Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью 2 «Б» класс.
рабочая программа

Андреенко Светлана Александровна

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость. 2 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_reabilitatsii_moya_2_b.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

         

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР                                             Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

_______________Н.П. Чечётина                                           _____________  Л.И. Пономарева                  

«____» _________________ 2018 г.                                           «____» ______________ 2018 г.                  

                                                                                                                   

                                                       

                                 

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умственной отсталостью

2 «Б» класс

учитель-логопед

Андреенко Светлана Александровна

        Рассмотрено на заседании МО                            Заместитель директора по комплексной         протокол №____ от «___»______2018г                             реабилитации

Руководитель ШМО____________                                       __________________ Л.А. Юлкина                                                                                                                        

                                                                                                         «___»____________2018г                                                                                                                                                                                      

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «коррекционно-развивающие занятия» для учащихся с умственной отсталостью разработана на основе

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе документов:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

- учебного плана образовательного учреждения.

        Программа «Коррекционно-развивающие занятия» рассчитана на 1 год. Общее количество часов составляет 68 часов в год (2 раза в неделю).

Цели:

Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Задачи:

Развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие;

Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;

Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.

Распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично у 3 детей из 5, двое детей не способны контролировать необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью. Все дети способны передвигаться только в сопровождении членов семьи, няни или хорошо знакомых взрослых.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 3 детям из 5, анализ, синтез осуществляют два мальчика со значительной помощью учителя и мам, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы у 4 из 5 детей.

Речь: часть обучающихся класса ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а вербальные и невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия с взрослым. Остальные реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Собственная речь у 3 детей из 5 отсутствует, у двух детей представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

     Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические особенности развития детей класса ограничивают формирование направленных экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные звуки, слоги, слова. У двух детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У одного ребёнка класса отмечается грубое недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У остальных устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

     В связи с этим при обучении детей общению на втором году обучения планируется проведение целенаправленной педагогической работы по формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.

Требования к результатам освоения программы

ФГОС НОО для детей с УО устанавливает требования к результатам освоения программы: минимальные и базовые

Для УО

Планируемые результаты

Минимальные

Базовые

1 год

 - частично сформированы навыки самообслуживания

 - нарушения эмоционально-волевой сферы

 - произвольное внимание нецеленаправленное, нестойкое

 - запас сведений и представлений об окружающем мал

 - отмечается резкое недоразвитие восприятия и памяти.

- определение состояния своего здоровья

- определение своей половой принадлежности (без обоснования)

 - понимание эмоций

 - умение устанавливать контакт на элементарном уровне

 - наблюдение за окружающими предметами и явлениями

 - развитие зрительного и слухового внимания;

развитие пространственных представлений;

развитие мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.

- выполняют элементарные действия при помощи со стороны учителя

- понимание языка элементарных  эмоций (мимика, жесты)

Оценка достижений результатов обучающихся

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Используемые технологии

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровьесберегающие;

-личностно-ориентированные;

-игровые.

Основные методы организации реабилитационного процесса:

Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

-Наглядный:

-наглядно-слуховой прием;

-наглядно-зрительный прием.

-Словесный

-Практический

Формы организации реабилитационного процесса

Основная форма организации реабилитационного процесса - групповые занятия.

Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Лалаева Л.И., Чиркина Г.В., Селиверстов В.И. и с опорой на общеобразовательную программу начальной (либо основной) школы.  

Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР.

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий.

Фронтальные  занятия – 2 раза в неделю.

 Продолжительность  занятий от 20– 40 минут c динамической паузой по временным нормативам для групп детей, при проведении коррекционно-развивающей работы

Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с учащимися с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

п/п

Тема занятия

Кол-во занятий

Содержание работы

1

Диагностика.

2

Наблюдение.

2

Сенсорное развитие «Посмотри на меня».

 «Посмотри на …».

 «Чего не стало?».

«Поставь игрушки на своё место».

 «Куда полетела бабочка?».  

 «Куда поехала машина?»

 

«Чья тень?».

“Кто как кричит?”

«Кормление куклы”

«Чей звук?»

«Как говорят животные?».

 «Какой звучит инструмент?».

«Меховой мишка»

«Бумажный мишка»

«Горячо»

«Холодно»

«Большой»

«Маленький»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия

Развитие слухового восприятия. Стимуляция у детей звукоподражания и общения Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря. Звукоподражание. Вызывание речевого подражания.

Развитие слухового восприятия. Стимуляция у детей звукоподражания и общения Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря. Звукоподражание. Вызывание речевого подражания.

Развитие слухового восприятия. Различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ». Развитие слухового восприятия. Вызывание речевого подражания.

Развитие слухового восприятия. Различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ». Развитие слухового восприятия. Вызывание речевого подражания.

Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков.

Развитие кинестетического восприятия

Развитие кинестетического восприятия

Восприятие температуры. Различение предметов по температуре (горячий).

Различение предметов по температуре (холодный).

Сопоставление, сравнивание 2 предмета по величине.

Сопоставление, сравнивание 2 предмета по величине.

3

Предметно-практические действия

 «Рвём бумагу».

«Рвём бумагу и складываем в коробочку».

«Смешай краски».

Проведение прямых линий фломастером.

Проведение  прямых линий карандашом.

Проведение  ломаных линий фломастером.

Проведение ломаных линий карандашом.

Застёгивание и расстёгивание липучек.

Дополни «рисунок» фигурами (на липучках).

«Пересыпь…».

«Открой баночку, заполни её…»

«Собери бусинки».

«Заведи машинку».

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку».

«Открой баночку, сложи бусины».

 «Надевание колец на стержень».

«Собери колечки».

«Разбери пирамидку».

Собери пирамидку».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

     1

     

1

1

1

     

       1

Координация движений и развитие мелкой моторики. Развитие взаимодействия двух рук.

Координация движений и развитие моторики. Развитие взаимодействия двух рук.

Координация движений и развитие моторики. Цветовосприятие. Тактильные ощущения. Сенсорное насыщение и тонизирование.

Работа по формированию графомоторных навыков. Удерживание карандаша или фломастера с помощью взрослого

Работа по формированию графомоторных навыков. Удерживание карандаша или фломастера с помощью взрослого

Работа по формированию графомоторных навыков. Удерживание карандаша или фломастера с помощью взрослого

Работа по формированию графомоторных навыков. Удерживание карандаша или фломастера с помощью взрослого

Координация движений и развитие мелкой моторики. Зрительно-моторная координация: рука - глаз. Развитие взаимодействия двух рук

Координация движений и развитие мелкой моторики. Зрительно-моторная координация: рука - глаз. Развитие взаимодействия двух рук

Координация движений и развитие взаимодействия двух рук.

Координация движений и развитие моторики.

Координация движений и развитие мелкой моторики. Зрительно-моторная координация: рука – глаз.

Координация движений и развитие мелкой моторики.

Координация движений и развитие мелкой моторики. Зрительно-моторная координация: рука – глаз.

Координация движений и развитие мелкой моторики. Зрительно-моторная координация: рука – глаз.

Понимать и выполнять словесные указания: Знакомство с понятиями «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под»

Понимать и выполнять словесные указания: Знакомство с понятиями «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под»

Координация движений и развитие мелкой моторики. Развитие взаимодействия двух  рук.

Понимать и выполнять словесные указания: Знакомство с понятиями «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под». Зрительно-моторная координация рука – глаз.

4

Альтернативная коммуникация.

«Покажи картинку»

«Мебель»

«Посуда»

«Овощи»

«Животные»

«Игрушки»

Я и мое имя, моя фотография

«Цвет»

«Форма»

«Величина»

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

Работа по формированию понимания речи: «Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» хлеб? чем ты ешь суп?» Понимание слов, обозначающих предмет. Выбор картинки с заданным словом.

Расширение понимания речи. Понимание обобщающих понятий элементарный выбор картинок по теме «Мебель» (с помощью)

Расширение понимания речи. Понимание обобщающих понятий элементарный выбор картинок по теме «Посуда» (с помощью)

Расширение понимания речи. Понимание обобщающих понятий элементарный выбор картинок по теме, «Овощи» (с помощью)

Расширение понимания речи. Понимание обобщающих понятий элементарный выбор картинок по теме «Животные» (с помощью)

Расширение понимания речи. Понимание обобщающих понятий элементарный выбор картинок по теме «Игрушки» (с помощью)

Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии. Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением

Расширение понимания речи. Понимание слов, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый). Элементарный выбор картинок с изображением предметов разных цветов

Расширение понимания речи. Понимание слов, обозначающие признак предмета по форме. Элементарный выбор картинок с изображением формы и кубиков (с помощью)

Расширение понимания речи. Понимание слов, обозначающие величину предмета. Элементарный выбор картинок с изображением предметов разной величины (большая кукла-маленькая кукла) (с помощью)

5

Двигательное развитие

Построение в колонну по одному.

Ходьба в колонне по одному.

Бег в колонне по одному.

Передача предметов

Прыжки с ноги на ногу

Одновременное сгибание и разгибание  пальцев.

Прыжки через предметы

Прыжки через предметы

Ползание на четвереньках.

Прыжки на двух ногах.

Упражнения в равновесии

Броски мяча двумя руками вверх.

Броски мяча об пол и ловля двумя руками.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Построение в колонну.  Коррекционная игра «Найди свое место».

Ходьба за учителем в колонне по одному в заданном направлении. Коррекционная игра «Найди свое место».

Бег за учителем в колонне по одному в заданном направлении. Коррекционная игра «Самолеты».

 Размыкание и смыкание в колонне. Передача предметов в шеренге. Корригирующие упражнения: движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

Прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Бег на носках.

Коррекционная игра «Невод»

Развитие координации движений. Развитие моторики. Развитие взаимодействия двух рук.

Запрыгивание и спрыгивание с низких устойчивых предметов.

Ходьба перекатом с пятки на носок. Коррекционная игра «Мишка на льдине».

Запрыгивание и спрыгивание с низких устойчивых предметов. Перепрыгивание двумя ногами через веревку, лежащую на полу. Коррекционная игра «Море, берег.»

Ползание на четвереньках. Корригирующие упражнения: круговые движения кистью. Развитие координационных способностей. Развитие мелкой моторики рук.

Прыжки на двух ногах на месте и через веревочки с продвижением вперед. Ходьба приставным шагом правое, левое плечо вперед. Коррекционная игра «Горячий камень».

Ходьба по веревке выложенной змейкой руки в стороны. Коррекционная игра «По местам»

Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками.  Игра «Охотники и зайцы

Разучивание. Броски мяча об пол и ловля двумя руками.

6

Диагностика

4

Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

коррекционно-логопедического процесса

1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 215.

2. Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960. — 227с.

3. Забрамная С. Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. с. 5-18).

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – Спб.: Речь, 2003. – 391с.

5.Малер А.Р., Цикотог.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 208 с.

6.Маллер А. Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков. Тезисы докладов конференции «Изучение личности аномального ребенка». — М., 1977. 157с.

7.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М, 1992, 158с.

Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида //Дефектология. — 1995. — № 5.

8.Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. — М., 1996. 253с.

9.Основы специальной психологии: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.

10.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектол. ф-овпед. ин-ов/ под ред В.В, Воронковой – М.: 1994 416с.

11.Специальная психология: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского – М.: Издательский центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью для 7-9 классов для учителей- дефектологов коррекционных школ,реабилитационно-образовательных центр...

Адаптированная рабочая программа "Коррекционно- развивающие занятия" для детей с умственной отсталостью 2 "А" класс.

Рабочая программа для проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми имеющими умственную отсталость....

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 8 класс

Программа разработана для учебника для обучающихся VIII вида. Автор В.В.Эк...

Адаптированная рабочая программа основного общеобразовательного образования для детей с умственной отсталостью. 8 класс.

Пояснительная записка и тематическое планирование для учителей-дефектологов для работы с детьми с умственной отсталостью 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для детей с умственной отсталости 6 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Данная программа учитывает психофизич...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...