Главные вкладки

    Интегрированный урок "«По следам хозяйки Медной горы». (Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала.)
    презентация к уроку (8 класс) по теме

    Захарова Елена Владимировна

    Интегрированный урок (география и литература)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ural.rar2.06 МБ

    Предварительный просмотр:

    а

    План урока №

    Тема программы «Природные комплексы России».

    Тема урока «По следам хозяйки Медной горы».

                   (Природные уникумы Урала.

                             Экологические проблемы Урала.)

       1. Цели урока:

                           

                             обучения  - познакомить учащихся с творчеством великого

                                                  русского писателя П.П.Бажова; выяснить

                                                  расположение месторождений камней-самоцветов

                                                  и др. полезных ископаемых Урала

                             

                             развития развитие у учащихся сознания межпредметных

                                                  связей

       

                             воспитания изучая природные богатства нашей страны,

                                                      воспитывать чувство патриотизма; показать

                                                      хрупкость и беззащитность природы как одного

                                                      из главных ценностей окружающего мира

     

        2. Тип урока – интегрированный                       

                              вид урока – смешанный

     

       3. Методы:

     

                          обучения диалогический

                          преподавания объяснительно-стимулирующий

                          учения – частично-поисковый

       4. Дидактическое и материальное оснащение урока:

                  учебник И.И.Бариновой «География. Природа России.8 Кл.»

                 физическая карта России          

                  рабочая тетрадь Колесников И.В. «География. Природа России.8 кл.»

                  атласы за 8 класс

        мультимедийный проектор

        компьютерная презентация

                  коллекция горных пород

    Ход урока по этапам:

     I. Организационный момент:   2 мин.

     1. Проверить присутствие учащихся на уроке, особое внимание обратить на

       внешний вид учащихся

     2. Посмотреть готовность к уроку и восприятию учебного материала

     II. Актуализация опорных ЗУНов и мотивационных состояний:  10 мин.

    1. Настрой учащихся на восприятие нового материала с помощью  

                   сценки из сказа П.П.Бажова «Хозяйка Медной горы».

    1. Контроль и оценка знаний учащихся с викторины «По следам географа».

    III. Формирование новых понятий и способов действий:   20 мин.

    - Вновь вводимые понятия: Ильменский хребет, Кунгурская Ледяная      

                                                    пещера, река Чусовая, самоцветы, малахит,

                                                    алмаз, горный хрусталь, сапфир, александрит

    • Драгоценные и полудрагоценные камни Урала.
    • Ильменский заповедник.
    • Разминка «По следам географа» (географические фразеологизмы).
    • Кунгурская ледяная пещера.
    • Многообразие заповедных мест Урала.
    • Экологические проблемы Урала. Их причины возникновения.
    • Пути решения экологических проблем Урала.

    IV. Применение умений и навыков:   5 мин.

    1. Проверка усвоения, уточнение, запоминание с помощью

          мультимедийного текста (слайд)

     V. Домашнее задание:   3 мин.

     1. Записывают домашнее задание в дневники (см. слайд)

    Конспект урока:

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. (раздается пение птиц)

    Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о каменном поясе земли русской – Урале (слайд № 1).

    II. На Урале очень много уникальных мест, большое разнообразие природных богатств. Многим нравились и нравятся эти места. Многие писатели и поэты воспевали эту красоту.

    Начать наш сегодняшний урок хотелось бы с ярких и красочных рассказов писателя П.П.Бажова о сказочных богатствах Урала (слайд № 2).

    (сценка «Хозяйка Медной горы»).

    Давайте же и мы, вслед за героями сказов П.П.Бажова, попробуем заслужить уважение хозяйки Медной горы.

    На прошлом уроке мы рассмотрели с вами природные ресурсы Урала и своеобразие его природы. Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал домашнего задания. Я приготовила для вас небольшую викторину. Набравшие максимальное количество конфет, оцениваются в 5 баллов (слайд № 3).

    Спасибо за хорошие ответы и добросовестное отношение к домашнему заданию.

     (подведение итогов викторины)

    III. А сейчас продолжим знакомство с Уралом и рассмотрим природные уникумы данной горной системы и ее экологические проблемы. Итак, давайте запишем тему сегодняшнего урока: «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала»

    Свой рассказ хотелось бы начать с демонстрации необычных по своей красоте и значимых драгоценных и полудрагоценных пород и минералов, которыми изобилует земля уральская (слайды № 4 – 9).

    В продолжение нашего разговора о минеральных богатствах Урала мы не можем обойти своим вниманием и Ильменский хребет – уникальнейшее место, знаменитое богатством своих недр (слайд № 10).

      Заповедник на севере Челябинской области. Площадь – 30,4 га и  охватывает Ильменский горный хребет на протяжении  55  км.  Ильменские  горы  –  группа хребтов на Южном Урале. Состоит из Ильменского хребта (до 60 км  длинной)  и восточных предгорий Урала со многими озёрами. Высшая точка – гора  Ильментау (747 м). Создан в 1920  году  для  сохранения  уникальных  экосистем  Южного Урала.

      Ильменские горы очень давно привлекали  внимание  уральцев.  В  1780  г., местный казак в одном из обнажёний  нашел  голубой  кристалл  необыкновенной красоты. То был топаз. Эта находка была началом  усиленной  и  беспорядочной добычи  самоцветов  в  Ильменах.  Склоны  гор  были  изрыты  сотнями  канав, траншей, ям, штолен, дудок. За полтора столетия со времени открытия  первого топаза до Великой Октябрьской социалистической революции в Ильменских  горах возникло несколько сотен копей.

      Беспорядочная добыча привела  к  истощению  запасов,  а  некоторые  камни исчезли совсем. За  этот  период  в  Ильменах  было  добыто  много  топазов, аквамаринов, гранатов, турмалинов, амазонского  камня  и  открыто  множество новых минералов. На площади 150 км обнаружено 144  минерала  –  1/20  часть всех минералов Земли. Таково разнообразия  минералов  на  небольшой  площади нигде в мире больше не встречается.

          Объявление Ильмен заповедником положило конец истощению их недр.

    Ребята, прежде чем перейти к знакомству с другим уральским уникумом, давайте вспомним о том, что география – обширная наука, которая имеет тесную связь с биологией, историей, химией, математикой, физикой, даже с литературой.

     Так я обратила внимание на то, что в русских фразеологизмах очень много географических терминов. Вы, как знатоки лингвистики, я думаю, дадите правильное определение фразеологизму.

    (слайд № 11). А сейчас прошу самых смелых встать на следы между рядами. На следах написаны фразеологизмы. Вы их читаете и отвечаете. Набравшие максимальное количество конфет, оцениваются в 5 баллов.

    (Подведение итогов разминки).

    Как гласит народная мудрость нельзя объять необъятное, но мы на сегодняшнем уроке попытаемся приоткрыть завесу тайн и загадок одной из самых больших пещер нашей страны – Кунгурской Ледяной пещеры  (слайд №  12).

    Она образовалась в результате карстовых горных пород (преимущественно путем их растворения) подземными водами.

    Один из парадоксов Кунгурской пещеры в том, что породы, в которых проложен тоннель, сформировались примерно 265 млн. лет назад в условиях жаркого засушливого климата.

    Старинный г.Кунгур расположен у слияния р. Сылвы и крупных ее притоков. У подножия Ледяной горы, на берегу этой реки, виден вход в пещеру (см. слайд № ).

    В глубине подземного лабиринта известно более 30 водоемов – пещерных озер, в некоторых можно встретить своеобразных жителей: небольшого рачка и другие мелкие организмы.

    Общая протяженность обследованных и нанесенных на план ходов превышает 5 км. Многие ходы до конца не разведаны, а значит протяженность пещеры значительно больше.

    В пещере свой особенный «климат» - с вечной зимой в ближней части (в гротах «Бриллиантовом», «Полярном и т.д.») и вечным летом в отдаленных от входа галереях. Ледяное убранство в виде прозрачных сталактитов и сталагмитов, своеобразных потоков льда и крупных ледяных кристаллов, искрящихся при свете электрических ламп придает холодным гротам сказочную красоту.

    Пещера известна с незапаметных времен. Письменные сведения о ней сохранились с первой четверти XVIII века.

    Пещера привлекает к себе не только научных работников, но и огромное, все возрастающее количество экскурсантов из разных уголков нашей Родины.

    Помимо этих уникальных мест, Урал богат и др. природными особенностями (слайд № 33-34).

    Река Чусовая (слайды № 35-41).

    Уже в начале урока ребята продемонстрировали нам, что хозяйка Медной горы всегда стоит на защите своих рубежей и не даст никому бездумно растрачивать свои богатства. Создание уральских заповедников во многом оправдано, но, несмотря на их значительное количество, экологическая проблема на Урале звучит достаточно остро.

    Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 196, найдите рис.71 и посмотрите, как изменилась за последнее время природа Урала.

    Как вы думаете, что является основным источником загрязнения?

    Какие направления промышленности негативно  влияют на окружающую среду?

    А теперь давайте подумаем, каковы пути решения этих проблем (слайд № 41-43).

    Трудно поверить, но в один миг все может измениться. Нам кажется, что нет ничего страшного в том, что на Новый год в нашем доме появляется настоящая ель или сосна, которая выбрасывается через неделю. После пикника выбрасывается грязный пакет в ближайший водоем. Забываем, что каждый из нас в ответе за природу, которой мы не перестаем любоваться; в ответе за тех, кого мы приручили. А природа Урала нуждается в нашей защите, в охране не менее чем другие природные зоны России.

    Предлагаю вам послушать ребят, которые получили индивидуальное задание написать сочинение от лица того существа, которое наиболее пострадало, на их взгляд, от человека.

    Как видите, много печальных фактов в экологии Урала, поэтому надеяться на то, что одно мановение волшебной палочки хозяйки Медной горы все изменит, мы не будем. Посмотрите, ведь мы уже создали свой собственный миниатюрный заповедник (учитель ставит флажок «Заповедник «Минерал, олень, сосна – заповедная страна») и даже установили новейшее очистное сооружение (учитель включает моторчик «очистного сооружения»).

    IV. Мы заканчиваем с вами путешествие по следам хозяйки Медной горы. И в заключении подведем итоги урока (слайд № 44-51). На слайде вы видите текст с пропущенными терминами. Попробуйте предположить какого слова не хватает.

    V. Наш урок подошел к концу.

    Запишите, пожалуйста домашнее задание (слайд № 52).

    Слушают учителя.

    Смотрят сценку – миниатюру из «Хозяйки Медной горы».

    Отвечают на вопросы викторины.

    Записывают тему урока в тетрадь.

    Рассматривают слайды с полезными ископаемыми. Поднимают руки и рассказывают о тех полезных ископаемых, о которых имеют информацию.

    Записывают в тетрадь названия минералов.

    На контурную карту наносят Ильменский заповедник.

    Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, употребленных в переносном значении.

    Два ученика идут по следам между рядами и объясняют фразеологизмы.

    Слушают рассказ учителя о Кунгурской ледяной пещере и рассматривают фотографии на слайдах.

    Наносят на контурную карту Кунгурскую Ледяную пещеру.

    Наносят на контурную карту др. уникумы Урала.

    Рассматривают рис. В учебнике.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Заполняют таблицу слайда.

    Слушают учителя.

    3 ученика зачитывают свои сочинения.

    Отвечают на вопросы со слайдов.

    Записывают в дневники домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок- игра "Хозяйка Медной горы "6 класс

    Сюжетно-ролевая игра- состязание проводится при изучении темы " Породы, слагающие земную кору"...

    Открытый урок в 8 классе по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала"

    Открытый урок проводился по географии в 8 классе, с целью обобщения темы "Урал"...

    Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

    Конспект урока на тему "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

    Разработка урока для 8 класса по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы". Материал,используемый для урока расширяет и углубляет знания об особо охраняемых территориях. Методы и приемы у...

    Презентация к уроку "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы".8 класс.

    Презентация «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы" дополняет материал  урока фотографиями уникальных мест Урала....

    "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы" к уроку географии в 8 классе

    Урал от устья хмурой Кары, От кромки льда Байдаргубы Всю жизнь глядит на Мугоджары На южный край своей судьбы. Урал, как мир, неординарен Простор его тому виной. Урал на ...

    Классный час "По следам хозяйки Медной горы"

    Формирование чувства гражданственности, любви к родной стране, родному краю через приобщение к литературному наследию П.П.Бажова...