Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья

С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горлач Н.А., педагог-психолог, учитель

ГБОУ школы № 4 Василеостровского района

Санкт-Петербург

Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Во втором подразделении нашей школы обучаются дети с умеренной и глубокой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). На протяжении более двадцати лет мы работаем с семьями детей. Мы постоянно ищем новые формы сотрудничества с родителями, ищем ресурс для каждого из них [1].

С нашей точки зрения из-за особенностей психического развития детей с ТМНР родителям данной категории детей с ОВЗ приходится наиболее тяжело. Отцы обеспечивают семью финансами, а матери занимаются воспитанием детей. Но, к сожалению, часто бывает так, что ребенка воспитывает только мама, так как отец не выдерживает чрезмерного напряжения и уходит. В таких семьях складывается чрезвычайно сложная жизненная ситуация.

Иногда и подруги, не понимая до конца всех проблем, которые обрушились на плечи женщины, отдаляются, и круг общения становится все уже.

Вместе с тем, с другой стороны, человеческое стремление к душевному контакту редко осуществляется полностью. Некоторым матерям очень трудно разделить свои переживания даже с родителями и близкими. Им хочется в собственном ребенке найти существо, способное на тонкую душевную близость и понимание. Такая надежда могла сформироваться в воображении еще до рождения ребенка. Эта надежда рушится из-за относительной неспособности отсталого ребенка к общению или из-за его невозможности ответить на попытки родителя достигнуть полного взаимопонимания [2]. Таким образом, некоторые матери оказываются в социальной изоляции. Мы всячески пытаемся расширять круг общения родителей, в том числе и со студентами [3].

Для каждого человека важно не только общаться, но и развиваться, получать новые знания, реализовать себя, а некоторые матери детей с ТМНР не имеют такой возможности.

 

Казалось бы, Санкт - Петербург - уникальный город. Жители нашего города имеют множество возможностей для гармоничного развития и самореализации. И многие родители детей с ТМНР тоже используют эти возможности: посещают спектакли, концерты, музеи и др. Но, к сожалению, не все имеют такую возможность. В силу сложившейся сложной жизненной ситуации некоторые родители (имеем ввиду одиноких матерей), воспитывающие детей с ТМНР, при всем своем огромном желании просто физически не могут себе это позволить. Так как практически все свое время они проводят со своими детьми. Мы, конечно, понимаем, что они: родители детей с ТМНР и родители детей массовых школ, всегда будут в разных условиях. Потому, что в семьях, где растут здоровые дети, наступает время, когда они вырастают и уходят из семьи. А в семьях, воспитывающих детей с ТМНР, этого никогда не происходит, потому, что их дети всегда остаются детьми (М.В. Сорокин, 1998) (4). То есть, у родителей, чьи дети выросли и ушли из семьи, появляется возможность (если по каким-либо причинам они не могли позволить себе это в молодости) уделять себе и развитию своих талантов гораздо больше времени. У родителей, воспитывающих детей с ТМНР, таких возможностей гораздо меньше. Принимая во внимание это, мы пытаемся, пусть в очень незначительной степени, но сократить этот разрыв, пытаемся всячески помочь родителям второго подразделения школы в развитии их талантов. По мере возможности выезжаем с ними на экскурсии, концерты. Родители принимают активное участие во всех праздниках и мероприятиях школы. Но мы понимаем, что того, что мы делаем - недостаточно.

С другой стороны, некоторые родители обладают уникальными знаниями, умениями, а также они разных национальностей, воспитывались в разных культурах, у них есть чем поделиться друг с другом и мы не можем не обратить на это внимание.

Также учитываем то обстоятельство, что у родителей разные финансовые возможности: часть родителей обеспеченные, некоторые из них очень обеспеченные, но есть много и таких, кто имеет крайне скромные финансовые возможности.

Поэтому, учитывая актуальность вышеизложенной ситуации, педагогом-психологом второго подразделения ГБОУ № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга и родителями учеников школы №4 в течение последних двух лет были разработаны и проведены мастер-классы «Родитель-родителю» на различные темы [5].

Цель: показать родителям, какими знаниями, умениями они обладают, чем могут поделиться с другими. И решить для себя, чему хотели бы научиться. Предоставить родителям необходимую информацию для расширения кругозора, получения новых знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • выявить ожидания родителей от мастер-классов
  • активизировать творческий потенциал родителей
  • улучшить психоэмоциональное состояние
  • создать условия для повышения самооценки родителей
  • улучшить качество жизни родителей

Сначала был проведен подготовительный этап: беседа с родителями второго подразделения школы ГБОУ № 4

Почему у психолога возникла такая идея проводить мастер-классы «Родитель — родителю»? В тех семьях, где мать одна воспитывает ребенка с ТМНР, матери очень тяжело материально: если она не работает, то они с ребенком или детьми живут на пособие по уходу за ребенком и пенсию. Но, не менее, а может даже более тяжело, матери морально, психологически, физически. Из-за особенностей развития ребенка, часто мать не может надолго уйти из дома, иногда вообще не может выйти даже на несколько минут, не может позволить себе полноценный отдых, обучение на курсах и др.

Так как мы считаем родителей основным ресурсом для своих детей [1], свою задачу видим в том, чтобы родители всегда были в ресурсном состоянии, чтобы у них были силы и желание заниматься со своими детьми, играть с ними, развивать их. А такое возможно, когда человек счастлив, когда у него есть возможность для самореализации, когда есть время для хобби, для отдыха. Это с одной стороны.

С другой, учитывая разное материальное положение родителей, считааем, что нужно искать ресурсы и помогать наиболее нуждающимся. Поэтому, учитывая все это, педагог-психолог решила предложить родителям детей с ТМНР проводить мастер-классы друг другу.

В беседе с родителями мы говорили им о том, что все они (родители) уникальные, обладают такими знаниями и умениями, которые могут пригодиться другим. О том, что, возможно, люди нуждаются в этих знаниях, но не все имеют возможность пойти на курсы, что даже в наше время не у всех есть компьютер, интернет и не все умеют им пользоваться. О том, что в нашей стране все люди уникальные. Потому, что если оказываются в сложных ситуациях, всегда ищут выход и с достоинством выходят из этих ситуаций.

Мы предложили родителям подумать о своих умениях и знаниях, вспомнить свои профессиональные знания и хобби, и найти то, в чем они разбираются очень хорошо, чему они могут научить других.

Родители сначала стеснялись, говорили «Нет, я не могу», «Я не знаю». Психолог предложила им не отвергать идею сразу, а все-таки подумать: «На размышления у Вас одна неделя. Пожалуйста, подумайте об этом. Каждый день, в течение недели, задавайте себе вопрос: «Чему я могу научить других?» Через неделю мы встретимся и обсудим Ваши предложения. Я буду Вам очень благодарна, если вы со всей ответственностью отнесетесь к предложенному заданию. Так вы поможете не только другим, но и себе: ведь вы тоже чему-то научитесь».

Через неделю состоялась еще одна беседа с родителями, во время которой обсудили все предложения.

Потом педагог - психолог беседовала индивидуально с каждым родителем.

В процессе беседы решили:

  • Когда состоятся мастер-классы, в какой день, в какое время, продолжительность занятия
  • Темы лекций, мастер-классов для родителей
  • Содержимое раздаточного материала для родителей
  • Какие материалы нужны, в каком количестве
  • Какие инструменты нужны
  • Завершать встречи родителей обсуждением за круглым столом.

11 октября 2017 года на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга состоялся первый мастер - класс «Родитель-родителю» на тему «Изготовление тюльпанов из фоамирана». Потом родители провели еще много лекций и мастер-классов на самые разные темы:

  • Вводная лекция «Современное искусство»
  • «Современное искусство в галереях Санкт-Петербурга» (посещение выставки художницы Л. Мамоновой)
  • «Как быстро приготовить вкусную кашу?» (рисовая, пшеничная, гречневая, гречневая молочная, манная, геркулесовая)
  • «Искусство Марокко»
  • «Культура, народные традиции и обычаи Дагестана»
  • «Как приготовить Аварский хинкал?»  
  • «Как научиться петь?»

В планах провести мастер-классы: «Изготовление мимозы из ниток и цветной бумаги»,  «Как научиться фотографировать, чтобы фотографии привлекали внимание?» и др.

После каждого мастер-класса мы проводили круглый стол.

Во время круглого стола в неформальной обстановке за чашкой чая обсуждали, как и где родители смогут применить полученные знания, возможность дальнейшего взаимодействия, необходимость продолжения таких занятий для родителей.

Психолог спрашивала у родителей, что для них эти мастер-классы? Какие чувства они испытывают, когда сами обучают других:

  • мне очень приятно научить других тому, что умею я
  • повышается самооценка
  • приятно общаться с людьми, которым не безразличное мое хобби и вызывает особый интерес

Какие чувства испытывают, когда учатся у других:

  • это неоценимый опыт, которым человек с удовольствием делится
  • научиться чему-то новому всегда интересно и приятно
  • еще раз живое общение с другими людьми, у которых свои интересы и совершенно другие взгляды, нежели у меня
  • очень люблю учиться новому
  • всегда открываю для себя что-то интересное и даже неожиданное

Организуя эти мастер-классы, психолог тоже извлекла для себя урок. Когда, беседуя с родителями, от одной из женщин услышала, что она проведет мастер-класс на тему: «Как быстро приготовить вкусную кашу?», подумала, что такая тема, возможно, не очень заинтересует других. Но, после занятия, одна из матерей выразила благодарность и сказала, что эта информация ей очень нужна, так как у нее очень часто болеет ее дочь, очень много времени они проводят в больницах и поликлиниках, поэтому у нее нет времени на поиски нужных рецептов. Поэтому нельзя делать преждевременных выводов: надо всегда интересоваться мнением других, нуждаются ли они в этих знаниях.

Такие мастер-классы расширяют кругозор родителей, помогают получить дополнительные знания, умения, навыки в удобное для родителей время, пока ребенок находится в школе. Повышают самооценку, улучшают качество жизни родителей, воспитывающих детей с ТМНР. И, что очень ценно, занятия практически не требуют от родителей никаких финансовых вложений. Также эти занятия помогают родителям найти друзей по интересам, способствуют более частым встречам, общению друг с другом, способствуют отдыху души.

Литература:

1. Горлач Н.А. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. // Служба практической психологии в системе образования: Актуальные проблемы развития. XXI международная научно-практическая конференция 16-17 февраля 2017г. Россия, Санкт-Петербург.

2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков, Санкт — Петербург, Речь, 2003, с. 373.

3. Горлач Н.А., Масленникова С.А. Методическая разработка научно — практического семинара для родителей детей с тяжелыми нарушениями развития» // XXII международная научно — практическая конференция «Служба практической психологии в системе образования: Современные тенденции и вызовы» 15 — 16 февраля 2018 г.

4. Л. М. Шипицына «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Санкт-Петербург, издательство «Дидактика Плюс», Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2002, с.197-198.

5. Горлач Н.А. Сотрудничество школы и семьи детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: учебно-методическое пособие // Н.А. Горлач, Л.В. Бутятова, Л.А. Командирова, С.А. Масленникова, под ред. С.А. Масленниковой — СПб, 2018, с.39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей  неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...

Статья "Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"

В данной статье рассказывается о работе  нашего образовательного учреждения  по  введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016г. и созданию и функционированию классов для детей с тяжелыми м...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...