Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности
статья

Панкова Оксана Владимировна

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны формы воздействия на социально-психологический климат в группе как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _trad_met_pri_sots_aktivnosti_obuch.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные методы обучения при социальной адаптации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в их профессиональной деятельности

Traditional teaching methods in the social adaptation of students
with disabilities in their professional activities

Автор: Панкова Оксана Владимировна

ГПОУ ТО «Тульский техникум социальных технологий, Тула, Россия

e-mail: pankovna@yandex.ru

Author: Pankova Oksana Vladimirovna

Tula Technical School of Social Technologies, Tula, Russia

e-mail: pankovna@yandex.ru

Аннотация: рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны формы воздействия на социально-психологический климат в группе как средство социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Abstract: the methodology of teaching and features of creative activity of students with disabilities are considered, a comparative analysis of the traditional lesson from the developmental lesson is given, the forms of impact on the socio-psychological climate in the group as a means of social adaptation of students with disabilities are described

Ключевые слова: коммуникабельность и толерантность, особенности творческой деятельности, методы обучения, традиционные методы обучения

Keywords: communication skills and tolerance, characteristics of creative activity, teaching methods, traditional teaching methods

Тематическая рубрика: СПО

Subject heading: STRs

“Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить”

А. Дистерверг

Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно реализуется. Современное общество, развиваясь быстрыми темпами, предъявляет все более высокие требования к подрастающему поколению. Молодое поколение, призванное реализовывать социальные реформы, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества. В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

Эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.

В связи с процессами глобализации и значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретает формирование коммуникабельности и толерантности как важнейших качеств личности. Поэтому цель своей деятельности я вижу в расширении социального опыта обучающихся с помощью игры.

Исполнительство "для себя", а затем "для других", создание вначале с чьей-то помощью, а затем самостоятельно результата в работе, участие в профессиональных выставках, концертах, конкурсах и фестивалях не только ради самоутверждения, но и в качестве заботы "о других" — вот далеко не полный перечень событий, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техникуме, способствующих развитию у воспитанников социальной активности, личностного роста.

К особенностям организации педагогического процесса, стимулирующего развитие активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами творческой деятельности и апробированного в учреждениях образования следует отнести:

  • систематичность заданий, повторяемость положительного результата, опора на успех, добровольный выбор обучающимся с ограниченными возможностями здоровья содержания занятий;
  • выполнимость цели, доступность объяснения, учет индивидуальных особенностей и способностей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
  • чувство личной и коллективной ответственности;
  • переживание в выполнении производственных заданий, сопутствующее любому виду технической деятельности, что способствует проявлению чувства «сорадования» за положительный результат деятельности товарища, группы, коллектива;
  • возможность совместной, направленной на качество и продуктивность деятельности со старшими;
  • совместная деятельность обучающихся с ОВЗ и родителей;
  • использование образовательного учреждения как базы для развития трудовой активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • самоуправление и самодеятельность, имеющие место в образовательном учреждении при самостоятельном проведении мероприятий, подготовке оборудования к мастер-классам, профконкурсам, профориентационным акциям вне рамок учебного процесса, что стимулирует социальную активность;
  • возможность свободного перехода из одного кружка, секции, группы в другую, что обеспечивает обучающимся чувство независимости и самодостаточности.

Все вышеперечисленные особенности организации педагогического процесса можно отнести как к нетрадиционным, так и к традиционным методам обучения.

Метод обучения (от греч. metodos - буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, в данном случае, с ограниченными возможностями здоровья, направленная на достижение заданной цели обучения. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности обучающихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Поскольку речь главным образом идет о совместной деятельности педагога и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то далее речь пойдет именно о методах обучения.

Все множество методов обучения ученые разделили на типы по самым разным основаниям, а потому получилось множество типологий (классификаций). Но, желая сохранить практическую направленность наших рекомендаций для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, остановимся на простой и инструментальной типологии. В основу этого деления методов кладется степень активности обучаемого и характер их деятельности. В связи с этим, методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Теоретические занятия, как правило, как и практические по учебной практике проводятся в форме уроков. Их сценарии могут отличаться в зависимости от целей уроков, типов уроков, а также вашей фантазии и профессиональной смелости (имеем в виду освоения новых педагогических взглядов), а также и методы обучения, применяемые как мастером производственного обучения, так и преподавателем, работающим с детьми с ОВЗ, могут быть различными. Ниже рассмотрим типологию классических и современных уроков в профессиональном образовании.

Классические типы уроков:

  • вводный;
  • комбинированный;
  • контрольный;
  • урок самостоятельной работы;
  • урок обобщающий.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок - соревнование;
  • урок проектирования;
  • урок - диспут;
  • урок - аукцион;
  • урок - экспертиза;
  • урок взаимного обучения;
  • урок - конференция;
  • бинарный урок;
  • интегрированный урок.

В табличной форме приведены отличительные особенности традиционного урока от развивающего.

Отличия традиционного урока от развивающего

Признаки

Традиционный урок

Развивающий урок

Цели

Ролевая позиция педагога и стиль его руководства учебной деятельностью

Профессиональная установка педагога

Методы

Характер организации учебной деятельности

Формы учебных взаимодействия и отношений

Контроль и оценка

Формирование знаний, умений, навыков.

Предметно-ориентированная позиция.

Преобладают функции: информатора и контролера.

Стиль авторитарно-директивный, репрессивный, инициатива у педагога, инициатива обучающихся с ОВЗ не культивируется

Закрытость. Ориентация на собственную активную деятельность.

Информационно-иллюстративные, репродуктивные

Деятельность строится по схеме: “знания - деятельность”.

Преобладают задания репродуктивного типа, действия по образцу, алгоритму, даваемому педагогом в готовом виде. Цели и способы познания не обсуждаются (как правило). Замысел и смысл учебной деятельности часто бывает закрыт.

Ведущая форма взаимодействия - подражание, имитация, следование образцам.

За учеником закреплена позиция ведомого на всем протяжении обучения.

Однообразие социальных и межличностных отношений.

Высокий уровень конфликтности и агрессивности на всем протяжении обучения.

Преобладает жесткий контроль в рамках жестко заданных правил. Самоконтроль отличается ситуативностью.

Мотивация осуществляется за счет “ожидания приговора - оценки преподавателя, учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в интересах познания и личностного смысла.

Преобладает оценка того, чего ученик не знает, а не того, чего он достиг.

Оценивается, как правило, результат, а не способ его достижения или анализ “движения” к результату.

Эмоциональная составляющая контроля - страх перед оценкой.

Развитие способностей мышления, рефлексии и коммуникации. Формирование целостной системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков.

Ориентирован на личность обучающегося с ОВЗ.

Преобладает стимулирующая функция.

Стиль демократический, поощряется и поддерживается инициатива обучающегося.

Открытость. Ориентация на солидарность и совместную деятельность с обучающимися.

Методы активного обучения: проблемного изложения, проблемные, исследовательские, рефлексивные.

Деятельность строится по схеме: “ориентировочное знание - деятельность - рефлексия - теоретическое знание”.

На первый план выдвигаются творческие и продуктивные задачи и задания.

Учебные цели и способы деятельности делаются достоянием обучающихся, они принимают учебные задачи, а, следовательно, осознанно включаются в познавательную деятельность.

Задания носят личностно или социально значимый смысл.

Цели и задачи разрабатываются совместно педагогом с обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность.

Обучающиеся находятся в активной позиции.

Они осваивают разные позиции: партнера, руководителя, помощника.

Многообразие межгрупповых и межличностных отношений снижает конфликтность.

Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм, изживается солидарностью.

 

Преобладает взаимо- и самооценка в группах.

Акцент делается на достижениях обучающегося с ОВЗ, а не на том, чего он не знает, не умеет.

Контролю подвергается ход деятельности, характер анализа.

Вводятся многообразные поощрения для усиления публичного признания достижений.

Эмоциональный фон контроля позитивный.

При традиционных методах обучения необходимо обязательно употреблять все формы воздействия на социально-психологический климат в группе, как именно средство социальной адаптации обучающихся с ОВЗ в их профессиональной деятельности. Все формы воздействия на СПК (социально-психологический климат) можно условно разделить на пять видов:

1. Группы социально-психологического тренинга. В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а, следовательно, и ее СПК.

2. Игры общения. Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению СПК в группе.

3. Обсуждения. Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые попытки регуляции СПК любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции СПК, способом выяснения мнений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.

4. Еще один ряд приемов регуляции СПК — это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы. На уроках учебной практики можно использовать «физкультминутки».

5. Делаются попытки повлиять на климат группы, изменяя обстановку в рабочей мастерской. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.

В педагогике широко используется также «кодекс товарищества», и «запрет разжигает любопытство и активность».

Успешность, результативность, продуктивность работы педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, во многом зависят от применяемых на уроках учебной практики, теоретического обучения методах, приемах обучения, при которых в обязательном порядке должны учитываться личностные способности, возможности обучающегося с ОВЗ. При правильной смене деятельности педагог может достичь максимально высокого результата в профессиональной работе обучающегося с ОВЗ. Переходя от простого к сложному, от репродуктивного к продуктивно-творческому, инклюзия позволит социально-адаптироваться обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и в профессиональной среде, что является очень важным фактором в дальнейшем трудоустройстве и профессиональной жизни в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

«Педагогическое сопровождение как одно из условий социальной адаптации обучащихся с ограниченными возможностями здоровья»

В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность процесса социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также факторы, которые позволяют определить и реализовать конк...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...