Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития.
статья

Корчагина Анастасия Валерьевна

статья в журнале "Логопед "(ноябрь 2021г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_03.05.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития

Корчагина АВ/ Korchagina A.V – воспитатель, Уральская А.И. / Uralskaia A.I. - воспитатель, Государственное казенное учреждение Центр содействия семейному развитию «Дом детей»

ЗАО, г. Москва

Аннотация: в статье представлен опыт работы по формированию навыков самообслуживания у детей и подростков с тяжелыми интеллектуальными и двигательными нарушениями.

Ключевые слова: Формирование навыков самообслуживание, двигательные нарушения, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, социализация

   На данный момент нет единого мнения относительно понятия "тяжелые множественные нарушения развития «в специальной литературе. В широком смысле этот термин охватывает лиц с сочетанными нарушениями в двигательной, сенсорной и интеллектуальной сфере (Базилева Т.А., Левченко И. Ю., Жигорева М. В., Ткачева В. В.)

   Современные исследователи отмечают обязательность создания специальных условий для обучения детей данной категории. Одной из особенностей их является необходимость уделять особое внимание формированию жизненных компетенций в бытовых ситуациях, которые возникают ежедневно: уход за собой, одевание и раздевание, поход в магазин, покупка продуктов, приготовление пищи, общение. Формирование этих жизненных умений и навыков обеспечивает становление активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Наиболее актуальными и необходимыми из жизненных компетенций для детей с ТМНР являются навыки самообслуживания, формирование которых является основным направлением в работе педагогов, дефектологов, специальных психологов.

   Вырастая из удовлетворения естественных нужд, навыки самообслуживания превращаются в инструмент самостоятельности и независимости ребенка. Развивая навыки самообслуживания, мы учим ребенка удовлетворять свои естественные нужды в пище, тепле и др., и формируем на базе биологических потребностей социальные. Именно в процессе взаимодействия ребенка и ухаживающего за ним взрослого при выполнении деятельности, связанной с ежедневными гигиеническими процедурами и приемом пищи, происходит первая передача ребенку специфических человеческих способов деятельности.

   Навыки самообслуживания являются также предметно-практической деятельностью, осуществляемой сначала руками матери, а впоследствии и самим ребенком, на базе которой формируются уже высшие психические функции. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих мире, обогащать их сенсорный опыт, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и подражание, учить ребенка ориентировке на образец и соблюдению определенной последовательности действий. Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности происходит в процессе обучения предметно-практической, игровой и доступной трудовой деятельности. В процессе предметной деятельности формируются эти очень полезные и нужные всем детям навыки.

Ребенок учится восприятию предметов. Это фиксация взгляда на предмете и слежение взглядом за его передвижением. Для формирования этого навыка используются ярко окрашенные и звучащие предметы – погремушки, колокольчики. Затем происходит исследование предмета (зрительное, оральное, обонятельное и т.д.) и узнавание его свойств, соотнесение двух одинаковых предметов, представление об их похожести, одинаковости. Одновременно происходит обучение действиям с предметами. Сначала действие производится с помощью педагога, затем самостоятельно.

    Необходимо обучать детей и подростков с ТМНР действиям с предметами, например, такими как бросание, вращение, откручивание. Также действиям, таким как закручивание, открывание, закрывание, нажимание, надавливание, сжимание предмета, и т. д.

 При обучении предметно-практической, игровой и доступной трудовой деятельности развиваются качества эмоционально-волевой сферы: мотивация, усидчивость, способность работать длительное время и качественно, доводить начатое дело до конца.

Формирование социально — бытовых навыков это условие перехода от низших к высшим уровням развития психической деятельности, и представляет собой целостный процесс взаимодействия качеств, которые формируются у ребенка. Для детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития — это особенно важно. Наиболее значимое для них событие — это овладение навыками самообслуживания для приспособления к ежедневной жизни.

Наш подход состоит в том, что ребенок постоянно выполняет всю цепочку действий, связанных с самообслуживанием, но при этом усиленное внимание обращается на тренировку и совершенствование операций, входящих в зону актуального развития.

Развитие навыков самообслуживания у детей с тяжелыми интеллектуальными и двигательными нарушениями процесс длительный и неравномерный. Гиперопека, стремление все сделать за ребенка со стороны взрослого приведет к тому, что Л.С. Выготский называл «социальным вывихом». В итоге он не освоит полезного и нужного ему навыка и не сможет социализироваться, быть адаптированным в обществе. Забота о ребенке и его благополучии выражается в том, чтобы дать ему возможность освоить навыки самому.

При обучении навыкам самообслуживания важно соблюдать следующие принципы:

1) каждый навык делится на мелкие операции, из которых состоит. Ребенок осваивает их последовательно и длительно, пока каждая операция не будет окончательно освоена.

2) навык, которому мы обучаем, должен быть конкретно определен, с максимальной точностью. Например, нужно научиться не навыку самостоятельно есть, а подносить ложку от тарелки ко рту.

3)у ребенка должна присутствовать готовность к освоению навыка в момент научения, своего рода "настрой". Если он устал или плохо себя чувствует, то надо дать ему отдохнуть и подождать готовности к занятиям, так как мотивация к занятиям и освоению навыков очень важна.

4) Алгоритмизация действий, их постоянство, четкая последовательность.

Для формирования операций навыка мы используем такие приемы как:

1) Показ, а именно непосредственная демонстрация действия. Сотрудничество с ребенком. Принятие и понимание действия ребенком.

2)  «Рука в руке». Проводим обучение с постепенным ослаблением физической поддержки. Необходимо предложить задание (принимая во внимание готовность ребенка к выполнению заданию). Встать возле него, взять его руку (а именно, тыльную сторону ладони) и физически помогать выполнить задание, направляя его руку. В этот момент, важно следить, чтобы ребенок был готов к действию. Данный приём позволяет ребенку почувствовать, что он выполняет задание сам, и дает ему ощущение собственной успешности, при этом он чувствует готовность взрослого помогать.

Сева Д., 18 лет. Синдром Дауна, тяжелые двигательные нарушения неврологического характера, глубокая умственная отсталость. Мальчик в основном сидит в специальном кресле или на диване, сам не ходит, стоит с поддержкой, хорошо опирается на ноги. Зрение отсутствует почти полностью.

Фон настроения ровный, положительно окрашенный.  Поддерживает контакт по настроению, способен к общению на эмоциональном уровне. Реагирует только на тех взрослых, которых знает хорошо. Часто пребывает в стереотипных движениях (раскачивается, если берет руку взрослого - хлопает в ладоши, играет с ним в “ладушки”). Производит стереотипные звуки. Мало пользуется зрением, в основном ориентируется на слух. Обращенную речь, простые инструкции не понимает, в пространстве плохо ориентируется. Экспрессивная речь не развита. Познавательная активность присутствует на минимальном доступном ребенку уровне, предметами (кроме ложки) не интересуется, может ненадолго взять в руки игрушку и производить с ней нецеленаправленные манипуляции. Внимание неустойчивое, концентрации нет. Утомляемость высокая. С другими детьми взаимодействует избирательно. Кушает протёртую пищу, хорошо держит ложку сам, и доносит её до рта. До недавнего времени кушал с поддержкой взрослого, сейчас ест самостоятельно, так как научился зачерпывать и теперь кушает самостоятельно.

Сева умываться не любит. Умывание, само по себе, достаточно сложный для освоения навык. В данном случае действовали, следуя определенному алгоритму. Во время умывания, утром и вечером, Сева проявлял агрессию. Мы стали рассказывать Севе, что сейчас будем делать: "Сева, сейчас утро (вечер) ты проснулся, оделся, мы едем в ванну, мы будем умываться. Потом Севе разъясняли, что мы вместе будем делать: “откроем кран, включим воду, чтобы умываться и будем чистить зубы...”. Постепенно Сева привык к умыванию и стал самостоятельно держать щетку в руках. Это первый этап в освоении навыка.

Кристина Т., 14 лет. ДЦП, спастический тетрапарез, порок развития головного мозга, глубокая умственная отсталость. Содружественное расходящееся косоглазие. Девочка постоянно находится в специальном кресле, с трудом держит голову поднятой. С Кристиной легко установить эмоциональный контакт, отзывается на свое имя, поворачивает голову, фокусирует взгляд на лице взрослого. Контакт доставляет ей удовольствие. Очень доброжелательная и улыбчивая. Понимает обращенную к ней речь, выполняет простые инструкции. Может показать на картинке нужный предмет, некоторые предметы может назвать. Знает цвета, части тела, формы, соотносит размер. Экспрессивная речь представлена отдельными словами, звуками, также девочка осваивает фразовую речь, но артикулировать ей очень сложно из-за физиологических дефектов. Хорошо ориентируется в пространстве. Узнает всех знакомых ей людей. Знает, как их зовут. Мнестические функции сохранны, есть навык подражания. Может воспроизводить изолированные звуки. Что касается мелкой моторики, девочке сложно ее развивать, репертуар движений ограничен. Игровая деятельность развита, познавательная активность присутствует на максимально доступном для ребенка уровне. Внимание у девочки устойчивое, присутствует кратковременная концентрация внимания во время занятий, однако быстро утомляется. Каждые 7-9 минут требуется перерыв.

   Сначала мы чистили Кристине зубы сами, далее использовали метод “рука в руке”, с постепенным ослаблением помощи со стороны взрослого. Теперь Кристина чистит зубы самостоятельно при минимальной поддержке педагога.

Амантур Б.,11 лет, тяжелая форма двигательных нарушений, спастический тетрапарез, глубокая умственная отсталость, гидроцефалия. Легко устанавливает эмоциональный контакт. На свое имя реагирует, поворачивает голову, фокусирует взгляд на лице взрослого. Сам не ходит, сидит в специальном кресле-коляске. Эмоциональный фон ровный, в основном положительно окрашенный. Мальчик доброжелательный, много улыбается. Обращенную речь частично понимает, экспрессивная речь не развита. На высоком уровне развит навык подражания, он пытается повторять все, что показывает взрослый (доступный ему репертуар движений и предметной деятельности с игрушками).  Игровая деятельность развита хорошо, познавательная активность присутствует на высоком уровне. Его легко заинтересовать, внимание у него произвольное, устойчивое, концентрация высокая, но непродолжительное время. Мнестические функции сохранны, мальчик помнит то, что делал на предыдущей неделе, воспроизводит движения. Утомляемость достаточно высокая, но с каждым разом внимание на игре мальчик способен удерживать все дольше и дольше. Любит наблюдать за другими детьми и за взрослыми, всегда старается привлечь внимание взрослых. Ест самостоятельно протёртую пищу.

   Но до недавнего времени, Амантур категорически отказывался кушать сам. Было сложно его накормить. Как мы поняли, он отказывался кушать, потому что процесс еды был прочно связан с принятием таблеток, которые обычно разносит медсестра перед завтраком, обедом и ужином.

Мы решили разделить эти две ситуации. Теперь Амантур принимает таблетки в игровой комнате после еды. Он начал понимать, что завтрак, обед и ужин — это приятно и вкусно.  Возникла мотивация - естественное стремление кушать, Он вскоре начал сам есть ложкой, так как не испытывал негативных эмоций и затруднений при этом. Непринятие лекарства сохранилось, но стало значительно меньше.

Навыки, которые наши воспитанники осваивают, помогают им в жизни становиться более самостоятельными. Они расширяют их возможности, позволяют узнавать что-то новое о себе и окружающем мире.

Библиография:

1. Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: «Просвещение», 2008.

2. Жигорева М.В. И.Ю.Левченко Дети с комплексными нарушениями: диагностика и сопровождение, М.2016

3. Переверзева М.В. Диагностика и формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М.В. Переверзева – 2019.

4. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практическое руководство / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Ленато. – 1998. – 165с.

5. Ткачева В.В. Пропедевтический этап в ранней профориентации обучающихся. Методическое пособие М.: – ФГБНУ ИКП РАО 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

«Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»    Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на ре...

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии  Важной задачей в работе с детьми с ...

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.

Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР....