся к началу XVIII века.

    Первый план Ледяной пещеры был составлен в 1703 году, картографом Семёном Ремезовым.  Позднее Ледяную пещеру посетил В. Н. Татищев, который впервые в России правильно объяснил происхождение подземных пустот. Уже в середине XIX века жители села Банного (ныне Филипповка) водили по пещере первых любопытствующих.

    Экскурсии по пещере проводятся с 1914 года. Из-за большого количества туристов, в 1969 году было открыто Кунгурское бюро путешествий и экскурсий. Есть два прохода для туристов. Так называемый Большое кольцо и Маленькое кольцо.

    Слайды 16-20 Сообщение учащегося

    Река Чусовая известна далеко за пределами России своей неповторимой красотой и географической уникальностью, которая заключается в том, что Чусовая – единственная река, пересекающая центральную гряду Уральского хребта и протекает по двум частям света – из Азии в Европу. Поэтому неслучайно именно на реке Чусовой возник природный парк второй по счету в области.

    Чусовая – левый приток реки Камы.  Река Чусовая берет начало на Среднем Урале и пересекает его с юго-востока на северо-запад. Длина реки около 600км. Русло Чусовой каменистое с порогами и подводными камнями, население их называет  ташами.

    Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.

    «Чуоси» на языке коми - «священная река».

    Во второй половине ХХ века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению.

    Река Чусовая, воспетая Д.Н. Маминым-Сибиряком, - одна из самых красивых рек России. Нужно видеть Чусовую весной, чтобы понять те поэтические грёзы, предания и песни, которые рождаются около таких рек. Суровую красоту этой реке придают скалы высотой до 100м, порой так стесняющие её русло, что река превращается в стремительный, бешеный поток, с рёвом и свистом вырывающийся из каменных объятий. Скалы тянутся сплошным утёсистым гребнем. Некоторые из них совершенно  отвесно поднимаются вверх, точно колоссальные стены какого-то гигантского средневекового города, иногда такая стена тянется по берегу на несколько километров.

    Берега Чусовой с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. В пещерах сохранились следы жертвоприношений древних охотников. По приданию в пещере  Камня Ермака зимовала дружина легендарного покровителя Кучумова царства.

    По реке Чусовой проходят маршруты туристов-водников на байдарках, катамаранах, лодках. Её воды используют для водоснабжения, судоходна от горы Чусовой.

     Вывод: на Урале сконцентрировано большое количество уникальных, неповторимых, единственных в мире, поражающих своей красотой объекты природы.

    Учитель:  Говорить о красоте, богатстве и уникальности Урала можно бесконечно. То, с чем вы познакомились сегодня далеко не все уникальные места, находящиеся на территории Урала.

    5. Богатства Урала начали использоваться очень давно. Ещё в 15 в. здесь были основаны солеварни. Начиная с 18 в. начали добывать ценные поделочные камни, из которых местные мастера творили чудеса. (показ минералов привезенных с Урала)

      Жизнь, работу мастеров, природу Урала описывает в своих произведениях П.П. Бажов, который родился в 1879 г. в небольшом селении недалеко от города Екатеринбурга. Он вырос в семье мастера медеплавильного завода. Работая  простым учителем в школе, П.П. Бажов много писал. Всем известны его сказки: « Хозяйка Медной горы»,  « Каменный цветок », « Малахитовая шкатулка » и др (показ книги П.П.Бажова «Уральские сказы»)

    Современный облик Урала формируют в основном антропогенные ландшафты. Уходят в прошлое дремучая уральская тайга, красочно описанная Д.И. Маминым-Сибиряком и П.П. Бажовым. И это всё благодаря интенсивному развитию промышленности и её высокой концентрации в данном регионе.

     (Анализ рис.71 с.196)

    6. Практическая работа (работа с учебником П.34 стр.196)

      Работая с учебником, определить степень изменения природы Урала и  его главные экологические проблемы. ( заполнение таблицы)

    Экологические проблемы

    Следствия проблем

    Район распространения

    Пути решения

    Некомплексное использование

    минерального сырья

    Потеря ценных компонентов, загрязнение воздуха и водоёмов, накопление в почве тяжёлых металлов, уничтожение естественной флоры и фауны

    Крупные промышленные города

    Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников

    Вырубка лесов

    Уничтожение ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными

    Средний и Южный Урал

     (Обсуждение заполненной таблицы.)

    Ребята, теперь мы с вами знаем об основных экологических проблемах Урала и их последствии, а также о районах распространения и путях решения сложившихся проблем.

    Д/З:  П.  34   На контурной карте отметить объекты, встречающиеся в тексте учебника.            

    Рефлексия

    - Ответим на поставленный в начале урока вопрос: в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются?

    - Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?

    - Чему научились на уроке?

    - Спасибо всем за работу! Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок в 8 классе по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала"

    Открытый урок проводился по географии в 8 классе, с целью обобщения темы "Урал"...

    План-конспект урока с использованием ЭОР по геометрии в 8 классе на тему: "Прямоугольник"

    Электронные учебные модули в настоящее время набирают все большую популярность, они создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Данный урок разработан и направлен на с...

    Презентация к уроку "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

    Презентация «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы" дополняет материал  урока фотографиями уникальных мест Урала....

    "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы" к уроку географии в 8 классе

    Урал от устья хмурой Кары, От кромки льда Байдаргубы Всю жизнь глядит на Мугоджары На южный край своей судьбы. Урал, как мир, неординарен Простор его тому виной. Урал на ...

    Конспект урока на тему: Крымская война 1853-1856гг. 8 класс

    Цели: - изучить причины, ход и последствия Крымской войны;          - показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных  отно...

    План - конспект урока на тему «Семья» по обществознанию в 8 классе

    План - конспект урока на тему «Семья»  по обществознанию в 8 классе...