Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
рабочая программа

 В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в учебной  среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Программа

психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

                   

                      Составили:                                                        

                                                               социальный педагог Т.В. Борисова

                                                               педагог – психолог Л.А. Ермакова

г. Наро – Фоминск

2017 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Название: «Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».

Актуальность. 

     Вопрос о развитии инклюзивного образования приобретает исключительную актуальность.  На сегодняшний день, образовательная организация выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования

      Основная концептуальная идея программы заключается в том, что в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития  психолого-педагогическое  и социальное сопровождение определяет содержание, основные пути развития и поддержки обучащихся, направленной на оптимизацию условий жизни, воспитания, обеспечения благополучия и здоровья, и усилий, необходимых для достижения этих целей.

     Психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в учебной  среде.

     К основным технологиям психолого-педагогического и социального сопровождения относятся:
- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или по предмету;
- технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического  и социального сопровождения, как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
- технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- технологию внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства;
- технологию развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Цели и задачи программы.

Цели:

Обеспечение психолого –педагогических и социальных  условий доступности качественного профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Создание комфортной образовательной среды, способствующей успешной адаптации, наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидов и дальнейшей социализации в обществе.

Удовлетворение специфических образовательных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Задачи: 

Обеспечение профессионального обучения и воспитания в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Подготовка к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в обществе в соответствии с их возможностями и потребностями.

Выявление  и анализ проблем у обучающихся техникума (на уровне психолого – педагогического обследования психологом).

Комплексное психолого – педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.

Психолого – педагогическая и социальная поддержка семей с детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ.

Помощь в преодоления трудностей в обучении и общении.

Коррекция и развитие личности.

Защита прав и интересов обучащихся и их семей.

Профилактика  отклоняющегося поведения.

Помощь в профессиональном самоопределении и развитие мотивации  к получению выбранной профессии.

Психологическая адаптация первокурсников с ОВЗ и инвалидов к  учебно – воспитательному процессу.

Формирование у обучающихся навыков эффективного обучения,

стимуляция мотивации самообразования и личностного самосовершенствования.

Совершенствование у обучающихся профессионально – значимых качеств.

Оценка эффективности сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 – 4 курсов техникума.

Сроки реализации: 2017 – 2020 годы (ежегодно в июне месяце составляется план работы на следующий учебный год).

Ожидаемые результаты: достижение обучающимися с ОВЗ и инвалидами планируемых результатов освоения образовательной программы, успешная адаптация в образовательном учреждении, успешность в овладении трудовой деятельностью

Система организации контроля за выполнением программы: контроль осуществляется администрацией техникума.

Содержание программы:

программа состоит из трёх блоков:

1.психологический

2.социальный

3.предметно - образовательный

Примечание: программа может качественно реализовываться только при наличии специалистов, имеющих специальное (дефектологическое) образование!

1 блок – психологический.

Направления деятельности:

1.Диагностика

2. Коррекционно-развивающая и развивающая работа.

3.Психологическое консультирование.

4.Психологическая профилактика.

5.Психологическое просвещение.

6.Организационно – методическая. 

7. Психологическая экспертиза.

Содержание деятельности  по направлениям.

                                        Диагностика

Цели:

информационное обеспечение, как собственной деятельности, так и деятельности других специалистов;

необходимость получения первичной, «стартовой» информации об обучающихся,  для организации психологической работы;

отслеживание динамики адаптации и развития обучающихся для своевременного определения возникающих проблем и их решения;

определение эффективности работы, проделанной педагогическим коллективом.

1.Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды.

Форма проведения диагностики:

индивидуальная и групповая (по схожей нозологии); устная и бланковая, компьютерная.

Типы методик:

могут использоваться как формализованные так и малоформализованные (в зависимости от нозологии).

Содержание психологического исследования:

     Выявление личностных, познавательных особенностей обучающихся первокурсников с ОВЗ и инвалидов, особенностей их деятельности и социальных отношений, поведенческих особенностей.

     Оценка уровня и особенностей развития  инвалида и ребенка с ОВЗ, его поведения. В том числе оценка развития коммуникативной, регуляторной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с имеющимися заболеваниями.

     Оценка ресурсных возможностей инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.

     Оценка возможностей социально - психологической адаптации в образовательном учреждении и обществе в целом.

    Стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния инвалидов и лиц с ОВЗ и успешности прохождения ими образовательной программы.

2.Участники: родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Форма проведения диагностики:

индивидуальная и групповая; устная и бланковая.

Типы методик: формализованные.

Содержание психологического исследования:

     Определение психологического климата в семье, типа семейного воспитания, детско –родительских отношений, самооценки.

     Выявление со-зависимости, депрессивных состояний.

3.Участники: педагогический коллектив.

Форма проведения диагностики:

индивидуальная и групповая; бланковая, устная.

Типы методик: формализованные.

Содержание психологического исследования:

Готовность педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Профессионально – личностное выгорание.

Состояние психологического климата в образовательном учреждении.

4.Мониторинг:

Цель мониторинга:

выявление динамики интеллектуального развития

обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья; выявление динамики уровня обучения и социальной адаптации;

информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития

каждого обучающегося с ОВЗ.

Метод сбора информации: психологическое тестирование.

Алгоритм проведения:

     В начале учебного года проводится углубленная диагностика всех вновь поступивших обучающихся с ОВЗ, а также углубленная диагностика проводится при выявлении или поступлении обучающегося с ОВЗ в течение учебного года.

     Диагностика обязательно включает определение природных задатков и

склонностей для индивидуализации коррекционно-развивающей работы и

оптимизации развития УУД.

     Диагностика осуществляется в строгом соответствии с принципом добровольности и другими принципами «Этического кодекса» педагога-психолога образования.

     Диагностируется психоэмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ и инвалидов методом наблюдения, по результатам которого при необходимости оказывается оперативная вербальная и невербальная поддержка.

    Мониторинг включает диагностику причин затруднений в обучении у

обучающихся с ОВЗ и инвалидов.  Для этого дополнительно проводится анкетирование в начале учебного года педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидами, с целью выявления у них степени распространенности различных затруднений в обучении.

Коррекционно – развивающая и развивающая деятельность.

Цель - создание условий для максимально полной реализации психологического потенциала обучающихся.

     Коррекционно-развивающая работа направлена на решение уже имеющихся, проявляющих себя тем или иным образом проблем обучения, адаптации и развития.

     Развивающая – создание условий для раскрытия потенциала обучающегося, у которого  есть нереализованные возможности для развития.

 

     Психокоррекционная деятельность в условиях образовательного учреждения предполагает неукоснительное следование ряду требований:

1.Психолог не имеет права осуществлять специальные коррекционные

воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в

развитии ребенка.

2.Пространство коррекционных воздействий психолога образовательного

учреждения ограничено нормой и пограничными состояниями развития обучающегося при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3.Педагог-психолог не имеет права на определение индивидуального

хода психического развития ребенка посредством радикального коррекционного вмешательства.

4.С обучающимися нельзя использовать гипнотические и суггестивные

средства воздействия, а также методы психокоррекции, неадаптированные к

работе детей с ОВЗ и инвалидов.

      Квалифицированное сочетание направленности коррегирующих средств и приемов, опосредованных тем или иным психологическим механизмом, позволяет психологу обоснованно выстроить психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям обучающегося или группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

1.Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды.

Форма проведения:

 индивидуальная и групповая в соответствии со структурой особенностей психической деятельности и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

      Целью коррекции  является формирование и развитие психических функций, уровень развития которых не является оптимальным для данного обучающегося.

     В результате происходит целенаправленное изменение свойств и качеств личности, с целью укрепления или формирования необходимых психологических качеств, свойств, состояний и характеристик, приведение их показателей в соответствие с возрастной нормой.

       Психокоррекция рекомендуется и проводится в том случае, когда по результатам психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии обучающегося.

Содержание деятельности:

     Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы по различным направлениям в зависимости от выявленных проблем с использованием психокоррекционных, развивающих программ:

- коррекция и развитие основных психических процессов (внимании, памяти, мышления);

- коррекция и развитие познавательных и коммуникативных способностей;

- коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы;

- коррекция и развитие личности.

2.Участники: родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Содержание деятельности:

коррекция детско-родительских оношений;

коррекция снижения феномена со-зависимости;

повышение самооценки.

Психологическое консультирование.

Цель:

создание специальных рефлексивно-коммуникативных ситуаций для осознания человеком своей проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния.

Участники: 

обучающиеся с ОВЗ  и инвалиды, родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов, педагогический коллектив.

Формы работы: индивидуальная и групповая (для родителей, педагогов по схожим проблемам).

Содержание деятельности:

     Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

     Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с обучающимися с ОВЗ и инвалидами (по запросу).

     Индивидуальное консультирование  родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам  выбора стратегии воспитания инвалида и  ребенка с ОВЗ (по запросу).

     Индивидуальное консультирование обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам, связанным с адаптационными проблемами, личностным развитием, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и др. проблемам (по запросу обучающегося).

Просветительская деятельность

 Цели:

Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах собственного развития. 

Повышение психолого – педагогических компетенций родителей, педагогического коллектива, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения (как для обучающихся с ОВЗ, так и для остальных обучающихся).

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Виды работы:

 лекции, беседы, семинары, круглые столы, дискуссии, лектории для родителей, подборки литературы, обеспечение информационными материалами педагогов и родителей.

Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, остальные обучающиеся, родители детей с ОВЗ и инвалидов, родители здоровых детей, педагогический коллектив.

Профилактическая деятельность

Цели:

Контроль  за соблюдением в образовательном учреждении  условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности обучающихся.

Своевременное выявление таких особенностей обучающихся, которые могут привести к определенным сложностям,  в их поведении и коммуникации; предупреждение возможных осложнений в учебной деятельности.

Содержание деятельности:

     Информировать инженерно-педагогический состав об  обучающихся с ОВЗ и инвалидах, имеющихся у них медико-психолого-педагогических проблемах.

     Включение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в групповые занятия  (с элементами тренинга в зависимости от нозологии) в целях поддержки и решения задач личностного ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощи в решении личностных проблем  и проблем социализации, формирования жизненных навыков, профилактики неврозов и девиантного поведения, помощи в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками. 

     Проведение групповых занятий со здоровыми детьми по развитию чувства толерантности.

      Проведение групповых занятий с педагогами в целях профилактики эмоционального выгорания и психологической усталости.

Примечание: тренинговую работу с обучающимися с ОВЗ проводить НЕЛЬЗЯ!

            Организационно – методическая деятельность.

Цель: 

подбор, модификация  средств под решаемые задачи, разработка инструментария, создание средств (процедуры, сценарии, методические рекомендации) для организации своей деятельности и деятельности других специалистов ОУ работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Содержание деятельности:

      Составление рекомендаций  педагогам по организации педагогического процесса (подбор оптимальной формы обучения, режима занятий, приёмов и средств обучения с учётом структуры нарушения), по взаимодействию с обучающимися с ОВЗ и инвалидами и др. 

Составление рекомендаций для родителей обучающихся с ОВЗ по разной тематике.

Подготовка   диагностического инструментария.

      Разработка индивидуальных  коррекционных и развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеющих сложности в адаптации и другие проблемы.

Оформление карт психологической характеристики личностного развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Составление программы индивидуального сопровождения для каждого обучающегося с ОВЗ и инвалида.

Составление и заполнение карты индивидуального сопровождения.

      Посещение занятий теоретического и производственного обучения с целью выявления проблем у обучающихся  с ОВЗ и инвалидов для оказания  психолого-педагогической помощи.

Разработка индивидуальных коррекционных и профилактических программ.

 

Оказание помощи педагогам в составлении адаптивных программ.

Подготовка материалов просветительской деятельности.

                         Экспертная деятельность.

Цель:

установление соответствия между  социально-педагогическими условиями или требованиями к деятельности и поведению обучащихся с ОВЗ и инвалидов, их образовательным результатам;  их возрастными, социально-психологическими, индивидуальными  возможностями и задачами развития.

 

 Возможными объектами проводимой  экспертизы могут выступать:

  • образовательная среда учреждения.
  • урок или другая форма обучения и воспитания, их методическое и   содержательное наполнение.
  • педагогическая программа.
  • педагогическая технология или методика.
  • выбранный способ воздействия на ребенка.

                 2 блок – социальный

Содержание деятельности:

      Оказание  социально-правовой помощи семье инвалида и семье ребенка с ОВЗ.

   

 Оказание социально-правового консультирования обучающимся инвалидам, детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.

          Защита и охрана прав ребёнка с ОВЗ и инвалида в уже возникшей жизненной ситуации.

     Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем ребёнка с ОВЗ и инвалида.

     Диагностика (адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательном учреждении; взаимоотношений в семье; стиля родительского поведения; методов семейного воспитания и д.р.).

     Социально – информационная помощь, направленная на обеспечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов информацией по вопросам социальной защиты.

     Социально – бытовая, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей с ОВЗ и инвалидов, проживающих в семьях группы «риска».  

 

  Посещение детей с ОВЗ и инвалидов на дому с целью изучения социально – бытовых условий жизни.

     Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

     Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

      Контроль за посещаемостью занятий и успеваемостью.

     Контроль за своевременным получением социальных выплат.

     Содействие в оказании материальной помощи малообеспеченным детям с ОВЗ и инвалидам.

     Индивидуальная и групповая работа с обучающимися.  

     Информационно - просветительская деятельность обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их родителей, педагогического коллектива.

   Организация досуга инвалидов и обучающихся с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время, организация летнего отдыха. Организация занятости на каникулах и в праздничные дни.

    Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и других культурно – массовых мероприятиях).

  Анализ внеурочной занятости обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

  Оказание помощи в трудоустройстве обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

  Ведение личных дел обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

3 блок - предметно – образовательный.

Содержание деятельности:

     Составление адаптированных программ для детей с ОВЗ и инвалидов

(при составлении программ необходима консультация и помощь специалистов в зависимости от нозологии обучающихся).

     Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.

     Составление индивидуального образовательного маршрута.

     Организация дистанционного обучения и консультирования инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

     Организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

     Содействие генерированию  творческого потенциала инвалида и ребёнка с ОВЗ  и участие его в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

     Контроль усвоения учебного материала.

     Организация и проведение дополнительных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении учебной дисциплины.

     Контроль за соблюдением техники безопасности при работе в мастерских.

 

      Организация и проведение дополнительных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении приёмов работы в мастерской.

      Организация производственной практики на предприятии с учётом особых образовательных потребностей.

     Воспитательная работа (организация воспитательных мероприятий на уровне реальных возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов).

Направления воспитательной работы:

  • Гражданское воспитание.

Цели: формирование взглядов, убеждений, патриотических чувств, культуры межнационального общения.

  • Нравственное воспитание.

Цели: формирование нравственных понятий и убеждений, составляющих понятие морали.

  • Физическое воспитание.

Цель: укрепление здоровья и содействие физическому развитию организма.

  • Эстетическое воспитание.

Цель: воспитание чувства прекрасного, его понимания и восприятия в быту, природе, обществе.

  • Трудовое воспитание.

Цель: прививать любовь к труду и осознание его необходимости в жизни.

  • Экологическое воспитание.

Цель: научиться бережно относиться к природе, защита окружающей среды.

Литература:

  1. Обучение детей с задержкой психического развития. Под. ред. Лубовского В. И., Смоленск 1994
  2. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.
  3. Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Московский городской психолого-педагогический университет; Ред.кол.: С.В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – С.210-211.
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. –239 с.
  5. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 12, №3, 2010. – С. 134-136.
  6. Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm.
  7.  Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136 с. – ISBN 5-93196-066-Х.
  8. Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
  9.  Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. - №6. – С. 93-99.
  10. Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. - №11. - С. 71-75.
  11. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
  12.  Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.
  13.  Миндель, А. Я. От инклюзива в обучении к интеграции в труде / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2011. - №9. – С. 39-40.
  14. Миндель, А. Я. Инновации в социализации молодых инвалидов / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2012. - №9. – С. 20-22.
  15.  Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Астапов В. М.., Микадзе Ю. В.; Питер 2002
  16.  Психология умственно отсталых школьников. Петрова В. Г.; Белякова И. В. Москва 2002
  17.  Психолого-педагогическое сопровождение. Хоменко И. Н., «Учитель» 2008
  18.  Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. Никишина В. Б., Владос 2003
  19.  Психология общения и поведения умственного отсталого школьника. Маллаев Д. М., Омарова П. О, Бажукова О. А «Речь» 2009
  20.  Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Мамайчук И. И. «Речь» 2008.
  21.  Психология Л.С. Выготский «Апрель - пресс» «Эксмо - пресс» Москва 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....