План работы по самообразованию.
материал

В настоящее время одним из актуальных вопрос логопедии является формирование словаря детей с речевыми нарушениями.

Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Так без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №41 "Росинка"

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2022 - 2023 учебный год

Тема:

Обогащение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи через дидактическую игру.

Даминова Ольга Ишкалеевна

 (Ф.И.О. педагога)

Учитель-логопед

(специальность)

32 год

(стаж педагогической работы)

Высшая    

(квалификационная категория)

Сентябрь 2022 года

(дата начала работы над темой)

Май 2023 года

(предполагаемая дата окончания работы)

 

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: Обогащение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи через дидактическую игру.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время одним из актуальных вопрос логопедии является формирование словаря детей с речевыми нарушениями.

Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Так без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Общепризнанным является тот факт, что между недоразвитием речи и низким словарным запасом существует тесная взаимосвязь. Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, для которого характерно позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой. Они отмечают, что у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

По утверждению Г. Р. Шашкиной, бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

В словаре дошкольников с общим недоразвитием речи, согласно Е. В. Завольской, отсутствуют многие общеупотребительные слова. Это объясняется ограниченным запасом представлений, малой активизацией словаря в различных видах деятельности, недостаточной дифференциацией сходных объектов. Дети допускают ошибки при назывании картинок, ориентируясь на внешнее сходство предметов (репа – свекла); на их сходство по назначению (лейка – чайник); на ситуативную связь.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). Глаголы и имена прилагательные представлены в активном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно.

При употреблении прилагательных и глаголов отмечены замены на основе сближения ситуативной семантики слов. В сознании дошкольников с недоразвитием речи понятия о предмете, действии, признаке еще не выделены в самостоятельные понятия, что свидетельствует о несформированности семантических полей, о недостаточности выделения дифференциальных признаков значений слов. Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение словастимула (парк – где качели); семантически близкие слова (улица – дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный –маленький); слова, близкие по звучанию (здание – сдать); слова, связанные со словом-стимулом на основе синтагматическях связей (улица – широкая). Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный – черный); изменение формы слова-стимула (говорю – говорят); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой – мальчик).

Нарушения актуализации словаря у дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет –кудакает).

По данным Н. С. Жуковой, в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет синонимов, мало антонимов.

Наличие специфических ошибок в ответах детей с недоразвитием речи обусловлено ограниченностью словарного запаса, недостаточным пониманием значения слова, трудностями актуализации слова, недостаточной заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова, неумением выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточным осознанием поставленной задачи.

Для детей с общим недоразвитием речи характерна стереотипность и шаблонность подбора слов, индивидуальная неразличимость высказываний (лекарства продают в магазине). Обращает на себя внимание скудность информации, заложенной в предложениях. В игровой ситуации у дошкольников с недоразвитием речи лексическая недостаточность проявляется в бедности и недифференцированности словарного запаса, недостаточности глагольного словаря, заменах слов по сходству объектов, неправильном употреблении или незнании отдельных слов. Эти особенности проявляются с различной степенью выраженности и препятствуют полноценному общению.

Дидактические игры — это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их обогащающая роль.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

В дошкольной педагогике все дидактические игры для обогащения словаря ребенка с общим недоразвитием речи можно разделить на семь основных видов:

  • игры на обогащение словаря существительных,
  • игры на обогащение глагольного словаря,
  • игры на обогащение словаря прилагательных,
  • игры на обогащение словаря наречий,
  • игры на обогащение словаря антонимов,
  • игры на обогащение словаря синонимов,
  • игры на обогащение словаря числительных.

Цель работы по теме самообразования: создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать дидактические игры для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Систематизировать дидактические игры для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4. Оформить папки по лексическим темам с дидактическими играми для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Предполагаемый результат:

Результатом данной работы будет:

1. Подборка дидактических игр для формирования словаря у дошкольников.

2. Оформленные папки по лексическим темам с дидактическими играми для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Проект «Родственные слова».

Этапы работы по самообразованию

3.1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

- Изучение научно-методической литературы;

- Знакомство с работами других педагогов;

3.2. Практический этап.

- Подбор и пополнение картотеки игр по теме.

- Разработка рекомендации, памяток для педагогов и родителей;

- Подготовка консультаций для педагогов и родителей;

- Оформление папок по лексическим темам с дидактическими играми для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;

- Разработка проекта «Родственные слова»;

3. 3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета.

- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;

- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);


Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 год

Месяц

Формы работы

 

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь 

1.Закрепление знаний о словах-предметах.

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Игры на обогащение словаря существительных, глагольного словаря.

Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка.

октябрь 

1.Закрепление знаний о словах-действиях.

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Игры на обогащение словаря прилагательных.

Год перед школой (речевая готовность к школе, ее составляющие).

ноябрь 

1.Закрепление знаний о словах-признаках.

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста.

2.Игры с лексико-грамматическим содержанием.

Роль папы в развитии речи ребенка.

декабрь 

1.Закрепление знаний о «Семейке слов».

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Методы и приемы обогащения словаря дошкольников.

Развитие словарного запаса – важное условие успешности школьного обучения (родственные слова, сложные слова, семантические связи).

        

январь 

1.Подготовка к работе над проектом «Родственные слова».

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Обогащение и активизация детского лексикона в различных видах деятельности.

Домашняя игротека. Игры с лексико – грамматическим содержанием.

февраль 

1.Работа над проектом «Родственные слова».

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

1.Обогащение словарного запаса дошкольников через знакомство с произведениями литературного творчества.

Работа над проектом «Родственные слова»: подбор материала для оформления чудо-дерева «Родственные слова».

март 

1.Оформление книжки «Родственные слова».

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану.

1.Оформление книжки «Родственные слова».

2. Игры на обогащение словаря синонимов.

Оформление чудо-дерева для книжки «Родственные слова».

апрель

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану

2.Игры на обогащение словаря числительных.

Игры по развитию словаря. Игротека в кругу семьи.

май

2.Работа над лексическими темами по тематическому плану.

Как развивать речь ребенка в период летнего отдыха.        

Практические выходы (представление практического применения):

1. Оформление папок по лексическим темам с дидактическими играми для формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;

2. Составление консультаций для родителей;

3. Составление консультаций для педагогов;

4. Отчёт о проделанной работе за учебный год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» (Шал...

Индивидуальный план работы по самообразованию

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...

План работы по самообразованию

В работе с детьми, имеющими ОВЗ,  развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную...

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

План работы по самообразованию учителя иностранного языка

данная работа содержит цели,задачи ,тему самообразования учителя,а также основные направления ....