Социальная реабилитация инвалидов. Инновационное эффективное направление Арт – терапии: мульттерапия.
материал

Трофимова Вероника Вячеславовна

Доклад на тему: "Социальная реабилитация инвалидов. Инновационное эффективное направление Арт – терапии - мульттерапия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2023_-_statya_multerapiya_-_trofimova_v.v.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области

Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Реабилитационный центр для инвалидов

«Калужский реабилитационно – образовательный комплекс»

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ:

ИННОВАЦИОННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

АРТ – ТЕРАПИИ

-

МУЛЬТТЕРАПИЯ.

Трофимова Вероника Вячеславовна

педагог – организатор

г. Калуга

В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества людей с инвалидностью. Возникающие многочисленные социальные ограничения и барьеры, не позволяют инвалидам активно интегрироваться в общество, устанавливать полноценные социальные связи и отношения, поэтому проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалидов к условиям жизни является одной из важных и острых проблем современного общества.

В последнее время данный вопрос приобретает особую значимость, в связи с большими изменениями в подходах к людям с ограниченными возможностями здоровья.

У большинства инвалидов наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. Врожденные или приобретенные ограниченные возможности здоровья затрудняет образование социальных связей и отношений, ведут к их разрыву, смещению, что неблагоприятное влияние на социальное положение этих людей.

Как помочь им увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

В данном случае необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие развитие познавательной деятельности инвалидов и стимулирующие их социальную активность.

В настоящее время Арт – терапия стала эффективным направлением для решения целого комплекса задач социальной реабилитации и адаптации инвалидов.

 Арт – терапия (терапия искусством) –  одна из наиболее эффективных технологий социальной реабилитации инвалидов, обладающая особыми коррекционными и развивающими возможностями, основная цель корой состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания средствами художественной деятельности.

Главной целью Арт – терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с инвалидностью. 

Арт – терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков.

Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни.

Арт – терапия включает в себя следующие виды:

изотерапия, лекотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально – двигательная терапия, театротерапия, гарденотерапия, глинотерапия,  

пластилинография, иппотерапия, дельфинотерапия, мульттерапия.

Мульттерапия –  инновационный перспективный метод Арт – терапии, основанный на коллективной творческой деятельности и дающий мощный ресурс для: активизации компенсаторных возможностей инвалидов, изменения стереотипов поведения, повышения адаптационных способностей, и в конечном итоге – успешной интеграции в общество.

Мульттерапия представляет собой цельную систему методов  реабилитационного воздействия на инвалидов – это целенаправленное применение мультипликации или анимационных элементов для достижения терапевтических и реабилитационных целей, а именно, формирование психологической и социальной компетентности через творчество интерпретации, художественное развитие, коллективное творческое дело.

В процессе мульттерапевтической деятельности происходит восстановление когнитивных функций, развитие творческих способностей, улучшение эмоционального состояния, значительно вырастает самооценка, появляется свобода в общении с взрослыми и сверстниками, что положительным образом влияет на успешную социализацию и реабилитацию инвалидов.

Особенность мульттерапии в отличие от других методик Арт – терапии заключается в том, что все этапы создания мультимедийного продукта стимулируют развитие у инвалидов необходимых навыков социализации:

творчества, принятия разных ролей в социуме, преодоления неуверенности в себе, овладение необходимыми навыками коммуникации, выработку адекватного стиля поведения в коллективе.

Преимущества мульттерапии, как терапевтической и реабилитирующей методики:

1. Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительное искусство в различных формах литература, музыка, театр, анимация, что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы.

2. Решает проблему мотивации инвалидов. Мультфильмы с ранних лет

становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании анимационного фильма, оживление (одушевление) персонажей, включение результатов собственной деятельности в общий контекст повышает самооценку инвалида, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему – то важному и интересному, дает возможность участнику осознать себя автором.

3. Создание мультфильма – длительный процесс, который требует усилий и сосредоточенности. Целенаправленное движение к решению поставленной задачи позволяет раскрыть творческий потенциал инвалидов.

4. Процесс съемки – командная работа, которая позволяет инвалидам социализироваться и развить свои навыки общения. Участник примеряет на себя важную функциональную роль и осознает необходимость взаимодействия с каждым из членов команды.

5. Создание фильма – этот процесс освоения новых технологий. Для развития инвалида в условиях научно – технического прогресса владение техникой является необходимой базой для дальнейшего развития. Владение компьютерными технологиями позволяет чувствовать себя полноценной частью современного общества.

Мульттерапия относится к активной анимационной деятельности позволяет формировать у инвалидов следующие компетенции:

  • Творческая компетенция связана с инновацией, продуктивным

мышлением, нестандартным подходом к решению поставленных задач.       

  • Ценностно – смысловая компетенция – это компетенция, связанная с

ценностными ориентирами.       

  • Общекультурная компетенция – это обобщенные способы деятельности,

позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые, ориентироваться в пространстве культуры.       

  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на

духовное и интеллектуальное развитие, овладение способами эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.       

  • Коммуникативная компетенция включает понимание способов

взаимодействия с окружающими, нахождения в социуме, навыки работы в группе, коллективе, овладение различными социальными ролями.

  • Учебно – познавательные компетенции – это совокупность компетенций

в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

  • Организационно – трудовые компетенции – это комплекс компетенций,

направленных на формирование представлений о производственных процессах, эффективной организации времени, рабочем инструментарии.

  • ИКТ – компетенция – это компетенция, дающая знания и опыт в области

информационных технологий.

Многообразие приобретаемых компетенций делает эту практику универсальной.

Создание анимированных фильмов.

Мультипликация (от лат. Multiplicatio – умножение) вид киноискусства  произведения, которого создаются путем покадровой съемки отдельных рисунков, театральных сцен, при показе на экране у зрителей возникает эффект одушевления персонажей, иллюзия их движения.

Классификация мультфильмов по технологическому процессу:

рисованные; перекладочные (рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки); пластилиновые; кукольные; предметная анимация (используем готовые поделки (оригами, соленое тесто, картон и т.д.), что позволяет оживить любимые игрушки; компьютерная анимация (в качестве инструмента как для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира используется компьютер), смешанные (используются в одном произведении несколько техник).

Такой объем работы по созданию анимационного фильма предполагает использование интегрированного подхода, который позволяет сочетать компьютерные технологии с созданием пластилиновых и рисованных объектов, написание сценария – с озвучиванием и фотосъемкой. Всю работу по созданию мультфильма можно представить в виде следующих этапов.

Этапы создания анимационного фильма:

1. Определение идеи анимационного фильма педагогом с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Идея и сценарий зависят от преследуемых педагогических целей. За основу такой работы можно не только взять общеизвестные сказки или истории, но и разработать авторскую сказку совместно с детьми. Это позволит выразить психологические переживания и сомнения, поможет раскрытию творческих возможностей в рамках образовательного процесса.

2. Создание персонажей.

3. Разработка сюжета и составление сценария сказки, распределение ролей между участниками.

В процессе создания мультипликационной анимации используются различные задания, которые направлены на речевое, познавательное и творческое развитие детей: словесное составление сюжетной линии и портрета героев, фантазирование по поводу взаимоотношений в рамках съемки, анализ выразительности образа персонажей (речь, движения, жесты, интонация), а также создание самого образа.

3. Изготовление костюмов и декораций и т.д.

4. Фотосъемка.

Съемка мультфильма – в среднем 20 – 30 кадров (фотографий) в сцене:

участники осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом, при этом один из них назначается оператором. Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе, не удаляя и не приближая изображение).

5. Озвучивание персонажей, наложение звуковых эффектов и музыки. Участники поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре: при необходимости текст записывается небольшими кусочками; во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов); можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя).

6. Монтаж (обработка материалов педагогом с помощью компьютерных программ, сведение звука и изображения, дополнение фильма видеозаставками и титрами).

7. Демонстрация (просмотр готового анимационного фильма, созданного обучающимися и педагогом, обмен впечатлениями, демонстрация родителям).

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная работа, которая позволяет быть главным художником этого произведения, навсегда сохраняя полученный результат в форме законченного видео продукта.

Сейчас анимационная деятельность с детьми с ОВЗ является не только мощным терапевтическим средством, но и дидактическим инструментом, а также новой формой организации досуга.

Мультипликация как современный интегрированный вид искусства, эффективный метод реабилитации и обучения позволяет активно включать инвалидов в процесс творчества, формировать культурно – нравственные эталоны, активизировать творческие способности.

Мультипликационная терапия является эффективным методом реабилитации и коррекции, становится источником для накопления внутренних резервов организма, при котором состояние инвалидов меняется гармонично и естественно, что способствует успешной социальной реабилитации.

Интернет источники

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/27/multimediynaya-skazka-

kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostey

  1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=27985
  2. https://scienceforum.ru/2020/article/2018018947
  3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=900777
  4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=14301
  5. https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/664016/

Литература

  1. Арт-терапия / сост. и общ. ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.-

320с. 

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система

занятий. - СПб: «Речь», 2003. — 265с.

  1. Копытин, А.И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация,

тренинг / под ред. А.И. Копытина.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

Буклет "Фотокросс - современная методика социальной реабилитации детей -инвалидов"

Данная методика направлена на социально-бытовую адаптацию/реабилитацию детей-инвалидов, а так же их интеграцию в общество. ...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...

Проект "Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов"

Проект по театрализации для воспитанников с ментальными нарушениями....

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...

Программа социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью "Ступени развития"

Программа направлена на социальную реабилитацию и абилитацию детей – инвалидов с умственной отсталостью, включает социально-бытовую, социально-педагогическую, социально-средовую, социокультурную...