Коррекционно –развивающее логопедическое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Галактику 21 века"
план-конспект

Климченко Светлана Рэмовна

Цель: Закрепление приёмов сохранения здоровья: восстановление сил, развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и ориентировке в своем теле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_galaktiku_21_veka1.docx85.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 9» (КГКОУ ШИ 9)

682910, Хабаровский край, район имени Лазо, рп. Переяславка, пер. Ленина, 48

Тел./факс (42154) 21-0-77, электронный адрес: shkolainternat9@rambler.ru

Климченко Светлана Рэмовна, учитель-логопед  

  Черепович Елена Станиславовна, учитель-логопед

ПЕРЕЧЕНЬ

документов на участие в региональном этапе VI Всероссийского конкурса

«Школа – территория здоровья», среди краевых государственных общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

(номинация «Лучший конспект занятия»)

№ п/п

Документ

Электронная копия

1.

Заявка школы на участие в конкурсе «Школа – территория здоровья»

1

2.

Конспект урока «Путешествие в Галактику 21 века»

1

3.

Электронная презентация к занятию «Путешествие в Галактику 21 века» в программе PowerPoint

1

4.

Приложение:

1.Музыкальное сопровождение  - Аудиодорожка «Голубая лагуна»

2.Видеофильм «Путешествие в Галактику 21 века»

3.Аудиозапись «РАКЕТА» - Кукутики - Песня мультфильм про космос планеты и путешествие по солнечной системе

4.Ссылка на видеофильм https://youtu.be/YpDqFf_exjM

1

1

1

1

ЗАЯВКА

на участие в региональном этапе VIВсероссийского конкурса

«Школа-территория здоровья»

(номинация «Лучший конспект занятия)

1.

Наименование школы

(полностью)

краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9» (КГКОУ ШИ9)

2.

Субъект Российской Федерации

Хабаровский край

3.

Юридический адрес учреждения с индексом

682910, Хабаровский край.район имени Лазо, р.п. Переяславка, пер. Ленина 48

4.

Вид реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программы/контингент обучающихся

Адаптированные основные общеобразовательные программы/обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5.

Общая численность обучающихся

114

6.

Фамилия, имя, отчество

и.о. руководителя школы

Коржуева Татьяна Викторовна

контактный телефон

(42154)21-0-77

7.

Фамилия, имя, отчество авторов материалов

Климченко Светлана Рэмовна

Черепович Елена Станиславовна

контактный телефон

8-914-776-30-27

8-924-102-29-67

E-mail

cherepovich.elena@yandex.ru

klimchenkoparfyonova@yandex.ru

C дальнейшим использованием представляемой информации в печати согласны.

 Климченко Светлана Рэмовна ____________________

Черепович Елена Станиславовна__________________

и.о директора                                                                                     Т.В. Коржуева

Организационная информация

Тема занятия

«Путешествие в Галактику 21 века»

Класс

Группа обучающихся 1-2 классов (5-7 человек) с умственной отсталостью, вариант 1

Психолого-педагогическая характеристика класса

Данная группа обучающихся состоит из мальчиков.  Дети не агрессивные,конфликты  возникают редко.Обучающиеся достаточно расторможенные, отвлекаемые и утомляемые. Общительные и коммуникабельные, активно принимают участие в мероприятиях класса, школы-интерната.

Занятия посещают регулярно, проявляют заинтересованность в положительных результатах работы. Логопедическое заключение обучающихся данной группы – системное недоразвитие речи легкой степени. Этап коррекции звукопроизношения: автоматизация в словах ранее поставленных звуков (ш,р)Уровень работоспособности и сформированности учебных навыков в данной группе  обучающихся различный, но все имеют навык слогового чтения.У обучающихся данной группы нет аллергических реакций на аромамасла.

Методическая информация

Тип занятия

Коррекционно –развивающее логопедическое занятие

с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель занятия

Закрепление приёмов сохранения здоровья: восстановление сил, развитие переключаемости, снятие напряжения, стимуляция работоспособности и ориентировке в своем теле.

Задачи занятия (образовательные,  коррекционно-развивающие, воспитательные)

Образовательные:

-обучение детей приемам здоровьесбережения;

-автоматизация  звуков [Ш], [Р];

-расширять знания о космосе;

Коррекционно – развивающие:

-развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, связной речи;

-профилактика и коррекция  дисграфий и дислексий.

-развитие психических процессов (зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, внимание);

Коррекционно-воспитательные:

-уточнение представлений об окружающем мире,расширение кругозора;

-уважительное отношение к памятным датам;

-создание благоприятного психологического климата налогопедическом занятие

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

1.Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

2. Дыхательная гимнастика – упражнение «Очищающее дыхание» - стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы.

3. Элементы ароматерапии – ингаляция через аромалампу с маслами бергамота и мандарина - снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект),

4. Цветотерапия (хромотерапия) – использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Так, в данном случае голубой (облако) - успокаивает боли, оказывает освежающее и сосудосуживающее действие, подавляет воспалительные процессы, оказывает благотворное воздействие при нервных расстройствах, усталости, оказывает успокаивающее действие на НС, приводя ребенка в состояние внутреннего покоя. Оранжевый цвет (солнце) оказывает укрепляющее действие на жизнеспособность организма, снабжает энергией внутренние органы (селезёнку, поджелудочную железу), укрепляет органы дыхания, способствует очищению сосудов, улучшает настроение, снимает депрессию).

5. Зрительная гимнастика -  снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

6. Релаксирующие упражнения, снимает напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

7. Использовалась музыка – элементы музыкотерапии.

8. Мимическая гимнастика способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощённости.

9. Игра «Отыщи букву, определи крупу» – развивает сенсорику, кинестетические ощущения, служит для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.

10. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») активизируют различные отделы коры ГМ . Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Выполняя в системе эти упражнения, проявляются скрытые способности человека и расширяются границы возможностей его мозга.

Оборудование и наглядные материалы

Компьютер,презентация MicrosoftPowerPoint,  видеопроектор, баночки с разной крупой (горох, фасоль, гречка, рис, пшено, лапша, семечки арбуза), буквы, аромалампа с маслами бергамота и мандарина, лента эмоций

Время реализации занятия

30 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, обучающиеся в ходе занятия

В ходе занятия  обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- закрепят приёмы сохранения здоровья

(восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и ориентировке в своем теле)

-приобретут целостное представление о здоровом образе жизни;

-получат мотивацию на активную жизненную позицию вформировании здорового образа жизни;

-закрепят правильное произношение шипящих и сонорных звуков в словах

Дидактическое обеспечение занятия

-Развивающий набор логопедических карточек «Путешествие по телу»

-Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

-Игра на понимание пространственных наречий “Команды”

-Артикуляционные карточки

-Игра «Маски»

-Релаксационные карточки «Лента эмоций»

Список литературы

Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. – М., ТЦ Сфера, 2004.

Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса.

материалы журнала «Логопед»

 2013 г. №5 «Восстановление двигательных функций  артикуляционного аппарата»;

2015 г. №9 «Профилактика дисграфии у учащихся с ОВЗ»;

2016 № 4 «Самомассаж в работе логопеда»;

2020 №7 «Цветотерапия в логопедической работе»

Ход занятия

Структура  занятия

Взаимодействие в образовательном процессе

Деятельность логопеда

Деятельность обучающегося

Организационный момент.

Мотивация

Добрый день, ребята.

 Вы пришли на наше логопедическое занятие после уроков и, конечно,  устали.

Приветствуют логопеда.

Целеполагание

и планирование

(2 мин)

Слайд 1,2

 Мы предлагаемсовершим космическое путешествие в Галактику 21 века, которое приведет в порядок наше физическое и психическое состояние, снимет мышечное напряжение и зарядит положительной энергией. Согласны?

 Но мы должны помнить, что во время путешествия наша речь должна быть правильной и красивой, стараемся четко произносить звуки Ш,Р.

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день в далеком 1961 году Юрий Гагарин совершил первый космический полет. Прошел 61 год с того дня.  Люди разных стран сделали огромное количество открытий в космосе.

Предлагаю вам заглянуть  в космос.

В космонавты берут здоровых и крепких людей. Летчику-космонавту приходится работать в невесомости, его тело  испытывает сильные перегрузки во время старта корабля и его приземления, поэтому космонавты долго тренируются перед полетом. Давайте и мы подготовим наше тело к путешествию

Слушают...

Дают согласие

Слушают..

Самомассаж «Звездочет»

(1 мин)

Слайд 3

«Путешествие по телу»

Я  буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.Вот что знаем мы с тобой!

Слушают стихотворение, прикасаются, массируют названные части тела

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

(1 мин)

Слайд 4

В полете космонавту приходится выполнять различные действия и пальцы космонавтов должны быть чувствительными.

Вот и мы с вами сейчас сделаем тренировку для наших пальчиков

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет:

Меркурий — раз,

Венера — два — с,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восемь — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон...

Кто не видит — выйди вон!

Выполняют пальчиковую гимнастику, проговаривая стихотворение.

Игра на понимание пространственных наречий “Команды”

(1 мин)

В полете случаются разные ситуации и маленькая ошибка может привести к трагедии, поэтому космонавты должны уметь слушать и выполнять команды, которые поступают с Земли.

Я буду отдавать команды, а вы их выполняете.

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Следует инструкции логопеда.

Выполняет действия самостоятельно (по образцу)

Артикуляционная гимнастика

(1 мин)

Слайд 5

Каждый космонавт, отправляясь в полет, надеется, что уж в этот раз он встретится с инопланетными гостями. Космонавтыготовятся к этим встречам и тренируют органы речи. Вот и мы свами выполним артикуляционную гимнастику.

-«Часики»- губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов -  движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.

 Космонавтам нужна подзорная труба, чтобы  наблюдать за звездами.

-«Трубочка» -рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.

Мы полетим в космос на ракете.

-Проверяем исправность двигателя – губы в улыбке, рот открыт, сначала

«Лошадка»- поцокать язычком, затем—«Индюшонок»  - язычок «болбочет»: бл-бл-бл-бл.

-Внимание!  

Выявлена неисправность в подаче топлива

–пошлепать

широкий язычок губами, произнося слоги:

пя-пя-пя и покусать зубамикончик язычка.

-Проверяем двигатель повторно

 – рот открыт, язычок стучит за верхними

зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

Нижняя челюсть неподвижна.

Ор-ор-ор  – завели мотор!

-«Моторчик» -губы в улыбке

Выполняют артикуляционную гимнастику

Фонопедические упражнения «Ракета»

(2 мин)

Слайд 6

Проверяем топливо.

Открываем и закрываем люки.

Проверяем радио.

Показывает высоту звука рукой.

Включаем двигатель.

Дети произносят «ш-ш-ш...».

Делают glissando вверх и вниз на звук [а].

Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.

Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью

Коррекция нарушений чтения и письма

(2 мин)

Слайд 7

Мы готовы отправиться в космическое путешествие.  И повторим первые слова Юрия Гагарина «Поехали»…..(включается музыка)

Вот мы и в космосе. Посмотрите в иллюминатор.

Что мы видим?

 А что такое звезды?

Посмотрите, какие они яркие! Как их много! И они расположены группами. Это…созвездия.

- Вот  выстроились в ряд планеты, давайте прочитаем названия планет. Обратим внимание на слова с буквой Р

Дети руками изображают «иллюминатор» и глядят в него

Звезды

Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, такие же, как солнце.

Дети читают:

Меркурий, Плутон, Сатурн, Земля, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Нептун

Дыхательная гимнастика

(2 мин)

Мы с вами летим в космическом пространстве, и много необычного встретилось на нашем пути. Мы немного переволновались, предлагаю  восстановим  наше дыхание.

Упражнение «Очищающее дыхание»

– (включаю музыку – «Голубая лагуна» – музыкотерапия).

А заодно давайте представим, что мы в космическом саду, где цветут прекрасные мандарины (заранее зажигаю приготовленную аромалампу с аромамаслами: ароматерапия – мандарин и бергамот – снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффект)

«Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок.  Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет).

Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

 Вдох — пауза, выдох — пауза».

Выполняют дыхательную гимнастику

Вдох-пауза, выдох-пауза

Выполняют инструкцию логопеда

Зрительная гимнастика

(1 мин)

Слайд 8

А теперь смотрим на облако и следим за егополетом (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – оранжевый цвет) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?

Следят за движением облака

Встали, потянулись..  

Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений

(10 мин)

Жители галактики 21 века нас попросили выполнить задания.

«Отыщи букву и определи крупу»

- баночки наполнены разной крупой:  горох, фасоль, гречка, рис, пшено. В крупе  спрятаны буквы Ш,Р

Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем  букву в крупе и определяем, какая это крупа (назвать).

Закрытыми глазами на ощупь определяют вид крупы, определяют и называют буквы

Кинезиологические упражнения

(2 мин)

Слайд 9

Ребята, если мы встретимся с инопланетянами, то нам нужно с ними общаться, Предлагаю выучить «инопланетянскую азбуку». движения рук будем сопровождать звуками Ш,Р

1) «Ладонь-ладонь-ребро-кулак» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

 Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок 

И зажали в кулачок.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем 

И кольцо мы получаем: 1/2 1/3 1/4 1/5 Поздоровались пальцы опять! 1/5 1/4 1/3 1/2 Закрепили кольца-слова!

Следует инструкции логопеда.

Выполняют действия по образцу

Четко проговаривают звуки

Мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

(2мин)

Слайд 10

Благодаря старательной подготовки наш полет прошел успешно. Надеюсь, что вы отдохнули и набрались сил.  Сейчас вы покажите какие эмоции вы испытали во время полета.

Игра «Маски»

Под музыку вы должны изобразить выражением лица настроение с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

Сначала они испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились,

И с нами подружились.

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.Мимическая гимнастика

Выбирают маску эмоций.

Передают данную эмоцию  соседу.

Рефлексия

(1 мин)

Выберете и покажите ту маску, которая соответствует вашему состоянию к концу  занятия.

Молодцы! У вас у всех хорошее настроение, а хорошее настроение это залог здоровья!

Называют свое эмоциональное состояние и показывают маску.

Итог занятия  

(2 мин)

Слайд 10

- Мы тоже покажем маску настроения. Вы хорошо произносили звуки Ш,Р, читали слова, были внимательны и активны. У нас отличное настроение!

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

Прощаются с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."

Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилага­тельных; развитие связной речи; обучение составлению описатель­ного ра...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".

Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...