Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении
рабочая программа

Киселева Кристина Юрьевна

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ 

(с различными формами умственной отсталости)  (1-4 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotdikova_s.docx192.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе

                                                                                                         начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

(с различными формами умственной отсталости)

 (1-4 класс)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

Адаптированная рабочая программа

коррекционно – развивающих занятий

для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ

находящейся на индивидуальном обучении,

…………………..

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                                      Составитель:

                                                                                 Киселева Кристина Юрьевна,

учитель – дефектолог

           учитель первой квалификационной категории

                                                           

гп Излучинск, 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа VIII вида (III вариант) коррекционно-развивающих занятий для  ученицы 1 дополнительного ОВЗ  класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2022-2023 учебный год рассчитана на 58 часов (исходя из 33 учебных недель в году) – 2 занятия в неделю, 4 часа – входящая диагностика, 4 – итоговая диагностика.

        При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащегося. У обучающейся имеются тяжелые и множественные нарушения развития, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Телом не владеет. В течении дня находится в кровати. Манипулировать предметами не может, так же не проявляет никакого интереса к предлагаемым предметам. Отрицательно реагирует на тактильные раздражители, поэтому телесный контакт можно установить практически не удаётся. Согласованность действий рук отсутствует. Движения хаотичны, не координированы. Ребёнок пассивен. Преобладающее настроение неустойчивое. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием. Имеют место аффективные вспышки (очень часто) в виде плача, вследствие чего начинается приступ кашля. Установление контакта затруднено, эмоции мало дифференцированы. Установить контакт можно на непродолжительное время.

          Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в коррекционно-развивающем процессе специальных методов и приёмов, создание специальных условий, перераспределения содержания программы по годам обучения.

Программа разделена на 4 блока:

  1. тактильная стимуляция
  2. стимуляция обонятельной чувствительности
  3. коммуникативная стимуляция
  4. зрительно – слуховая стимуляция

Цель программы – создание предпосылок для развития внешних анализаторов.

 

Первый блок «Тактильная стимуляция» (15 часов)

    Образовательные задачи.

Создание условий для:

  • стимуляции реакции учащегося на прикосновения;
  • приучения обучающегося к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стимулирования длительного эмоционально окрашенного взаимодействия обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • формирования у обучающегося интегративных ощущений (зрительно-тактильных);
  • стимуляции чувствительности тела.

Коррекционно-развивающие задачи.

        Создание условий для развития:

  • тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на соприкосновение;
  • развития тактильной стимуляции при соприкосновении с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • наглядно-действенного мышления;
  • сенсорных ощущений;
  •  «прослеживающего взгляда» (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом);
  • способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
  • тонкой моторики пальцев рук.

Организационная структура уроков. Занятия строятся на основе следующих принципов:

  • единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
  • наглядности;
  • систематичности;
  • опоры на сохранные анализаторы;
  • целесообразности.

Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (использование аудиозаписей и др.). Каждое занятие зрительно-слуховой стимуляции оснащается необходимыми пособиями. Занятия «зрительно-слуховой стимуляции» построены с учётом систематичности и организации их как совместной деятельности учителя и ученика.

     

Содержание программы

        Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных контактов:

  • ощупывание и массирование рук и ног;
  • поглаживание головы, шеи, рук, ног;
  • лепка, изготовление аппликаций из различных материалов;
  • разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
  • массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щёткой;
  • рисование разными техниками;
  • массирование рук, ног тёплыми предметами с проговариванием потешек, детских четверостиший.

Совместные упражнения взрослого с обучающемся, направленные на стимуляцию двигательной чувствительности тела с использованием предметов округлой формы (воздушный шарик, теннисный (мохнатый), резиновый, пластмассовый (гладкий) мячики, массажные мячи и валики).

Предполагаемые результаты освоения программы:

·         стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;

·         ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,

·         стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;

- стимуляция мелкой и крупной моторики рук с помощью различных видов творчества;

·          побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.

 Второй блок «Стимуляция обонятельной чувствительности» (15 часов)

Содержание блока программы направленно на социализацию и коррекцию личности обучающегося.

Для того чтобы ознакомить ребенка данной категорией с предметами и явлениями окружающего мира используется полисенсорный подход, с помощью которого еоррекционно-развивающий процесс осуществляется с учетом возможности широкого привлечения сохранных функций анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный и проприцептивные – осязание, обоняние, а также вкусовой и вестибулярный аппараты). Но, дети с глубокой умственной отсталостью не имеют достаточного чувственного опыта. Поэтому, для восполнения и обогащения навыков познавания мира и окружающей среды, они нуждаются в стимуляции различного рода, которая осуществляется на основе раздражителей.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование:

  • базальной стимуляции, которая направлена на создание условий для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (соматическая, вестибулярная, вибрационная, оральная, акустическая, визуальная и тактильно – осязательная области);
  • сенсорной интеграции (Джин Айрис), которая направлена на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств;
  • духовный подход к больному человеку, который не подменяет медико-биологического взгляда, но обогащает, дополняет и завершает представление о личности.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

- Стимуляция  обонятельных ощущений;

- развитие обонятельной чувствительности;

- формирование эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка;

- расширение спектра обонятельных ощущений;

- обучение реагированию с помощью   пантомимические   средства  общения   (мимические   движения, удовольствие/неудовольствие от восприятия запахов);

- побуждение ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха с помощью двигательных и эмоциональных реакций;

- стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности.

Основная коррекционная задача при изучении раздела «Стимуляция обанятельной чувствительности» — сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью недостающие поисковые способы ориентировки в предметном мире.

 

Третий блок «Коммуникативная стимуляция» (15 часов)

Содержание блока

1.Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь. 

Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний (звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.

2.Стимуляция игровых действий на различение частей тела.

Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.

3.Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций. 

Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.

Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь.

- Сосредоточение взгляда на лице взрослого.

- Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.

-Проигрывание простых сюжетов

-Развитие реакции на обращенную речь, прикосновения

-Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого.

Стимуляция игровых действий на различение частей тела.

- Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела.

- Выполнение инструкций на различение частей тела.

- Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.

- Сосредоточение взгляда на лице куклы

- Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле

- Выполнение игровых действий с куклой.

-Уметь различать части тела

-Сопряженные игровые действия на формирование образа тела.

Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций.

- Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом.

- Выполнение действий с использованием жестов, движений.

- Совместные игровые действия с игрушками.

- Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.

- Уметь выполнять действия по инструкции.

-Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.

ЦЕЛИ:

  • Формирование целостного восприятия  о предметах и явлениях  окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.

ЗАДАЧИ:

  • организовать речевую среду;
  • пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;
  • сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;
  • научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Четвертый блок «Зрительно – слуховая стимуляция» (13 часов)

ЗАДАЧИ

  • диагностика и развитие наглядно-действенного мышления;
  •  создать условия для развития сенсорных ощущений и создать условия для формирования обобщённых способов обследования предмета;
  • создать условия для стимулирования проявлений эмоционального интереса обучающихся к ярким звучащим игрушкам и желание совместно с взрослым выполнять игровые действия;
  • создать условия для стимулирования зрительного восприятия предмета в различных плоскостях, под различным углом, при разной удалённости;
  • создать условия для поощрения эмоциональной и адекватной реакции на раздражители, изменяя их и добавляя новые элементы.

ЦЕЛИ:

  • Создать условия для формирования социально – значимых умений и навыков, необходимых для социализации.
  • Создать условия для формирования положительной мотивации к учению, активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать условия для формирования максимально возможного навыка самостоятельности.
  • Совершенствование качества жизни учащихся.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

 Организуя занятия необходимо действовать согласно алгоритму усвоения данных эталонов - это фиксация взгляда на неподвижном объекте (светящийся, цветной, лицо взрослого), прослеживание взглядом за движущимся объектом (перемещение по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удалённый), предъявление объекта в разных модальностях, новых условиях, с новыми свойствами. Дети учатся локализации источника звука (близко расположенного), прослеживанию за движущимися предметами, источником звука (близко расположенным), локализации удалённого источника звука, прослеживании за удалённым движущимся источником звука, различие и узнавание звуков. Занятия по предмету зрительно-слуховая стимуляция направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью. В программу включены практические коррекционно-развивающие занятия, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми и сверстниками.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

ТАКТИЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

№ крз

Наименование разделов и тем

Кол- во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Первый блок «Тактильная стимуляция» (15 часов)

1 - 3

Стимуляция чувствительности тела с помощью сенсорных контактов. Ощупывание и массирование рук и ног.

3

4

Игры, направленные на развитие зрительного внимания. «Разноцветные листочки»

1

5

Рисование карандашами «Разноцветные листочки»

1

6

Рисование карандашами «Овощи»

1

7

Игры, направленные на развитие зрительного внимания. «Пирамидки»

1

8

Рисование карандашами «Пирамидки»

1

9

Игры, направленные на развитие зрительного внимания.  «Грибочки».

1

10

Рисование карандашами «Фрукты»

1

11

Рисование карандашами «Грибочки»

1

12-15

Игры, направленные на развитие мелкой моторики. «Пальчиковая гимнастика». 

4

Второй блок «Стимуляция обонятельной чувствительности» (15 часов)

16

Стимуляция обонятельных ощущений

1

17

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (мешочков с семенами укропа).

1

18

Живые цветы (Герань, георгин)

1

19

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (банка из под цикория)

1

20

Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами

1

21

Веточки сосны

1

22

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса и ромашки.

1

23

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (лепестки роз)

1

24

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина и лаванды.

1

25

Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии

1

26

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (корки апельсина)

1

27

Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина и лаванды.

1

28

Предъявление аромата на ватном шарике.

1

29

Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов(мешочек с морскими водорослями)

1

30

Расширение сенсорного опыта, предъявление знакомых и незнакомых ребенку запахов

1

Третий блок «Коммуникативная стимуляция» (15 часов)

31

Рассматривание сюжетных картинок «Осень», «Природа осенью»

1

32

Использование  невербальных средств общения  для выражения потребностей с помощью жестов, мимики

1

33

Формирование навыка общения с помощью зеркала, перед зеркалом и по образцу

1

34

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук.

1

35

Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры

1

36

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук.

1

37

Стимуляция выражения собственных чувств

1

38

Стимуляция умения контролировать свои эмоции

1

39

Стимулирование сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах говорящего

1

40

        Формирование основ эмоционального реагирования

1

41

Совместные действия на побуждение выражения «согласия/несогласия»

1

42

Формирование эмоциональной активности в ответ на обращение взрослого

1

43

Стимуляция реакции подражания

1

44

Стимуляция голосовых реакций на речевое обращение

1

45

Прослушивание сказки «Теремок».

1

Четвертый блок «Зрительно – слуховая стимуляция» (13 часов)

46

Рассматривание картинок с изображением школы

1

47

Прослушивание звуков, которые бывают в школе

1

48

Нахождение предметов школьной мебели по теневой картинке

1

49

Рассматривание картинок с изображением школьных принадлежностей

1

50

Нахождение школьных принадлежностей по теневой картинке

1

51

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Школа»

1

52

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Осень»

1

53

Рассматривание картинок с изображением игрушек

1

54

Нахождение игрушек по теневой картинке

1

55

Прослушивание звуковых игрушек

1

56

Подражание звукам, которые издают игрушки

1

57

Рассматривание картинок с изображением овощей

1

58

Нахождение овощей по теневой картинке

1

Итого:

58


ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5 ‒ 14.

2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. « Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью. СПб ЦДК. 2012.

3. Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56 ‒ 58.

4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. № 1. С. 11 ‒ 15.

5. Ерёмина А.А. «К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности. Дефектология: «Современные проблемы обучения и 14 воспитания. ‒ СПб,1994.

6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. ‒ СПб, 2005.

7. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. № 6. С. 63 ‒ 67.

8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1978., 96 с.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.

10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.

11. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопр. обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. М., 1994.

12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

13.Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

14. Папка дошкольника Ориентировка в пространстве изд. Весна Дизайн, Киров 2005

15. Папка дошкольника «Найди по схеме», изд. Весна Дизайн, Киров, 2010

16. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка» , изд. Мой Мир, М., 2005

17. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

18. Сайт «Адалин» подготовка к школе

19. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР для 9 класса для учителей-дефектологов коррекционных школ и реабилитационных образовательных центров....

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...