МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация – одна из особо значимых и приоритетных целей современной школы. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
И.Ю.Бесова МБОУ г. Мценска «Лицей № 5»
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация – одна из особо значимых и приоритетных целей современной школы. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Исходя из основных задач сопровождения ребенка с ОВЗ, содержание работы в МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» представлено следующими направлениями:
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Модель взаимодействия специалистов, представленная ниже и реализуемая в Лицее, на наш взгляд, способствует решению основных задач социально - психолого - медико-педагогического сопровождения детей данной категории и соответствует требованиям соблюдения условий пребывания обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении.
Психологическая поддержка (психологическое сопровождение)
Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Психологическая диагностика особенностей личностного развития | Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании. Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности. Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания. | Зам. директора по УВР Педагог - психолог |
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями. | Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков). Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения. Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности. Занятия по развитию коммуникативных навыков | ||
Индивидуальные консультации родителей (опекуна) по результатам обследования. | Рекомендации | ||
Просветительская работа с родителями и учителями – предметниками с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д | Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей |
Социальная поддержка (социальное сопровождение)
Цель – ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика особенностей семейного воспитания уч-ся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера. | Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями. Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности). | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей | Зам. директора по ВР, социальный педагог |
Медицинская поддержка (медицинское сопровождение, лечебно-оздоровительное).
Цель - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика особенностей физического и психического развития | Обследование узкими специалистами | Медицинский работник |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей | Рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения | Педиатр, медработник |
Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение). Обучение.
Цель – обеспечение обучения детей общеучебным умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Диагностика индивидуальных особенностей развития | Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных работ | Учителя |
2. | Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей | По развитию учебных умений и навыков | Зам. директора по УВР, педагог - психолог |
3. | Организация и проведение коррекционно-развивающей работы | Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия | Учитель (или учитель надомного обучения), педагоги дополнительного образования, социальный педагог – педагог - психолог |
4. | Профилактическая деятельность | Беседы, тематические беседы | Учитель (классный руководитель), педагог - организатор |
5. | Консультирование и обучение ИКТ | Консультационные занятия | Учитель информатики |
Воспитательное сопровождение
Цель – воспитание социальных навыков; гражданских норм; эстетического и нравственного потенциала личности; формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.
№ | Содержание работы | Формы и методы проведения | Ответственные |
1. | Вовлечение в кружковую, клубную деятельность. | Педагоги дополнительного образования, педагог – организатор, воспитатели ГПД, зам. директора по ВР | |
2. | Вовлечение в посильную классную деятельность | Тематические беседы, конкурсы (очные и дистанционные), викторины, литературные подборки | Учитель (классный руководитель) |
Модель социально-психолого-медико-педагогического сопровождения
способствует:
- успешному освоению детьми с ОВЗ образовательной программы;
- положительной динамике развития психической, познавательной, физической сфер обучающихся с ОВЗ;
- развитию самостоятельности учеников с ОВЗ в рамках учебных и иных целей, заданных педагогами;
- овладению приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками;
- формированию умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;
- принятию и соблюдению обучающимися с ОВЗ классных, лицейских, социальных и этических норм;
- формированию потребности трудиться, обогащению трудового практического опыта;
- принятию и соблюдению норм здорового образа жизни;
- самостоятельному (или с помощью взрослого) определению дальнейшего профессионального или образовательного маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Выступление с докладом...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...
Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....