Главные вкладки

    Классный час "По следам хозяйки Медной горы"
    классный час (6 класс) по теме

    Шилкова Елена Вячеславовна

    Формирование чувства гражданственности, любви к родной стране, родному краю через приобщение к литературному наследию П.П.Бажова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc45 КБ
    Office presentation icon po_sledam_khozyayki_mednoy_gory.ppt2.13 МБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого классного часа «По следам Хозяйки Медной годы»

    Автор-разработчик - Базуева Елена Вячеславовна

    Класс- 6 «Б»

    Цель: воспитание и развитие личности, способной  к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе традиционных нравственных установок,  моральных норм.

    Задачи:

    - усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций, развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою  позицию;

    - формирование чувства гражданственности, любви к родной стране, родному краю через приобщение к литературному наследию П.П.Бажова.

    Оборудование к уроку: проектор, мультимедийная доска, презентация, реквизит по теме (шкатулка, предметы на узнавание, коллекция минеральных камней)

    Ход мероприятия

    Слайд 1

    Учитель:  Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие!

    Слайд 2

    Учитель: Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это? (знаки, символы, гербы)

    Правильно - это гербы городов. Какие гербы, представленные на иллюстрациях, вам знакомы?

    Учитель: Молодцы!

    Слайд 3

    Учитель: Сейчас я попрошу вас расположить гербы на карте -  каждый герб своему городу.

     (Дети выходят к доске и прикрепляют маленькие значки-гербы городов).

    Учитель: Скажите, пожалуйста, а как называют жителей этих городов?

    А всей нашей страны? (РОССИЯНЕ).

    Учитель: Правильно, нас с вами можно назвать россиянами.

    Слайд 4

    Учитель: Теперь посмотрите на экран, известны ли вам лица этих людей? (В.Путин, Ю.А.Гагарин, А.С. Пушкин, П.П.Бажов)

    Слайд 5

    Учитель: Замечательно, что вы легко узнали этих людей, потому что каждый россиянин должен и знать, и гордиться ими. Эти россияне  прославили нашу Родину. А этот год у нас замечательный, потому что указом президента – В.В. Путина он объявлен Годом литературы. Поэтому сегодня мы отправимся с вами в путешествие вместе с великим уральским сказочником - Павлом Петровичем Бажовым. Ему в этом году исполнилось бы 136 лет. Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал учителем, затем журналистом, много ездил по Уралу, жил в различных городах. Павел Петрович Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник «Малахитовая шкатулка».

    (Входит Хозяйка Медной горы)

    Хозяйка: Здравствуйте! А меня вы узнали? Да, я Хозяйка Медной горы. Я пришла к вам не случайно. Я буду вашей проводницей по творчеству П.П. Бажова. Я думаю, что наше с вами путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным : вспомним сказочных героев, талантливых и добрых людей, необычные события прошлого времени.

    (Звучит русская народная музыка)

    Учитель: Ребята, вы поделены на команды. Придумайте название, соответствующее теме нашего классного часа.

    ( Команды придумывают названия)

    Учитель: Хорошо, названия придуманы, команды готовы. Путешествие начинается! В путь!!!

    Хозяйка: Я уверена, что поскольку вы живете на родине П.П.Бажова, то хорошо знакомы с его творчеством, поэтому с первым заданием справитесь легко. А чтобы о вашем путешествии осталась добрая память, я приготовила для каждой команды  «Журнал путешественника», в него вы будете записывать не только правильные ответы, но и свои самые яркие впечатления.

    Слайд 6-11

    Учитель: Итак, 1 задание – «Узнай картинку» (детям предлагается по картинке на экране узнать сказ П.П.Бажова. Ответы записать в «Журнал путешественника»).

    - сказ 1 – «Голубая змейка»

    - сказ 2 – «Серебряное копытце»

    - сказ 3 – «Синюшкин колодец»

    - сказ 4 – «Каменный цветок»

    - сказ 5 – «Огневушка-поскакушка»

    - сказ 6 – «Медной горы хозяйка»

    Хозяйка: Молодцы, ребята!  Ваши знания меня впечатлили, поэтому мы можем двигаться дальше, ведь загадок и сокровищ у меня еще много.

    Учитель: Задание 2 – «Узнай отрывок» (Из шкатулки дети по очереди достают листочки с текстом. Ответы записать в «Журнал путешественника»)

    Слайд 12

    - «Пожелали Марьюшке доброе, и плиточки у обоих стали золотые». («Голубая змейка»);

    - «Как темнеть стало, запобаивалась, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится». («Серебряное копытце»);

    - «Приходит к ним женщина. На спине котомочка холщовая, в руке черемуховый батажок, вроде как странница». («Малахитовая шкатулка»)

    - «Тут приковали его на длинную цепь, чтобы значит, работать можно было».

    («Медной горы хозяйка»)

    Хозяйка: Молодцы!  А я приготовила нам новые загадки по сказам Бажова. Перед вами изображения вещей, я взяла их из сказов Павла Петровича. Верните их героям! Желаю Успеха!

    Учитель: Итак, 3 задание – «Отгадай загадку». ( Детям предлагается определить,  кому из бажовских героев принадлежит изображенная на слайде  вещь. Ответы записать в «Журнал путешественника»)

    Слайд 13

    1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». Подарок Танюшке от Малахитницы.

    2. 3 перышка - «Синюшкин колодец». Память о бабке Лукерье.

    3. Узелок – «Серебряное копытце». Даренка собрала свои вещи в такой узелок.

    4. Бусинки – слезы Хозяйки медной горы.

    5. Обруч – «Голубая змейка». Золотой обруч отводил беду от детей.

    Учитель: Молодцы, ребята. Вы внимательно читали сказы П.П.Бажова. А вот Хозяйка приготовила вам еще одно задание, да не простое. Оно потребует от вас не только внимательности, но и глубоких познаний.

    Слайд 14

    4 задание – «Угадай камни».

    Хозяйка: Широко, далеко пораскинулся Богатырь великий – Седой Урал! Камни дивные, самоцветные. В тайне синих гор щедро он собрал! Вот оно, богатство нашего Урала! А знакомы ли вы с ним, юные путешественники?

    (На подносе уральские самоцветы: 1. Яшма 8. Дымчатый кварц 2. Кальцит 9. Обсидиан 3. Лазурит 4. Малахит 6. Мрамор 13.Змеевик 14.Родонит 15.Горный хрусталь)

    Слайд 15

    Учитель: Мы знаем, что герои сказов П.П.Бажова занимались добычей, обработкой камней. Определите, какие камни - самоцветы вы знаете, да я вам подскажу.  

    • Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. Из этого камня сделаны звезды на башнях Кремля. Это камень РУБИН.  
    • Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. САПФИР.  
    • Прозрачный золотистый камень, однако,  бывают бесцветные, голубые, лиловые, розовые и даже разных оттенков сразу. Золотистый – говорят, бури усмиряет, да и сердца человеческие. Он чаще всего оранжевого цвета. Но бывает и коричнево - золотистый. Голубой – уравновешивает эмоции, успокаивает. В древности камень называли камнем внутреннего просветления. ТОПАЗ
    • Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. МАЛАХИТ.
    • Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится - «неукротимый». АЛМАЗ.

    Хозяйка: Молодцы, ребята! А у меня для вас осталось последнее задание. «Кто быстрее» (обучающимся выдаются разрезанные названия сказов П.П. Бажова, команды должны на скорость правильно сложить названия сказов).

    Слайд 16

    5 задание – «Кто быстрее?»

    ( названия сказов: «Травяная западенка»,  «Хрупкая веточка», «Дорогое имячко», «Кошачьи уши», «Змеиный след», «Ермаковы лебеди», «Таюткино зеркальце», «Золотой волос», «Приказчиковы подошвы», «Живинка в деле»)

    Учитель: Сейчас Хозяйка Медной горы просмотрит ваши журналы, и подведет итоги нашего путешествия.

    (Подсчитывают баллы)

    Учитель: Интересно ли было вспомнить вам сказы П.П.Бажова? О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

    Слайд 17

    Учитель: Перед вами 3 самоцвета и малахитовая шкатулка. Оцените наше с вами путешествие. Положите в шкатулку свой самоцвет.

    (Дети переносят в шкатулку самоцвет)

    Сапфир – понравилось, узнал много нового

    Топаз – было интересно, почитаю еще литературу

    Рубин – сложно, мало читаю художественной литературы.

    Хозяйка подводит итоги путешествия

    Слайд  18

    Учитель: Еще раз всмотритесь и запомните это спокойное, чуть суровое лицо писателя П.П.Бажова. «Это сверкающий самоцвет уральской литературы», это чудесный человек.

     «В который раз склонимся мы над книжкой,

       Впитаем мудрость этих слов.

       Нам не забыть рассказов деда Слышко,

       Спасибо, добрый дедушка Бажов».

    Надеюсь, что  этот классный час открыл много нового для вас в творчестве нашего знаменитого земляка - Павла Петровича Бажова. Любите свой край, свою Родину, свою литературу! До новых встреч!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    По следам Хозяйки Медной горы Классный час

    Слайд 2

    Гербы городов Российская Федерация Екатеринбург Москва Пермь Полевской

    Слайд 3

    Карта городов

    Слайд 5

    «Малахитовая шкатулка»

    Слайд 6

    Сказ 1

    Слайд 7

    Сказ 2

    Слайд 8

    Сказ 3

    Слайд 9

    Сказ 4

    Слайд 10

    Сказ 5

    Слайд 11

    Сказ 6

    Слайд 12

    Шкатулка

    Слайд 13

    Загадки

    Слайд 14

    Самоцветы

    Слайд 15

    Драгоценные минералы Рубин Сапфир Алмаз Малахит Топаз

    Слайд 16

    Кто быстрее? «Травяная западенка» «Хрупкая веточка» «Дорогое имячко» «Кошачьи уши» «Змеиный след» «Ермаковы лебеди» «Таюткино зеркальце» «Золотой волос» «Приказчиковы подошвы» «Живинка в деле»

    Слайд 17

    Мои впечатления от путешествия

    Слайд 18

    Павел Петрович Бажов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Проектная деятельность на уроке литературы в 5 классе по сказу П.Бажова с соблюдением основных этапов...

    Хозяйка Медной горы

    Сюжетно - ролевая игра - состязание проводится при изучении темы " Породы , слагающие земную кору ". В классе выбираются двое ведущих игры - хозяев или хозяев Медной горы. Учитель и ведущие игры подби...

    Урок- игра "Хозяйка Медной горы "6 класс

    Сюжетно-ролевая игра- состязание проводится при изучении темы " Породы, слагающие земную кору"...

    Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....

    Сообщение о Хозяйке Медной горы.

    Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница, покровительница творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она ...