Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Мухина А. Н.

Статья

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Работая мастером производственного обучения, в группах плодоовощеводов, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я обратила внимание, что во время прохождения производственной практики в Ботаническом саду, мои воспитанники изменялись прямо на глазах. Становились более спокойными доброжелательными, меньше конфликтовали друг с другом, добросовестно работали, ухаживая за растениями в течение длительного времени. То, что растения благотворно влияют на психику человека, я, конечно, знала давно. Садовая терапия (гарденотерапия) – это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека.

Американская Ассоциация Садовой Терапии определяет садовую терапию как дисциплину, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации.

Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии. Возможно использование ухода за растениями, и другие видов деятельности на природе как мотивационный инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии. Садовая терапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.

Для реабилитации и социальной адаптации обучающихся с физическими и умственными проблемами, нуждающихся в особых условиях воспитания используются различные нетрадиционные методы терапии – арт-терапия, гиппотерапия (с использованием лошадей), дельфинотерапия и садовая терапия.

За рубежом программы особой терапии имеют широкое применение для людей со специальными нуждами и широко используются в учреждениях социальной защиты, школах, госпиталях, хосписах, тюрьмах, реабилитационных центрах для людей с алкогольной и наркотической зависимостью и учреждениях для людей с психическими проблемами. При них часто создаются специальные сады, для того, чтобы у пациентов была возможность контактировать с живыми растениями.

Занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой.  Вовлечение детей в садоводство и огородничество - это одна из самых модных тенденций сегодняшней Британии. Еще пять лет назад лишь 49 школ страны имели собственные «органические» огороды - то есть те, где не применяются химические удобрения. Сегодня этих школ тысяча четыреста. Впрочем, дело не только в том, чтобы научить детей выращивать зелень. Важно привить им уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести
здоровый образ жизни.

Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье обучающихся. Кроме того, мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко-, арома- и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки и запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции людей. Некоторые из очевидных преимуществ садовой терапии включают: обеспечение физической активности, обеспечение чувственной стимуляции, появление мотивации, улучшение концентрации внимания и развитие памяти, воспитание чувства любви к себе и веры в себя, чувства ответственности, уменьшение стресса и снятие агрессии, возможности для социализации, улучшение координации движения рук и получение начальных рабочих навыков.

Главная цель Садовой терапии – улучшить физическое и психическое состояние обучающихся. Польза Садовой терапии может быть видна в четырех областях – интеллектуальной (познавательная), социальной, эмоциональной (психологическая) и физической (физическое развитие или реабилитация).

Множество растений может употребляться для целей садовой терапии, но первое, с чего начинается выбор растений для Сада терапии – они должны быть безопасны. Нельзя или не рекомендуется брать растения ядовитые (олеандр, аконит, клещевина, паслен, прострел, чемерица, белладонна и др.), колючие (кактусы), вызывающие аллергические реакции (полынь и др.), имеющие едкий сок (борщевик, лютик едкий и др.), содержащие наркотические или галлюциногенные вещества (дурман обыкновенный, конопля и др.). Следует особенно избегать растений, сок которых при попадании на кожу и при одновременном воздействии солнечных лучей вызывает фотохимический ожог. Желательно использовать растения, которые выделяют фитонциды, оздоравливают воздух в помещениях, убивая патогенную микрофлору.

Садовая терапия как подход имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности, коррекцию особенностей психики и поведения обучающихся с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Такие дети имеют проблемы с адаптацией в социальной среде. Им сложно адекватно воспринимать окружающую среду и найти себе место в обществе.

Практика в ботаническом саду под руководством мастера производственного обучения и работников сада даёт положительные результаты в плане социальной реабилитации обучающихся.

Формы работы с обучающимися в Ботаническом саду – овладение практическими навыками ухода за растениями во флористических коллекциях. Сюда входит также изготовление флористических композиций, проведение тематических викторин, уроков, тематических игр и праздников. Такие дети, как правило, видели в своей жизни мало хорошего, и сильное положительное эмоциональное впечатление от посещения Ботанического сада отпечатывается в их сознании надолго. Работая на практике в течение трёх месяцев ежедневно, обучающиеся получают знания и практический опыт, занимаясь с различными группами растений (овощные, цветочные культуры, плодово-ягодные и декоративные древесно-кустарниковые растения, комнатные растения). Под руководством сотрудников Сада они учатся готовить различные типы почвенных субстратов, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать, мульчировать и т.д. – то есть осваивают практические навыки выращивания растений.

В целом, нами отмечается положительная динамика личностного роста обучающихся, постоянно посещающих практику в Ботаническом саду. Наблюдаются значительные изменения в личностной сфере воспитанников, проходящих курс садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине практики у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Они адекватно оценивают свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти обучающиеся отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. В группе выявляется более благополучный уровень межличностных отношений. Обучающиеся стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Обучающиеся, прошедшие практику в Ботаническом саду, положительно отличаются от остальных воспитанников образовательного учреждения.

Поэтому с уверенностью можно говорить о положительном влиянии садовой терапии на воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию их поведения. Опыт работы в  Ботаническом саду показывает, что садовую терапию можно рекомендовать как элемент системы обучения и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

  1. Джексон П.В. 2009. Анализ коллекций и научно-технической базы ботанических садов //Информационный бюллетень СБСР и ОМСБСОР, Москва, 2009. Вып.12.- С.59-65
  2. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2010.- 243 с.
  3. Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии // Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2008 г.).- Москва, 2009.- С.64-68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...