Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
рабочая программа
В программе психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в учебной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Составили:
социальный педагог Т.В. Борисова
педагог – психолог Л.А. Ермакова
г. Наро – Фоминск
2017 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Название: «Программа психолого – педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».
Актуальность.
Вопрос о развитии инклюзивного образования приобретает исключительную актуальность. На сегодняшний день, образовательная организация выступает той развивающей средой, где происходит социализация и развитие творческого потенциала личности с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития психолого-педагогическое и социальное сопровождение определяет содержание, основные пути развития и поддержки обучащихся, направленной на оптимизацию условий жизни, воспитания, обеспечения благополучия и здоровья, и усилий, необходимых для достижения этих целей.
Психолого – педагогическое и социальное сопровождение, определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития обучающегося в учебной среде.
К основным технологиям психолого-педагогического и социального сопровождения относятся:
- построение адекватной возможностям ребенка последовательности и глубины подачи программного материала в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или по предмету;
- технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов, что в свою очередь способствует выстраиванию приоритетов и определению стратегии медицинского и психолого-педагогического и социального сопровождения, как в конкретные моменты, так и на длительные периоды, а также оценке эффективности той или иной стратегии сопровождения;
- технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
- технологию внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов инклюзивного образовательного пространства;
- технологию развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
- технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Цели и задачи программы.
Цели:
Обеспечение психолого –педагогических и социальных условий доступности качественного профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Создание комфортной образовательной среды, способствующей успешной адаптации, наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала обучающихся с ОВЗ и инвалидов и дальнейшей социализации в обществе.
Удовлетворение специфических образовательных возможностей и потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Задачи:
Обеспечение профессионального обучения и воспитания в соответствии с общепринятыми нормами поведения.
Подготовка к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни в обществе в соответствии с их возможностями и потребностями.
Выявление и анализ проблем у обучающихся техникума (на уровне психолого – педагогического обследования психологом).
Комплексное психолого – педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ.
Психолого – педагогическая и социальная поддержка семей с детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ.
Помощь в преодоления трудностей в обучении и общении.
Коррекция и развитие личности.
Защита прав и интересов обучащихся и их семей.
Профилактика отклоняющегося поведения.
Помощь в профессиональном самоопределении и развитие мотивации к получению выбранной профессии.
Психологическая адаптация первокурсников с ОВЗ и инвалидов к учебно – воспитательному процессу.
Формирование у обучающихся навыков эффективного обучения,
стимуляция мотивации самообразования и личностного самосовершенствования.
Совершенствование у обучающихся профессионально – значимых качеств.
Оценка эффективности сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 – 4 курсов техникума.
Сроки реализации: 2017 – 2020 годы (ежегодно в июне месяце составляется план работы на следующий учебный год).
Ожидаемые результаты: достижение обучающимися с ОВЗ и инвалидами планируемых результатов освоения образовательной программы, успешная адаптация в образовательном учреждении, успешность в овладении трудовой деятельностью
Система организации контроля за выполнением программы: контроль осуществляется администрацией техникума.
Содержание программы:
программа состоит из трёх блоков:
1.психологический
2.социальный
3.предметно - образовательный
Примечание: программа может качественно реализовываться только при наличии специалистов, имеющих специальное (дефектологическое) образование!
1 блок – психологический.
Направления деятельности:
1.Диагностика
2. Коррекционно-развивающая и развивающая работа.
3.Психологическое консультирование.
4.Психологическая профилактика.
5.Психологическое просвещение.
6.Организационно – методическая.
7. Психологическая экспертиза.
Содержание деятельности по направлениям.
Диагностика
Цели:
информационное обеспечение, как собственной деятельности, так и деятельности других специалистов;
необходимость получения первичной, «стартовой» информации об обучающихся, для организации психологической работы;
отслеживание динамики адаптации и развития обучающихся для своевременного определения возникающих проблем и их решения;
определение эффективности работы, проделанной педагогическим коллективом.
1.Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды.
Форма проведения диагностики:
индивидуальная и групповая (по схожей нозологии); устная и бланковая, компьютерная.
Типы методик:
могут использоваться как формализованные так и малоформализованные (в зависимости от нозологии).
Содержание психологического исследования:
Выявление личностных, познавательных особенностей обучающихся первокурсников с ОВЗ и инвалидов, особенностей их деятельности и социальных отношений, поведенческих особенностей.
Оценка уровня и особенностей развития инвалида и ребенка с ОВЗ, его поведения. В том числе оценка развития коммуникативной, регуляторной и эмоционально-аффективной сфер в соответствии с имеющимися заболеваниями.
Оценка ресурсных возможностей инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности.
Оценка возможностей социально - психологической адаптации в образовательном учреждении и обществе в целом.
Стартовая и текущая психолого-медико-педагогическая диагностика состояния инвалидов и лиц с ОВЗ и успешности прохождения ими образовательной программы.
2.Участники: родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Форма проведения диагностики:
индивидуальная и групповая; устная и бланковая.
Типы методик: формализованные.
Содержание психологического исследования:
Определение психологического климата в семье, типа семейного воспитания, детско –родительских отношений, самооценки.
Выявление со-зависимости, депрессивных состояний.
3.Участники: педагогический коллектив.
Форма проведения диагностики:
индивидуальная и групповая; бланковая, устная.
Типы методик: формализованные.
Содержание психологического исследования:
Готовность педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Профессионально – личностное выгорание.
Состояние психологического климата в образовательном учреждении.
4.Мониторинг:
Цель мониторинга:
выявление динамики интеллектуального развития
обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья; выявление динамики уровня обучения и социальной адаптации;
информационное обеспечение оптимизации интеллектуального развития
каждого обучающегося с ОВЗ.
Метод сбора информации: психологическое тестирование.
Алгоритм проведения:
В начале учебного года проводится углубленная диагностика всех вновь поступивших обучающихся с ОВЗ, а также углубленная диагностика проводится при выявлении или поступлении обучающегося с ОВЗ в течение учебного года.
Диагностика обязательно включает определение природных задатков и
склонностей для индивидуализации коррекционно-развивающей работы и
оптимизации развития УУД.
Диагностика осуществляется в строгом соответствии с принципом добровольности и другими принципами «Этического кодекса» педагога-психолога образования.
Диагностируется психоэмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ и инвалидов методом наблюдения, по результатам которого при необходимости оказывается оперативная вербальная и невербальная поддержка.
Мониторинг включает диагностику причин затруднений в обучении у
обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Для этого дополнительно проводится анкетирование в начале учебного года педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидами, с целью выявления у них степени распространенности различных затруднений в обучении.
Коррекционно – развивающая и развивающая деятельность.
Цель - создание условий для максимально полной реализации психологического потенциала обучающихся.
Коррекционно-развивающая работа направлена на решение уже имеющихся, проявляющих себя тем или иным образом проблем обучения, адаптации и развития.
Развивающая – создание условий для раскрытия потенциала обучающегося, у которого есть нереализованные возможности для развития.
Психокоррекционная деятельность в условиях образовательного учреждения предполагает неукоснительное следование ряду требований:
1.Психолог не имеет права осуществлять специальные коррекционные
воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в
развитии ребенка.
2.Пространство коррекционных воздействий психолога образовательного
учреждения ограничено нормой и пограничными состояниями развития обучающегося при отсутствии органических и функциональных нарушений.
3.Педагог-психолог не имеет права на определение индивидуального
хода психического развития ребенка посредством радикального коррекционного вмешательства.
4.С обучающимися нельзя использовать гипнотические и суггестивные
средства воздействия, а также методы психокоррекции, неадаптированные к
работе детей с ОВЗ и инвалидов.
Квалифицированное сочетание направленности коррегирующих средств и приемов, опосредованных тем или иным психологическим механизмом, позволяет психологу обоснованно выстроить психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям обучающегося или группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды.
Форма проведения:
индивидуальная и групповая в соответствии со структурой особенностей психической деятельности и личностных особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Целью коррекции является формирование и развитие психических функций, уровень развития которых не является оптимальным для данного обучающегося.
В результате происходит целенаправленное изменение свойств и качеств личности, с целью укрепления или формирования необходимых психологических качеств, свойств, состояний и характеристик, приведение их показателей в соответствие с возрастной нормой.
Психокоррекция рекомендуется и проводится в том случае, когда по результатам психодиагностики или консультирования выявлены отклонения от нормы в поведении или психическом развитии обучающегося.
Содержание деятельности:
Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы по различным направлениям в зависимости от выявленных проблем с использованием психокоррекционных, развивающих программ:
- коррекция и развитие основных психических процессов (внимании, памяти, мышления);
- коррекция и развитие познавательных и коммуникативных способностей;
- коррекция и развитие эмоционально - волевой сферы;
- коррекция и развитие личности.
2.Участники: родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Содержание деятельности:
коррекция детско-родительских оношений;
коррекция снижения феномена со-зависимости;
повышение самооценки.
Психологическое консультирование.
Цель:
создание специальных рефлексивно-коммуникативных ситуаций для осознания человеком своей проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния.
Участники:
обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, родители обучающихся с ОВЗ и инвалидов, педагогический коллектив.
Формы работы: индивидуальная и групповая (для родителей, педагогов по схожим проблемам).
Содержание деятельности:
Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и взаимоотношения с обучающимися с ОВЗ и инвалидами (по запросу).
Индивидуальное консультирование родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам выбора стратегии воспитания инвалида и ребенка с ОВЗ (по запросу).
Индивидуальное консультирование обучающихся с ОВЗ и инвалидов по вопросам, связанным с адаптационными проблемами, личностным развитием, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и др. проблемам (по запросу обучающегося).
Просветительская деятельность
Цели:
Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах собственного развития.
Повышение психолого – педагогических компетенций родителей, педагогического коллектива, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения (как для обучающихся с ОВЗ, так и для остальных обучающихся).
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Виды работы:
лекции, беседы, семинары, круглые столы, дискуссии, лектории для родителей, подборки литературы, обеспечение информационными материалами педагогов и родителей.
Участники: обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, остальные обучающиеся, родители детей с ОВЗ и инвалидов, родители здоровых детей, педагогический коллектив.
Профилактическая деятельность
Цели:
Контроль за соблюдением в образовательном учреждении условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности обучающихся.
Своевременное выявление таких особенностей обучающихся, которые могут привести к определенным сложностям, в их поведении и коммуникации; предупреждение возможных осложнений в учебной деятельности.
Содержание деятельности:
Информировать инженерно-педагогический состав об обучающихся с ОВЗ и инвалидах, имеющихся у них медико-психолого-педагогических проблемах.
Включение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в групповые занятия (с элементами тренинга в зависимости от нозологии) в целях поддержки и решения задач личностного ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощи в решении личностных проблем и проблем социализации, формирования жизненных навыков, профилактики неврозов и девиантного поведения, помощи в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
Проведение групповых занятий со здоровыми детьми по развитию чувства толерантности.
Проведение групповых занятий с педагогами в целях профилактики эмоционального выгорания и психологической усталости.
Примечание: тренинговую работу с обучающимися с ОВЗ проводить НЕЛЬЗЯ!
Организационно – методическая деятельность.
Цель:
подбор, модификация средств под решаемые задачи, разработка инструментария, создание средств (процедуры, сценарии, методические рекомендации) для организации своей деятельности и деятельности других специалистов ОУ работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Содержание деятельности:
Составление рекомендаций педагогам по организации педагогического процесса (подбор оптимальной формы обучения, режима занятий, приёмов и средств обучения с учётом структуры нарушения), по взаимодействию с обучающимися с ОВЗ и инвалидами и др.
Составление рекомендаций для родителей обучающихся с ОВЗ по разной тематике.
Подготовка диагностического инструментария.
Разработка индивидуальных коррекционных и развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидов имеющих сложности в адаптации и другие проблемы.
Оформление карт психологической характеристики личностного развития обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Составление программы индивидуального сопровождения для каждого обучающегося с ОВЗ и инвалида.
Составление и заполнение карты индивидуального сопровождения.
Посещение занятий теоретического и производственного обучения с целью выявления проблем у обучающихся с ОВЗ и инвалидов для оказания психолого-педагогической помощи.
Разработка индивидуальных коррекционных и профилактических программ.
Оказание помощи педагогам в составлении адаптивных программ.
Подготовка материалов просветительской деятельности.
Экспертная деятельность.
Цель:
установление соответствия между социально-педагогическими условиями или требованиями к деятельности и поведению обучащихся с ОВЗ и инвалидов, их образовательным результатам; их возрастными, социально-психологическими, индивидуальными возможностями и задачами развития.
Возможными объектами проводимой экспертизы могут выступать:
- образовательная среда учреждения.
- урок или другая форма обучения и воспитания, их методическое и содержательное наполнение.
- педагогическая программа.
- педагогическая технология или методика.
- выбранный способ воздействия на ребенка.
2 блок – социальный
Содержание деятельности:
Оказание социально-правовой помощи семье инвалида и семье ребенка с ОВЗ.
Оказание социально-правового консультирования обучающимся инвалидам, детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав.
Защита и охрана прав ребёнка с ОВЗ и инвалида в уже возникшей жизненной ситуации.
Взаимодействие субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем ребёнка с ОВЗ и инвалида.
Диагностика (адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в образовательном учреждении; взаимоотношений в семье; стиля родительского поведения; методов семейного воспитания и д.р.).
Социально – информационная помощь, направленная на обеспечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов информацией по вопросам социальной защиты.
Социально – бытовая, направленная на содействие в улучшении бытовых условий жизни детей с ОВЗ и инвалидов, проживающих в семьях группы «риска».
Посещение детей с ОВЗ и инвалидов на дому с целью изучения социально – бытовых условий жизни.
Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.
Контроль за посещаемостью занятий и успеваемостью.
Контроль за своевременным получением социальных выплат.
Содействие в оказании материальной помощи малообеспеченным детям с ОВЗ и инвалидам.
Индивидуальная и групповая работа с обучающимися.
Информационно - просветительская деятельность обучающихся с ОВЗ и инвалидов, их родителей, педагогического коллектива.
Организация досуга инвалидов и обучающихся с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время, организация летнего отдыха. Организация занятости на каникулах и в праздничные дни.
Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и других культурно – массовых мероприятиях).
Анализ внеурочной занятости обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Оказание помощи в трудоустройстве обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Ведение личных дел обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
3 блок - предметно – образовательный.
Содержание деятельности:
Составление адаптированных программ для детей с ОВЗ и инвалидов
(при составлении программ необходима консультация и помощь специалистов в зависимости от нозологии обучающихся).
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута.
Организация дистанционного обучения и консультирования инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
Содействие генерированию творческого потенциала инвалида и ребёнка с ОВЗ и участие его в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
Контроль усвоения учебного материала.
Организация и проведение дополнительных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении учебной дисциплины.
Контроль за соблюдением техники безопасности при работе в мастерских.
Организация и проведение дополнительных занятий с обучающимися, испытывающими трудности в освоении приёмов работы в мастерской.
Организация производственной практики на предприятии с учётом особых образовательных потребностей.
Воспитательная работа (организация воспитательных мероприятий на уровне реальных возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидов).
Направления воспитательной работы:
- Гражданское воспитание.
Цели: формирование взглядов, убеждений, патриотических чувств, культуры межнационального общения.
- Нравственное воспитание.
Цели: формирование нравственных понятий и убеждений, составляющих понятие морали.
- Физическое воспитание.
Цель: укрепление здоровья и содействие физическому развитию организма.
- Эстетическое воспитание.
Цель: воспитание чувства прекрасного, его понимания и восприятия в быту, природе, обществе.
- Трудовое воспитание.
Цель: прививать любовь к труду и осознание его необходимости в жизни.
- Экологическое воспитание.
Цель: научиться бережно относиться к природе, защита окружающей среды.
Литература:
- Обучение детей с задержкой психического развития. Под. ред. Лубовского В. И., Смоленск 1994
- Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.
- Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Московский городской психолого-педагогический университет; Ред.кол.: С.В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – С.210-211.
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. –239 с.
- Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 12, №3, 2010. – С. 134-136.
- Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm.
- Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М.: НЦ «ЭНАС», 2003. – 136 с. – ISBN 5-93196-066-Х.
- Варенова, Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
- Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н. А. Голиков // Педагогическая техника, 2006. - №6. – С. 93-99.
- Домбровская, А. Ю. Социальная адаптация инвалидов / А. Ю. Домбровская // Социологические исследования, 2011. - №11. - С. 71-75.
- Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М.: РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0.
- Миндель, А. Я. От инклюзива в обучении к интеграции в труде / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2011. - №9. – С. 39-40.
- Миндель, А. Я. Инновации в социализации молодых инвалидов / А. Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица, 2012. - №9. – С. 20-22.
- Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Астапов В. М.., Микадзе Ю. В.; Питер 2002
- Психология умственно отсталых школьников. Петрова В. Г.; Белякова И. В. Москва 2002
- Психолого-педагогическое сопровождение. Хоменко И. Н., «Учитель» 2008
- Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. Никишина В. Б., Владос 2003
- Психология общения и поведения умственного отсталого школьника. Маллаев Д. М., Омарова П. О, Бажукова О. А «Речь» 2009
- Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Мамайчук И. И. «Речь» 2008.
- Психология Л.С. Выготский «Апрель - пресс» «Эксмо - пресс» Москва 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...
Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Выступление с докладом...
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...
Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....