МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
методическая разработка

Бесова Инна Юрьевна

      Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная  адаптация – одна из особо значимых и приоритетных целей современной школы. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования.  Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И.Ю.Бесова    МБОУ г. Мценска «Лицей № 5»

      Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная  адаптация – одна из особо значимых и приоритетных целей современной школы. Модель сопровождения ребенка с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также выбора вариативных форм получения образования.  Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Исходя из основных задач сопровождения  ребенка с ОВЗ, содержание работы в МБОУ г. Мценска «Лицей № 5» представлено следующими направлениями:

Диагностическая работа включает:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Модель взаимодействия специалистов, представленная ниже и реализуемая в Лицее, на наш взгляд, способствует решению основных задач социально - психолого - медико-педагогического сопровождения детей данной категории и соответствует требованиям соблюдения условий  пребывания обучающихся с ОВЗ в образовательном учреждении.

 Психологическая поддержка  (психологическое сопровождение)

Цель – коррекция и психопрофилактика личностной (эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Психологическая диагностика особенностей личностного развития

Индивидуальная беседа с учителями и родителями с целью определения проблемных областей в обучении и воспитании.

Первичное обследование с целью определения личностных особенностей, уровня развития интеллектуальных способностей, сформированности учебных умений и навыков, определение уровня тревожности, уровня агрессивности.

Определение внутрисемейных отношений, особенностей семейного воспитания.

Зам.  директора по УВР

Педагог - психолог

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы (индивидуальные занятия) с учащимся и родителями.

Занятия по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления (приемы сравнение, обобщение, выделение существенных признаков).

Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов.

Тренинги. Релаксационные занятия, снятие напряжения.

Занятия на снижения уровня тревожности и уровня агрессивности.

Занятия по развитию коммуникативных навыков

Индивидуальные консультации родителей (опекуна) по результатам обследования.

Рекомендации

Просветительская работа с родителями и учителями – предметниками  с целью знакомства с рекомендациями по развитию интеллектуальных способностей, снижению уровня тревожности и т.д

Разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей

Социальная поддержка (социальное сопровождение)

Цель – ознакомление обучающихся с правами и основными свободами человека и развитие навыков социальной компетенции и правового поведения.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика особенностей семейного воспитания уч-ся. Выявление поля проблем внутрисемейного, межличностного характера.

Сбор информации о семьях, через анкетирование, наблюдение, беседы с учителями и воспитателями.

Посещение семьи, с целью определения психологического микроклимата в семье (стиль воспитания, влияние семейного воспитания на развитие личности).

Зам. директора по ВР, социальный педагог

2.

Консультации родителей (опекуна), учителей

Зам. директора по ВР,

социальный педагог

Медицинская поддержка (медицинское сопровождение, лечебно-оздоровительное).

Цель - формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика особенностей физического и психического развития

Обследование узкими специалистами

Медицинский работник

2.

Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей

Рекомендаций по соблюдению режима дня, приема лекарственных препаратов, особенностей медикаментозного лечения

Педиатр, медработник

Педагогическая поддержка (педагогическое сопровождение). Обучение.

Цель – обеспечение обучения детей общеучебным  умениям и навыкам, способам получения знаний, организации учебного времени, социальной адаптации (адаптации в социуме детей, сверстников).

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Диагностика индивидуальных  особенностей развития

Наблюдения на уроках, результаты контрольных срезов, проверочных работ

Учителя

2.

Консультации родителей (опекуна), учителей и воспитателей

По развитию учебных умений и навыков

Зам. директора по УВР, педагог - психолог

3.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

Индивидуальные занятия, коррекционные упражнения, дополнительные занятия

Учитель (или учитель надомного обучения), педагоги дополнительного образования, социальный педагог – педагог - психолог

4.

Профилактическая деятельность

Беседы, тематические беседы

 Учитель (классный руководитель), педагог - организатор

5.

Консультирование и обучение ИКТ

Консультационные занятия

 Учитель информатики

Воспитательное сопровождение

Цель – воспитание социальных навыков; гражданских норм; эстетического и нравственного потенциала личности; формирование привычки к постоянному труду через применение в бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасной жизни и культуры поведения в общественных местах.

Содержание работы

Формы и методы проведения

Ответственные

1.

Вовлечение в кружковую, клубную деятельность.

Педагоги дополнительного образования,   педагог – организатор,  воспитатели ГПД, зам. директора по ВР

2.

Вовлечение в посильную классную деятельность

Тематические беседы, конкурсы (очные и дистанционные), викторины, литературные подборки

Учитель (классный руководитель)

Модель социально-психолого-медико-педагогического сопровождения

 способствует:

  • успешному освоению детьми с ОВЗ образовательной программы;
  • положительной динамике развития психической, познавательной, физической сфер обучающихся с ОВЗ;
  • развитию самостоятельности учеников с ОВЗ в рамках учебных и иных целей, заданных педагогами;
  • овладению приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками;
  • формированию умения устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами;
  • принятию и соблюдению обучающимися с ОВЗ классных, лицейских, социальных и этических норм;
  • формированию потребности трудиться, обогащению трудового практического опыта;
  • принятию и соблюдению норм здорового образа жизни;
  • самостоятельному (или с помощью взрослого) определению дальнейшего профессионального или образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....