Рабочая программа по преодолению дизорфографии..
рабочая программа

Людмила Александровна Фокина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.

В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.

Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Составитель: Фокина Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Центр образования г. Певек»

Рабочая программа по преодолению

дизорфографии

на 2022-2023 уч.год

г. Певек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.

В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.

Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г.  Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др.).

Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).

Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.

Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.

Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Группы комплектуются в количестве 2—6 человек

Контингент учеников в группах — учащиеся пятых, шестых и седьмых классов общеобразовательной школы.

Сроки реализации - 2 учебных года.

Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся..

Задачи:

  1. Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
  2. Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, по законам и с применением синтаксических правил.
  3. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
  4. Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю

форма занятий

Этап. Тема

Период

К-во часов

Подгрупповая, индивидуальная

Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти

• артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка;

• уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и);

• уточнение артикуляции согласных;

• заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.).

 • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста)

• упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение);

 • работа со словами паронимами;

• фонематический анализ слов различной звук наполняемости;

 • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков;

• звуковой анализ слов, работа со схемами;

15 сентября – 1 октября

4

Подгрупповая индивидуальная

Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки

• упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным,

 с разными ударениями;

• упражнение по определению ударения в словах-омонимах;

• упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины,

 • чтение слоговых таблиц

1- 15 октября

4

Подгрупповая индивидуальная

Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и

• фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью

; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах;

15 октября – 1 ноября

4

Подгрупповая индивидуальная

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

• звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце;

• упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце

Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова

• звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине;

• упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине;

• упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине

7 – 15 ноября

6

Подгрупповая индивидуальная

Языковой анализ и синтез.

Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы.

Развитие объема слухоречевой памяти

составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин;

• зрительные, слуховые диктанты

• повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц

16 -30 ноября

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие зрительного восприятия букв

 реконструкции букв;

• упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв;

• работа с зеркально-расположенными буквами;

 • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте

16 -30 ноября

2

Подгрупповая индивидуальная

Работа над праксисом кисти руки

• тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро);

 • прописывание букв в воздухе, на столе;

• обведение букв по точкам;

• штриховка контурно изображенных фигур;

 • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина;

• упражнения в прописях

1-15 декабря

2

Подгрупповая индивидуальная

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

 Сочетание чк, чн

•характеристика звуков ж и ш;

• упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши;

• характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу;

• упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн;

 фонетический анализ слов с этими сочетаниями;

• дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов

• придумывание слов и предложении;

• подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером

15-30 декабря

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие морфологического анализа

• анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах

 подбор однокоренных слов;

 • разбор слов по составу;

 подбор однокоренных слов с корнями — омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода);

10-30 января

6

Подгрупповая индивидуальная

Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова

• упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов;

• сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной;

 • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой

Упражнения в написании звонких и глухих согласных в корне слова

• упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной;

 • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных;

 • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой

1 февраля – 18 марта

14

Подгрупповая индивидуальная

Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме

• вписывание пропущенных ъ и ь;

 • написание коротких диктантов;

 • дидактические игры на различение ъ и ь;

 • перенос слов с разделительными а и ь

28 марта – 10 апреля

4

Подгрупповая индивидуальная

Развитие лексико-грамматических категорий

 подбор синонимов;

 подбор антонимов:

 придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами

11 -17 апреля

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие лексико-семантических связей•

  • объяснение многозначных слов;
  • работа над лексической сочетаемостью слов

18 -25 апреля

2

Подгрупповая индивидуальная

Согласование имен существительных с различными частями речи в роде, числе, падеже

• тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными, причастиями в падеже

25 апреля – 6 мая

4

Подгрупповая индивидуальная

Беспредложное и предложное управление

• упражнения в спряжении глаголов

Правописание личных окончаний глаголов

10 – 30 мая  

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие синтаксического анализа

• составление предложений с заданным словом;

• работа с деформированными предложениями

10 – 30 мая  

2

Подгрупповая индивидуальная

Развитие связной устной и письменной речи

• составление рассказа по серии сюжетных картин;

• работа с деформированным текстом;

• написание изложения

10 – 30 мая  

2

Литература:

1.        Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003

2.        Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.

3.        Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.

4.        Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.

5.        Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.

6.        Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.

7.        Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.

8.        Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:   Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.

9.        Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие. —М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.

10.        Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.

11.        Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

12.        Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г

13.        Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г

14.        Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г

15.        Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г

16.        Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

17.        Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г

18.        Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.

19.        Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...

Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  составлена на основе типовой программы  Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по «Преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по «Преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».составлено на основетиповых программ и методических разработок:1...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии

Рабочая программа по коррекции дизорфографии для обучающихся 3-4 классов....

Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания

В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестет...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....