Конспекты для проведения занятий по формированию социально-бытовых навыков у подростков с ТМНР
план-конспект

Корчагина Анастасия Валерьевна

Индивидуальные занятия проводимые ежедневно в условиях стационара. Время зантий - 10-15 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_sots-byt_navykov.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гигиенических умений (умывание, чистка зубов, туалет)

Конспект занятия 1.

Применение предметов личной гигиены

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.

Задачи коррекционной работы

Учить узнавать и распознавать предметы личной гигиены (полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).

Приемы: проговаривание в сопровождении показа названия предмета личной

гигиены: “это зубная щетка”, “возьми мыло,”и т.д.

1.Игровые упражнения: «Открой тюбик с зубной пастой», «Найди зубную щетку и т.д. среди других предметов».

2.Действия с предметами личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, наклеивания картинок) для их украшения

3.Игровые упражнения (работа с рисунками): «Найди свою щетку» и т.д.

Практические ситуации: «Где полотенце?» и т. д.

Конспект занятия 2.

Использование предметов личной гигиены по назначению

 Цель - учить детей правильно использовать предметы личной гигиены (мыло, полотенце)

Задачи коррекционной работы -в        ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи

Педагогов (взрослых) учим        детей        правильно        использовать предметы личной гигиены.

Игровые упражнения: «моем руки кукле Маше»; «моем лицо кукле Маше», Игры,  с  использованием  полотенца:  «Купаем  куклу  Катю»,  «Мишка  вымыл лапки», «Вытираем руки(лицо)».«Почистим кукле зубки»,

Игры с использованием мыла: «У зайки грязные лапки», «Кукле Кате моем ручки» (лицо)

т.д.

Конспект занятия 3.

Соблюдение гигиенических умений и навыков

Цель - формируем навык - мыть руки

Задачи: учить

-пользоваться краном в практической деятельности.

-пользоваться мылом в ходе режимных моментов и в специально созданных игровых ситуациях.

-пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.

-формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук с подкреплением символическими (графическими) знаками, словесным подкреплением

Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по

алгоритму.        

Встать позади ребенка и взять своими        руками        руки        ребенка,

проделать вместе с ним следующее:

  • включить воду;

  • подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой руки!”;

  • помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;

  • потереть мыло между ладоням, снова положить на раковину;

  • потереть тыльную сторону одной ладони об другую, мыльную ладонь;

  • повторить действие с тыльной стороной ладони;

  • подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую,

  • пока не смоется вся пена;

  • поощрить ребенка, закрыть кран.

Конспект занятия 4.

Соблюдение гигиенических умений и навыков

Цель - формируем навык - учим умываться Задачи: учим

-пользоваться краном в практической деятельности.

-пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.

-формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья лица с подкреплением символическими (графическими) знаками, словесным подкреплением

Практические  упражнения  по  формированию  правильного  мытья лица  по  алгоритму  аналогичному  алгоритму  мытья  рук.  

Встать  позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:

  • включить воду;
  • подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой лицо!”

  • подставить под воду обе руки и споласкивать их, приложить обе руки к лицу,
  • поощрить ребенка, закрыть кран.

Закрепление приемов мытья рук (лица) на кукле.

Игра “Водичка, водичка, умой моё личико!” (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму). Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).

Занятие 5.

Формируемое умение - умение чистить зубы

Задачи коррекционной работы

-формировать        у        детей        умение        распознавать        свою        щетку        по        личному

символическому знаку,

-брать и правильно удерживать её,

-выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов, Последовательность выполнения действий при чистке зубов по алгоритму:

Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:

  • включить воду;

  • помочь ему взять зубную пасту,

  • открыть колпачок, положить зубную пасту на край раковины помочь ему взять зубную щетку одной рукой; взять зубную пасту, выдавить из тюбика немного пасты на щетку.
  • Взять щетку правильно.

  • Положить ее в рот.

  • Водить щеткой слева направо

  • Водить щеткой сверху вниз

Подготовительные упражнения: «Выдави пасту из тюбика», «Сожми резиновую игрушку», «Надави на тюбик» практические упражнения: ощупывание зубов; постукивание по зубам; рассматривание зубов перед зеркалом; чистка зубов щеткой без пасты. Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные

действия с педагогом по выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).

Занятие 6.

Формируемое умение - учить пользоваться туалетом (для воспитанниц

Карина Б, Кристины С)

Цель- учить пользоваться туалетом

Задачи коррекционной работы. Учить сигнализировать о своей потребности с помощью карточек Пэкс (Карина Б.) и символического предмета «туалет» (Кристина С.) Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом. Учиться раздеваться перед туалетом с помощью педагога. Учить садиться (подниматься) с горшка (Карина Б.)

Практические занятия  формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом воспользоваться туалетом

Чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях Карина Б. общается с помощью карточек Пэкс. Согласие-удачу подкрепляли похвалой. Кристина С. Пока только осваивает карточки и не умеет ими пользоваться

Практические упражнения: снятие и одевание простой одежды.

Конспект занятия 7.

Формирование навыка приема пищи ложкой и питья из чашки.

Формируемое умение - учить пользоваться ложкой и пить из чашки, держа

ее двумя руками, во время еды

Цель - формировать у детей навык приема пищи.

Задачи коррекционной работы.

Знакомить детей с назначением предметов посуды (ложка, вилка, чашка, тарелка) практической и игровой деятельности. Формировать у детей умение пользоваться ложкой, чашкой.

Использование знака (показ «ложки») для привлечения внимания детей к моменту приема пищи.

Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений (пред действия по формированию умения приема пищи) развитие мелкой моторики и захвата, упражнение “Переложи игрушку”; упражнение

«Гирлянда для елки», «Собери бусы», «Поймай рыбу»,

«Достань фасоль из банки»

Умение пользоваться ложкой по алгоритму

  • сесть рядом с ребенком, поместить ложку в его руку, а другую руку

  • положить сбоку от миски;

  • держать руку ребенка своей рукой;

  • наполнить ложку едой зачерпывающим движением справа-налево;
  • поднести ложку ко рту ребенка и дать ему есть содержимое пищи;
  • опустить ложку в миску и дать ребенку время проглотить пищу.

Умение пользоваться чашкой по алгоритму:

  • поместить чашку рядом с ребенком, чтобы он смог легко дотянуться до нее

взять его руки в свои и помочь ему удерживать чашку своими руками

Конспект занятия 8

Формируемый навык - одеваться и раздеваться в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности, застегивать и расстегивать молнии, липучки

Цель - формировать навык одевания и навык раздевания Задачи - коррекционной работы.

Учить детей одеваться (засовывать руки в рукава и ноги в штанины) навык одевания и навык раздевания выполнять процесс одевания и

раздевания зимней одежды (пальто, шуба, шарф, варежки, сапоги); весенне-осенней одежды (куртка, шапка, джемпер, брюки, колготки, ботинки); летней одежды (майки, трусы, платье, носки, тапочки рубашки, сандалии, шорты, кофта), используя речевую инструкцию, символические знаки, жесты.

Подготовительные упражнения (преддействия по формированию умения одеваться и раздеваться): упражнение        “Переложи        игрушку”        (развитие        сгибательных и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов);упражнение        «Гирлянда»,        «Бусы» (захватывание предметов        щепотью, согласованность работы обеих рук); упражнение “Покати шарик” (захватывание всеми пальцами больших шаров, захватывание щепотью маленьких шариков, соотнесение размера шара);

Умение надевать штаны по алгоритму:

  • посадить ребенка на стульчик;

  • сопровождать каждое действие, когда правая нога ребенка будет просунута в

  • штанину, попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;

  • взять обе руки ребенка и положить их на резинку штанишек;

  • попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть штанишки вверх;

  • положить, если у ребенка не получается, свои руки поверх рук ребенка и натянуть

  • штанишки вместе;

Закрепление приемов одевания и раздевания в игровой деятельности.

Игра «Кукла ложиться спать» (совершенствовать умение раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать штанишки, колготки, платье и т.д.).

Игра «Оденем куклу на прогулку» (закрепить алгоритм одевания).

Конспект занятия 9.

Умение застегивать и расстегивать застежки, пуговицы, молнии,

«липучки»

Развивать активность детей в процессе выполнения имитационных упражнений (расстегивания и застегивания молний, липучек, пуговиц и т.д.).

Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе). Использование имитационных упражнений.

Подготовительные упражнения (действия по формированию умения расстегивать и застегивать молнии, липучки):

упражнение «Нанизывание бусин», «нанизывание бочонков», «Переложи игрушку» (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур, тренировка «пинцетного» захвата); Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки. Игра «Застежки»

Умение застегивать молнию по алгоритму: взять основание “молнии” левой рукой; в правую руку взять язычок “молнии”; вставить одну часть застежки в другую; потянуть “молнию” вверх.

Умение застегивать липучку по алгоритму:

  • взять прилипающую часть липучки в правую руку;

  • продеть ее конец в железную петлю застежки;

  • потянуть вперед;

  • прижать липучку ко второй ее половине.

Закрепление умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы в игровой деятельности. Игра «Застежки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социально-бытовых навыков"

«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида»             Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...

Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате

Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....

Формирование социально-бытовых навыков у подростков с ТМНР. Магистерская диссертация.

В магистерской диссертации исследование особенностей формирования социально-бытоавых навыков у подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях стационара. Разработана и апробирова...