"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".
статья

Луденкова Светлана Сергеевна

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической практике все больше встречается детей, имеющих проблемы в усвоении школьных программ. Это дети не только с нарушением звукопроизношения, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции. Трудности овладения чтением и письмом, возникающие не из-за детской лени, а из-за нейропсихологических особенностей развития современных детей, могут остаться и во взрослой жизни.

В связи с этим  была разработана и апробирована технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции нарушений письменной речи посредством применения нейропсихологических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Светлана Сергеевна Луденкова, учитель-логопед МБОУ «Николаевская средняя школа»

«Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи».

Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи.

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической практике все больше встречается детей, имеющих проблемы в усвоении школьных программ. Это дети не только с нарушением звукопроизношения, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции. Трудности овладения чтением и письмом, возникающие не из-за детской лени, а из-за нейропсихологических особенностей развития современных детей, могут остаться и во взрослой жизни. Как же помочь таким детям? И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма. К базовым функциям относятся: готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации; зрелость серийной организации движений и действий; уровень формирования программирования и контроля произвольных действий. Трудности обучения школьников вызываются слабостью Высших Психических Функций или их компонентов. Это характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя, дефицитом внимания, трудностями переключения, отсутствием самоорганизации.

Исходя из нейропсихологического анализа системного строения ВПФ, разработаны технологии формирования базовых для обучения функций письменной речи, к ним относятся:

  • Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно - пространственной информации;
  • Зрелость серийной организации движений и действий;
  • Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;
  • Возможность поддержания рабочего состояния.

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:

  • Трудность поддержания оптимального уровня рабочего состояния.

(Характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок и они становятся наиболее грубыми).

  • Отставание функций программирования и контроля деятельности.

(Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей

памяти и трудностями переключения, самоорганизация - самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

  1. пропуск или вставка букв, слогов, слов;
  2. персеверация предшествующих букв, слогов, слов;
  3. контаминация двух слов;
  4. нарушение границ предложения;
  5. орфографические ошибки.

То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

  • Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно - пространственной информации.

Характеризуются письменные работы следующими видами ошибок:

  1. фонетическое письмо;
  2. трудности запоминания словарных слов.
  3. нахождение и соблюдение строки;
  4. колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;
  5. трудности запоминания букв и их искажение;
  6. устойчивая зеркальность букв;
  7. пропуск и замена гласных;

То есть всё то, что логопеды называют артикуляционно - акустической, акустической и оптической дисграфиями.

Работая в МБОУ Николаевская СШ и анализируя результаты диагностики устной и письменной речи обучающихся начальной школы, я сделала вывод, что трудности поддержания оптимального уровня рабочего состояния, а также отставание функций программирования и контроля деятельности являются наиболее распространёнными.

В связи с этим  была разработана и апробирована технология работы учителя-логопеда, цель которой – повышение эффективности профилактики и коррекции нарушений письменной речи посредством применения нейропсихологических упражнений.

Технология   построена с учётом следующих дидактических принципов:

  1. Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики
    Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным).
  2. Принцип системности
    Коррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.
  3. Принцип опоры на сохранные формы деятельности
    Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
  4. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка
    Учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
  5. Принцип вовлечения
    Педагог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.
  6. Принцип «замещающего онтогенеза»
    Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.
  7. Принцип комплексности
    Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
  8. Принцип «от простого к сложному»
    Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.

Технология реализуется в нескольких направлениях:  «логопед – учитель», «логопед – родители», «логопед – логопат».

В рамках взаимодействия «логопед – учитель» в системе  проводятся  выступления учителя-логопеда на  заседаниях методического объединения учителей начальной школы (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). А также – проведение индивидуальных консультаций педагогов.

В рамках взаимодействия «логопед – родители» проводятся выступления учителя-логопеда на  родительских собраниях в 1 – 4 классах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

На данных собраниях и консультациях логопед раскрывает значимость   развития ВПФ в операции письма, а также проявление его недостаточной сформированности в специфических ошибках на письме и как следствие – снижение успеваемости ребёнка по русскому языку и чтению. Логопед убеждает  родителей в необходимости проведения нейропсихологических упражнений во внеурочное время в домашних условиях, приводит примеры различных видов упражнений. На собраниях и консультациях родителям предлагается выполнить некоторые упражнения с целью понимания правил и практического применения   упражнений самими родителями.

В рамках взаимодействия «логопед - логопат»  систематически  проводятся коррекционно-развивающие занятия, на которых, применяя различные педагогические технологии, приёмы, нейропсихологические упражнения, логопед  формирует базовые функции для обучения чтения и письма, поддерживает оптимальный уровень рабочего состояния, а также формирует и развивает функции программировании и контроля деятельности.

Описанная технология работы позволяет повысить у логопатов  готовность к переработке слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации, значительно улучшить выполнение серийной организации движений и действий, функции программирования и контроля произвольных действий,  и как следствие этого – эффективность профилактики и коррекции  акустической и артикуляторно-акустической дисграфии, оптической дисграфии и дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза.

Результативность данной технологии представлена в таблице 1.

Учебный год

Движение обучающихся

ОНР

(1 кл.)

Нарушения письма и чтения, обусловленные ОНР (2-4 кл.)

Итого

2018/2019

Зачислено в логопункт

14

30

44

Отчислено из логопункта

0

15

15

2019/2020

Зачислено в логопункт

15

25

40

Отчислено из логопункта

0

19

19

2020/2021

Зачислено в логопункт

12

26

38

Отчислено из логопункта

0

21

21

Таким образом, количество обучающихся с положительной динамикой  и устранёнными нарушениями письма и чтения  ежегодно увеличивается.

Данные представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

 

Анализ результативности  коррекционно-развивающего процесса  пока-зал, что эффективность  логопедической  работы     в 2018-2019 учебном году  составила 34%, в 2019-2020 учебном году – 47,5%, а  в 2020-2021 учебном году – 55,2%.

Анализ письменных работ обучающихся начальной школы показывает, что количество ошибок, обусловленных слабостью Высших Психических Функций, значительно уменьшилось во 2-4 классах. В письменных работах обучающихся 1-х классов наблюдается незначительное количество таких ошибок.

Таким образом, эффективность применения нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с  обучающимися начальной школы выражается в повышении эффективности профилактики и коррекции нарушений письменной речи.

Литература:

1.        Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// М., 2001.

2.        Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.

3.        Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.

4.        Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

«Особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха в условиях перехода на ФГОС на уроках истории»

В докладе раскрываются особенности коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха....

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...