Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для детей с умственной отсталостью

для 7- 9 классов

                                                               Пояснительная записка

       

Дефектологическая программа составлена для учащихся 7 - 9 классов с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70 , F–71. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений  на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться, сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Содержание учебных тем

7 класс

           Развитие аналитико-синтетической сферы

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях (“Подбери пару”, “Угадай слово”, “Дорисуй девятое”, “Продолжи закономерность”).

Развитие внимания

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом. Упражнения аналогичные, применяемые на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

8 - 9 классы

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

Развитие внимания 

Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль.

Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом.

Самостоятельное планирование этапов деятельности.

Развитие воображения

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации;

Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;

Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности.

Контроль уровня обученности:

                                     

1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия:

  • задания на развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие пространственного восприятия и воображения;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на развитие личностно-мотивационной сферы.

2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного  года.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.

            7 - 9 классы

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- делать обобщения и умозаключения самостоятельно;

- классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;

- устранять логические ошибки;

- хранить в памяти и использовать полученные инструкции;

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

7 класс.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.РР.ПДД осенью.

Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года

Листопад, промозглая погода.

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

2

«Сходства и различия». ЛПЗ.М. Счетные операции в пределах 1000.

Формирование математических навыков, применение приемов счета.

Разряды чисел.

Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений

3

«Зрительный диктант».

ЛПЗ.М. Меры длины

Формирование знаний мер длины (см, дм, м)

Сантиметр, дециметр, метр, километр

Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций

4

«Зашифрованный рисунок»

ЛПЗ.Ч. Природа осенью.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Похолодание, листопад

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

5

«Сходства и различия».

ЛПЗ.РЯ. Овощи, фрукты, ягоды. Словарные слова.

Формирование знаний об овощах, фруктах, ягодах; их классификация и дифференциация

Овощи (картофель, морковь и т.д.), фрукты (яблоко, груша и т.д.), ягоды (смородина, малина и т.д.)

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

6

«Точки».

ЛПЗ. Умножение на однозначное число.

Формирование умения умножать на однозначное число.

Компоненты действия умножения.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

7

«Зрительный диктант».

ЛПЗ.М. Многоугольники

Формирование знаний о многоугольниках

Многоугольник

Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса

8

«Найди отличия»

ЛПЗ. РЯ. Словарные

слова. Профессии.

Формирование знаний об инструментах,  используемых разными профессиями.

Линейка, циркуль

Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка

9

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.Ч. Грибы. Отработка техники  чтения.

Формирование навыков беглого чтения.

Мухомор, поганка, опёнок, груздь и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.РР. Написание сочинения.

Формирование знаний о последовательном написании сочинения.

Вступление,  заключение

Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка

11

«Запутанные дорожки». ЛПЗ. Деление на однозначное число

Формирование умения делить на однозначное число.

Компоненты действия деления.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

12

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.М. Порядок действий в примерах.

Формирование знаний о действиях первой и второй ступени.

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Дорисуй девятое». Мебель, посуда.

ЛПЗ.Ч. Отработка навыков чтения.

Формирование знаний о мебели, узнавание, их отличия, функции

Формирование знаний о посуде, узнавание, их отличия, функции

Стол, стул, диван, шкаф и т.д.

Сковородка, кастрюля, ложка, кружка и т.д.

Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка

3

«Продолжи числовой ряд».

ЛПЗ.М. Решение составных задач в несколько действий.

Формирование умения решать составные задачи в несколько действий.

Условие, решение, ответ.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Найди отличия».

ЛПЗ. РЯ. Знаки препинания в конце предложения.

Формирование понятий пунктуация, выразительность речи.

Повествовательное, вопросительное, восклицательное.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

5

«Запутанные дорожки».

ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых и множителей.

Формирование знаний о перестановке слагаемых и множителей.

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

6

Аналитические задачи. ЛПЗ.М. Многозначные числа.

Формирование знаний о многозначных числах.

Двузначное число

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

7

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.М .Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

8

«Исключи лишнее».Одежда,

обувь.

ЛПЗ.РЯ. Словарные слова.

Формирование знаний о видах одежды и обуви, названия, назначение, уход

Женская, мужская, детская, домашняя, выходная

Летняя, зимняя, осенне-весенняя

Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка

9

«Противоположное слово».

ЛПЗ.Ч. Чтение программных текстов.

Формирование навыков беглого чтения.

Слова по тексту.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

10

«Зрительный диктант».

ЛПЗ.РР. Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование умений составлять устный рассказ.

Снеговик, конькобежец, лыжник, забава.

Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи

11

«Графический диктант» ЛПЗ.РЯ. Безударные гласные.

Формирование навыка дифференцировать правила правописания.

Большой, маленький, средний, больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

12

«Запутанные дорожки».

ЛПЗ. РР. Заучивание стихов.

Формирование умения заучивать стихи наизусть, рассказывать их выразительно.

Пауза. Логическое ударение.

Формирование представлений о выразительном прочтении стихов, развитие речевых навыков

13

«Зашифрованный рисунок». Город.

ЛПЗ. Парные согласные.

Формирование знаний о городе.

Закрепление правила правописания парных согласных.

Улицы, дома

Расширение представлений об окружающем мире, пространственная ориентировка, социально-бытовая ориентировка

14

«Снежный ком»

ЛПЗ. М. Геометрический материал.

Формирование умения чертить геометрические фигуры, пользоваться линейкой и карандашом.

Длина, ширина, диагональ.

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия.

15

«Внимательный художник»

ЛПЗ.Ч. Программные тексты.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе

Снегопад, гололёд

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления

16

Итоговое занятие.

Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений.

Коррекция всех мыслительных операций.

   

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.РР. Охрана здоровья

Формирование знаний о  способах здоровьесбережения

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

2

«Исключи лишнее».

 ЛПЗ.РЯ. Словарные слова.

Формирование знаний о  способах запоминания написания словарных слов.

Простуда

Расширение представлений, социально-бытовая ориентировка, пополнение словарного запаса

3

«Подбери пару».

ЛПЗ.М. Умножение и деление многозначных чисел.

Формирование умения умножать и делить числа

Умножение, деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Продолжи закономерность»

ЛПЗ.М. Единицы

измерения.

Формирование знаний об единицах измерения.

Единицы измерения длины, массы, времени.

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

5

«Кукольный театр».

ЛПЗ. РЯ. Правописание.

Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром

Персонаж, последовательность

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений

6

«Зрительный диктант».

ЛПЗ. М. Действия с именованными числами.

Формирование умений выполнять действия с именованными числами.

Первый, десятый и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

7

«Волшебный мешочек».

ЛПЗ.РР. Составление

устных рассказов «Моя семья»

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Родители, родственники

Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям

8

«Найди отличия».

ЛПЗ.РЯ. Части речи.

Формирование навыков классификации и дифференциации частей речи.

Существительное,

прилагательное, глагол.

Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса

9

«Сходство и различие». ЛПЗ.М. Доли, дроби.

Формирование знаний о долях и дробях.

Первый, второй и т.д.

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

10

«Сходство и различие».

ЛПЗ.М. Углы

Формирование знаний об углах, их виды

Тупой, острый, прямой

Расширение математических представлений, развитие словарного запаса

11

«Продолжи закономерность».

ЛПЗ.РР. Комнатные растения

Формирование знаний о комнатных растениях, названия, узнавание, уход, польза

Бегония, фиалка и т.д.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

Развитие речевых навыков.

12

«Снежный ком».

ЛПЗ.Ч. Отработка техники чтения.

Формирование умения читать целыми словами.

Выразительность, беглость

Формирование навыков чтения.Развитие долговременной памяти.

13

«Исключи лишнее». Домашние животные ЛПЗ.РЯ. Проверочные слова.

Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании.

Закрепление правил проверки безударных гласных.

Конура, будка

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, умение исключать лишний предмет.

14

«Мозаика».

ЛПЗ.М. Порядок действий в примерах.

Формирование умения выполнять математические действия в определенном порядке.

Действия первой и второй ступени.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

15

«Поиск ошибок в тексте».

ЛПЗ. РЯ. Правописание.

Формирование умений находить ошибки в тексте.

Берлога, медведь.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, устойчивости внимания.

16

«Графический диктант».

ЛПЗ. М.Геометрические фигуры.

Формирование умения различать и называть геометрические фигуры.

Прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.

Формирование математических представлений, развитие пространственного восприятия и воображения.

17

«Дорисуй девятое» .

ЛПЗ.Ч. Природа весной. Осознанность чтения.

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, изменения в живой природе.

Сосулька, оттепель, прилёт птиц.

Развитие речи, памяти,  мышления. Формирование осознанного чтения.

18

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.М. Состав чисел.

Формирование знаний состава многозначного числа.

Одиннадцатый  и т.д.

Развитие памяти, развитие мыслительных операций

19

«Что перепутал художник?».

ЛПЗ.РЯ. Словарные слова.

Формирование знаний написания словарных слов.

Конура, будка

Развитие  визуальной памяти, аналитико-синтетической деятельности.

20

«И мы..».

Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Запутанные дорожки» ЛПЗ.М. Решение задач.

Формирование умения решать арифметические задачи.

Условие задачи, вопрос, решение, ответ.

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

2

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.РЯ. Части речи.

Закрепление знаний о частях речи.

Части речи

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, выразительности речи.

3

«Продолжи числовой ряд»

ЛПЗ. М. Деление и умножение  на 0 и 1

Формирование умения делить на 0

Деление

Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков

4

«Исключи лишнее».

ЛПЗ.РР. Написание сочинения о весне.

Формирование  умения писать сочинения описательного характера.

Вступление, заключение.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов, долговременной памяти.

5

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.М. Геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Круг, квадрат, треугольник

Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать

6

«Найди отличия».

ЛПЗ. РЯ. Знаки в конце предложения.

Формирование знаний о постановке знаков в конце предложения.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки.

Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса

7

«Корректурная проба».

ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых

Формирование знаний о перестановке слагаемых

Слагаемое, сумма

Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций

8

«Внимательный художник». ЛПЗ.Ч. Чтение программных произведений.

Формирование навыков беглого, правильного, осознанного чтения.

Слова по тексту.

Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов

9

«Графический диктант»

ЛПЗ.М. Геометрическая форма

Формирование навыка дифференцировать предметы по форме

Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный

Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений

10

«Мозаика».

ЛПЗ.М. Часы и циферблат.

Формирование умения определять время по часам

Циферблат, стрелка

Социально-бытовая ориентировка, развитие конструктивного мышления.

11

«Лабиринты». ЛПЗ.РР. Природа летом

Формирование знаний о сезонных изменениях в природе

Жара

Развитие речи, развитие памяти, развитие мышления.

12

Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания  самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

Диагностическое обследование

8 - 9 классы

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

Диагностическое обследование

1

«Продолжи логический ряд»

ЛПЗ.М. Счет в пределах 100000.

Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке.

Однозначное, двузначное, многозначное число.

Развитие математических представлений, развитие логического мышления

2

«Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Солнечная система. Отработка техники чтения.

Формирование представлений о солнечной системе. Чтение целыми словами.

Солнце, солнечная система

Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря. Развитие внимания, самоконтроля, пространственного восприятия.

3

«Графический диктант».

ЛПЗ. РЯ. Правописание.

Формирование навыков правописания, каллиграфии.

Безударные гласные, звонкие и глухие согласные.

Развитие памяти,  мышления, внимания, самоконтроля.

4

«Исключи лишнее». ЛПЗ.РР. Отличия растительного и животного мира.

Формирование  представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира.

Животный мир.

Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря

5

«Сходство и различие». ЛПЗ.М. Единицы измерения

Закрепление знаний известных единиц измерения

Длина, стоимость, масса, время

Социальная ориентировка, развитие представлений об окружающем мире

6

«Мозаика». ЛПЗ.Ч .Планета Земля. Отработка беглого чтения.

Формирование представлений о планете Земля

Атмосфера

Расширение кругозора, развитие речи, беглости чтения, пополнение словаря

7

«Найди отличия». ЛПЗ.М. Римские цифры

Формирование знаний о римских цифрах, умения написания

Римские цифры

Расширение математических представлений, развитие памяти, логического мышления.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Продолжи логический ряд».

ЛПЗ.М. Многозначные числа

Формирование знаний о многозначных числах.

Многозначное число

Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций.

2

«Угадай слово».

ЛПЗ. РР. Животный  мир

Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира

Звери, домашние животные.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

3

«Найди отличия».

ЛПЗ.М. Параллельные прямые.

Формирование знаний о параллельных линиях

Параллель

Расширение математических представлений, пополнений словарного запаса

4

Зрительный диктант». ЛПЗ. РЯ. Словарные слова. Деревья

Формирование представлений о разнообразии мира деревьев

Тополь, клён и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти.

5

«Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Сравнение чисел

Формирование умения сравнивать числа

Больше, меньше

Развитие мыслительных операций, развитие памяти

6

«Сходство и различие». ЛПЗ. Ч.Кустарники. Беглое чтение.

Формирование представлений о разнообразии мира кустарников

Шиповник, смородина и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

7

«Противоположное слово».

ЛПЗ.М. Цвет. Форма. Величина

Формирование способности обобщать и дифференцировать предметы по цвету, форме и величине

Цвета, форма.

Развитие мышления, развитие наглядно-образного мышления

8

«Поиск ошибок в тексте».

ЛПЗ. РР. Лекарственные травы.

Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе

Мать-и-мачеха, ромашка и т.д.

Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Графический диктант». ЛПЗ.М. Виды треугольников.

Формирование знаний о видах треугольников

Равносторонний, равнобедренный, прямоугольный

Развитие математических представлений, пополнение словаря, развитие речи

2

«Противоположное слово». ЛПЗ.РЯ. Части речи.

Формирование представлений о разнообразии животного мира

Существительное, прилагательное, глагол

Расширение кругозора, представлений об окружающем мире

3

«Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.М. Десятичные дроби.

Формирование представлений о дробях

Правильные, неправильные

Расширение математических представлений, развитие мышления

4

«Муха».

ЛПЗ.Ч. Насекомые. Осознанность чтения.

Формирование представлений о насекомых, их разнообразии, внешнем виде

Муха, комар и т.д.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, осознанность чтения.

5

«Точки».

ЛПЗ. М.Умножение на 0, 10, 100,1000.

Формирование умения умножать на 10, 100

Умножение

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти.

6

«Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.РЯ. Рыбы. Отработка каллиграфии.

Формирование представлений о рыбах, их разнообразии, внешнем виде

Карась, сельдь и т.д.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, отработка каллиграфии.

7

«Поиск ошибок».

ЛПЗ.М. Деление на 10, 100,1000 без остатка

Формирование умения делить на 10, 100 без остатка

Деление

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

8

«Противоположное слово».

ЛПЗ.РЯ. Написание сочинений.

Формирование умения писать сочинение.

Вступление, заключение.

Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса

9

«Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Деление  на 10, 100 с остатком

Формирование умения делить на 10, 100 с остатком

Деление, остаток

Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций

10

Обобщающее занятие.

Формирование умения выполнять задания  самостоятельно.

Формирование самостоятельности, упорства.

Дата

Тема занятия

Содержание работы

Терминология

Содержание коррекционно-воспитательного процесса

1

«Найди отличия» ЛПЗ.М. Окружность, линии круга.

Формирование представлений об окружности, построение.

Диаметр, радиус, хорда

Расширение математических представлений, развитие мышления, пополнение словарного запаса.

2

«Внимательный художник». ЛПЗ.РЯ. Профессии. Правописание.

Формирование представлений и знаний о профессиях человека.

Столяр, плотник, швея и т.д.

Расширение запаса знаний о профессиях, развитие речи, пополнение словарного запаса.

3

 «Зашифрованный рисунок».

ЛПЗ.М. Ось симметрии

Формирование представлений об оси симметрии

Ось симметрии

Развитие мышления, расширение запаса математических представлений.

4

«Исключи лишнее». ЛПЗ.РР. Здоровье человека.

Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека

Вредные привычки.

Расширение представлений о себе, пополнение словарного запаса, развитие речи.

5

«Волшебный мешочек». ЛПЗ.М. Цилиндр, конус

Формирование знаний о цилиндре, конусе

Цилиндр, конус

Развитие мышления, расширение запаса математических представлений, тактильного восприятия.

6

«Шнуровочки».

ЛПЗ. Обобщающее занятие.

Развитие умения заплетать, завязывать, шнуровать. Написание словарных слов.

Узел, плетение

Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.

Диагностическое обследование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс...

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 8 класс

Программа разработана для учебника для обучающихся VIII вида. Автор В.В.Эк...

Адаптированная рабочая программа основного общеобразовательного образования для детей с умственной отсталостью. 8 класс.

Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с умственной отсталости 6 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Данная программа учитывает психофизич...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...