Использование стимулирующего подхода, вызывающего позитивную реакцию ученика в преодолении речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ.
опыты и эксперименты

Манчук Алла Викторовна

Опыт работы по использованию стимулирующего подхода, который заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть ре­чевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всесто­роннее его развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Стимулирующий подход41.7 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование стимулирующего подхода, вызывающего позитивную реакцию ученика в преодолении речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ. Учитель-логопед Манчук А. В.

    Одной из главных задач логопедии является разработка вопросов организации логопедической помощи. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

   Стимулирующий подход заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Это фактор вызывает позитивную реакцию ученика и исполняет роль рычага воздействия,  чтобы ребенок главное научился учиться. Для этого созданы:

  • система выстраивания разветвленной среды стимулирующего воздействия:
  • стимулы (отдельные предметы, действия логопеда, родителей);
  • образовательное пространство, где есть место игре, занимательности, инициативе, атмосфере доверия и комфорта, радости;
  • атмосфера, в которой пышно расцветают силы ребенка, бодрость духа, стремление к достижению.
  • современные презентации для образовательных целей.

Обеспечен индивидуальный подход и минимизация рисков для здоровья.

Оказывается своевременная дифференцированная помощь детям с отклонениями в развитии. Осуществляется координация сотрудничества триады «педагог-ребенок-семья».

   Для стимулирования детей использую: принцип развития; принцип системного подхода; принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия. Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаться дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Средства стимуляции усиления активизации коррекционной деятельности:

  • занимательно-практические задания для развития учебной деятельности и формирования компетентностей детей с использованием технологии проблемного обучения: шифровки, конструкторы, головоломки, лабиринты и др.;
  • использование ИКТ, включает: обучающие презентации, слайды, тексты, фоторолики, подборки картинно - музыкального сопровождения и картинно-графических схем, выполнение поисковой графики;
  • использование сказочных персонажей, звуковых эффектов, скороговорок с мнемотехническими схемами и комплекс живительных звуков, нейроигры, звуковые дорожки, слоговые таблицы, музыкальные плакаты и др.

Результаты:

  • Главный результат - создана инновационная стимулирующая среда, которая позволяет на качественно новом уровне повысить мотивационную активность ребенка через организацию коррекционно-развивающего процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
  • Кабинет оснащен современным оборудованием, что повысило качество обучения и коррекции, этот процесс стал не только интересным, но и более комфортным.
  • Используются в работе по логопедической коррекции информационные компьютерные технологии, инновационные и нетрадиционные методы обучения, что привело к интенсификации усвоения лексического и грамматического материала и позволило добиться более значительных результатов, повысить эффективность логопедической помощи.
  • Оформление адаптационной детской карты и стимулирующей среды помогло появлению позитивного эмоционального статуса каждого учащегося.
  • Координация  работы по взаимодействию логопеда с родителями и учителями обновило целенаправленную коррекцию различной речевой патологии у младших школьников.
  • Сюжетно-тематические занятия с элементами национальных традиций  и индивидуально-дифференцированного сопровождения  детей ускорило формирование их компетентностей.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.

Список используемой литературы:

1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. –М., 2006.

2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. –М, 2006.

3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей – логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007. –

4. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Обучение грамоте детей с нарушениями речи М.: ГЦ Сфера, 2008

5. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.

6. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования»: методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2007г.

7. Логопедия. Под редакцией Волковой Л. С. М., 1989.

8. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма М.: издательство АРКТИ,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми  младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так...

Использование изотерапии для преодоления тревожного состояния у младших школьников с задержкой психического развития педагог-психолог Захарова М.Г.

Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема тревожности у младших школьников с задержкой психического развития....

Рабочая программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования 1 класс

Программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования является структурным компоненто...