Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).
статья

Елена Михайловна Ощепкова

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является совершенствование системы самоопределения,  профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc131.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Ощепкова Е.М. заместитель по УВР

МКОУ Вознесенской ОШ-И

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является совершенствование системы самоопределения,  профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития. У умственно отсталых школьников профессиональные интересы незрелы, малоустойчивы, недостаточно осознаны. У них отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность.

Профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки.

Выпускники коррекционных школ не могут постичь тот уровень профессионального самопознания, который будет способствовать самостоятельному соотнесению своих профессиональных желаний со своими возможностями. Но, при этом, они способны понять важность труда, демонстрируют желание трудиться и стать полезными гражданами общества.

Профориентация обучающихся с умственной отсталостью представляет собой систему мер, «нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда», оказание помощи в трудоустройстве. Педагогическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений, а также, социально-экономическими условиями региона.

 На сегодняшний день контингент школьников с умственной отсталостью достаточно неоднороден. В нашей образовательной организации обучается 62 учащихся из Венгеровского района (43 уч.), Усть-Таркского района (2 уч.), Татарского района (4 уч.), Кыштовского района (4 уч.), Чановского района (9 уч.). Это дети и подростки, имеющие различную степень нарушения интеллектуального развития. При этом, возрастает количество учеников, имеющих сочетанные нарушения развития, тяжелые и множественные нарушения. Индивидуализация с учетом вариативности контингента, предполагает организацию различных профилей трудового обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от их психофизических возможностей, склонностей, гендерной принадлежности.

В нашей школе задачей трудового обучения является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционно-развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки, используя знания, получаемые на уроках общеобразовательных предметов. Это позволяет формировать устойчивый положительный интерес к труду, выбранной профессии.

Трудовое обучение строится на следующих принципах:

  1. Комплектование групп  с  учетом  интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся.
  2. Единство трудового обучения и самообслуживания. Трудовая практика обучающихся проходит в условиях школы-интерната.

4. Единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарно-технического состояния здания школы-интерната и пришкольного участка.

5. Ответственность за качество выполненных работ.

6. Индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, сувениров, выставочных работ и т.д.

Учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей (швейная, столярная,  СХТ).

Трудовая подготовка осуществляется по четырём  направлениям:

Швейное дело (девочки):

Учащиеся работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, владеют технологией изготовления различных швейных изделий.

Сельскохозяйственный труд:

Учащиеся изучают основные сельскохозяйственные культуры, знают агротехнику их возделывания, могут планировать сельскохозяйственные обороты.

Столярное дело (мальчики):

Учащиеся приобретают навыки работ со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками. Могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели, столярных изделий.

Цветоводство и декоративное садоводство:

Учащиеся знакомятся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, учатся приёмам их выращивания.

По окончанию 9 класса все обучающиеся сдают выпускной экзамен по трудовому обучению,  который состоит из практической и теоретических частей.

С 2016 года в нашем ОУ реализуется ФГОС О УО (ИН). На данный момент Стандарт введён в 1-7 классах. Разработана АООП, которая включает в себя обновлённый учебный план. Количество часов в неделю, отводимое на трудовое обучение следующее:

Предметные области/ предметы

1 кл.

2кл.

3кл.

4кл.

итого

Трудовое обучение  (Ручной труд)

2

1

1

1

5

Предметные области

Предметы

5 кл.

6 кл.

7 кл.

итого

7. Технологии

7.1. Профильный труд

6

6

7

19

В 8, 9 классах  продолжена  работа по изменённому региональному учебному плану для государственных и муниципальных специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся с ОВЗ  Новосибирской области на 2012-13, 2013-14 учебные годы, утверждёнными приказом Министерства Образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1602 от 23.07.2012. Количество часов в неделю, отводимое на трудовое обучение в данном учебном плане следующее:

Предметы

8 кл.

9 кл

итого

Профессионально-трудовое обучение

12

14

26

Трудовая практика (в днях)

20

20

40

Основными принципами профориентационной работы являются: оптимальное сочетание разнообразных форм работы; вариативность; систематичность и преемственность; связь профориентации с жизнью; индивидуализация и дифференциация предпрофессионального и профессионального образования, учитывая нюансы развития личности ребенка; организация сетевого взаимодействия (школа – семья – профессиональные учебные заведения – службы занятости).

Вся система работы  по самоопределению и профессиональной ориентации наших воспитанников во внеурочное время представлена в школьной Рабочей программе воспитания, где есть направление трудовое воспитание, которое предусматривает воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  1.  в Рабочую программу воспитания введён модуль «Профориентация»

В школе созданы условия для успешного профессионального самоопределения учащихся с учетом их индивидуальных способностей и интересов на протяжении всего обучения в школе.

Деятельность участников образовательного процесса по направлению

«профориентация» в нашем ОУ включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам        профориентации; профессионально-трудовое обучение; проведение внеклассных и внеурочных мероприятий по вопросам профориентации обучающихся.

Создавая условия для реализации мероприятий, по вышеперечисленным направлениям формирующие готовность школьников к выбору профессии, все педагоги школы являются профориентаторами. Целью деятельности профориентаторов является знакомство учащихся с многообразием мира профессий, при этом развивают их коммуникативные навыки и познавательные психические процессы, формируют умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения. При этом они формируют позитивный взгляд школьников на труд в социуме, охватывающий не только профессиональную, но и непрофессиональную составляющую такой деятельности. Используя такой подход к профориентационной работе, педагогический коллектив решает ещё одну педагогическую задачу, по построению образовательно-профессионального маршрута каждого ученика начиная с начального этапа обучения и заканчивая углубленной профессионально-трудовой подготовкой, как на уроках, так и во внеурочное время.

Для успешной профориентационной деятельности учитываются возрастные этапы, на которых решаются следующие задачи:

  • в 1–4 классах, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
  • в 5–6 классах, работа направлена на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: строительства, технике, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания. Создаются условия для выполнения обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку (профессиональные пробы сопровождают и следующий этап профориентационной работы, на котором отрабатываются практические действия связанные с конкретным профилем труда);
  • в 7–9 классах: происходит уточнение образовательного запроса в ходе дополнительных факультативных занятий, курсов внеурочной деятельности; групповых и индивидуальных консультаций с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся;

Основные направления профориентационной работы

Направления

Задачи

Мероприятия

Профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда)

  1. Информирование учащихся о содержании трудовой

деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий  к индивидуально- психологическим особенностям личности

  1. Информирование родителей о возможных вариантах выбора профессионального самоопределения.
  2. Знакомство учащихся с системой профессионального образования в регионе.
  1. Экскурсия в  учреждение     "Центр занятости населения Венгеровского района"
  2. Оформление школьных информационных стендов:

“Профориентация”, “Куда пойти учиться”,

«Профессии, которые нам предлагают»

  1. Встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий
  2. Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

Профессиография

1. Расширение представлений  о труде, знакомство с

наиболее популярными профессиями в

промышленности, сельском  хозяйстве, сфере

обслуживания: содержанием

профессиональной

деятельности

в различных сферах.

2. Повышение компетенции об  условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых

для овладения профессией личностных качеств, знаний, умений и навыков.

1. Подготовка и проведение классных и клубных часов по       темам, связанным с выбором профессии, направленных на осознанный выбор профессии

в соответствии с индивидуальными способностями и

возможностями, предпочтениями и

запросом рынка труда

  1. Знакомство с профессиями на уроках чтения, биологии, основ социальной жизни, социально-

бытовой ориентировки, профессионально-трудового обучения (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство),  на занятиях дополнительного образования.

  1. Проведение недели  профориентации, конкурсов по профессии, викторин и др.
  2. Конкурс рисунков «Мама, папа на работе», «Моя будущая профессия», «Мой профессиональный выбор»
  3. Организация и проведение

с учащимися выставок «В мире                     профессий».

  1. Проведение конкурса презентаций, видеороликов о

рабочих профессиях «Я выбираю      профессию рабочего».

  1. Посещение открытых онлайн- уроков «ПРОектория».
  2. Родительский всеобуч по вопросам профессиональной ориентации школьников

Профессиональная

диагностика

  1. Актуализация процесса

личностного и профессионального самоопределения.

  1. Выявление потребностей,     интересов и склонностей каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
  1. Психолого-педагогическая

диагностика интересов, потребностей и склонностей учащихся; диагностика индивидуальных возможностей и способностей.

  1. Анализ результатов диагностики              интересов и возможностей каждого учащегося; соотнесение интересов, склонностей и возможностей

каждого учащегося; соотнесение      свойств личности каждого учащегося с типами

профессий.

  1. Анализ мнения родителей, классного руководителя и воспитателей; подведение итогов            диагностической работы, подготовка рекомендаций.

Профессиональная консультация

1. Повышение компетенции; сопоставление

полученной информации с требованиями

профессии и возможностей личности.

  1. Ознакомление с результатами диагностики профессиональных

предпочтений учащихся,   родителей, педагогов.

3.Выработка рекомендаций по выбору профиля обучения.

1. Индивидуальное консультирование учащихся по

результатам диагностики, составление индивидуального профориентационного маршрута.

  1. Индивидуальное консультирование родителей по  итогам работы с учащимися.
  2. Беседа с классным руководителем, воспитателями по результатам работы с классом.
  3. Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма

«Сильные и слабые стороны выбора»; выработка конкретных шагов

на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения.

  1. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля

обучения, как основного этапа будущего профессионального самоопределения.

  1. Профконсультации для педагогов по изучению личности школьника

«Исследование готовности учащихся к выбору профессии»,

«Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»,

«Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намерений и планов».

  1. Подготовка рекомендаций  педагогам и родителям, по учету профессиональной направленности учащихся в

педагогическом процессе и в быту.

Профессиональный

подбор

  1. Определение

профессиональной пригодности, возможности и успешности обучающихся по овладению какой-либо профессиональной

деятельностью.

  1. Развитие профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для

профессионального самоопределения.

3. Коррекция

профессиональных

планов выпускников.

  1. Проведение серии

индивидуальных консультаций для учащихся.

  1. Индивидуальное консультирование родителей по    проблемам выбора образовательного

маршрута и профессионального самоопределения выпускника.

Освоение школьниками основ профессии в рамках учебных  курсов, включенных в

адаптированную основную

образовательную программу

школы, и в рамках курсов

дополнительного образования, по

пяти профессиональным сферам:

– «Человек – Человек»,

- «Человек – Техника»,

- «Человек – Природа»,

- «Человек – Знаковая система»,

- «Человек – Художественный

образ».

4. Работа с учащимися по выбору

профессионального

образовательного учреждения.

Профессиональная

адаптация

1. Адекватная самооценка

личности своей профессиональной пригодности

1. Содействие занятости и

трудоустройству выпускников  после окончания школы

             Содержание профориентационной работы включено в общешкольный

календарный план воспитательной работы, планирование мероприятий ведется с учетом запросов участников образовательного процесса.

Таким образом, главной уникальной особенностью системы работы по самоопределению  и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  является ее комплексный характер, так как в процессе ее осуществления работает ряд специалистов образовательного учреждения: воспитатели, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, деятельность которых направлена на достижение общей цели – профессиональная ориентация обучающихся.

В нашем ОУ есть определённая положительная динамика в этом вопросе.

Наши воспитанники ежегодно принимают участие в таких профессиональных конкурсах как: «Областной фестиваль профессиональной ориентации среди специальных (коррекционных) школ города и области», «Открытая областная олимпиада по профессионально-трудовому обучению среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», «Открытая областная олимпиада по социально-бытовой ориентировке среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Региональный чемпионат «Абилипикс» в Новосибирской области» Хотелось бы отметить, что наши учащиеся занимают стабильно призовые места.

Наши выпускники имеют возможность поступать в следующие образовательные учреждения;

  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Венгеровский центр профессионального обучения» по специальности мастер растениеводства
  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Доволенский аграрный колледж» по специальности штукатур, маляр
  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области "Купинский межрайонный аграрный лицей" по специальности штукатур
  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» по специальностям: рабочий зеленого хозяйства, плотник, столяр строительный, швея, штукатур, маляр, каменщик.
  • АПОУ НСО "Татарский политехнический колледж по специальности штукатур
  • ГБПОУ  НСО «Профессиональный центр обучения № 1» по специальности штукатур; маляр строительный, столяр строительны; плотник, швея, рабочий зелёного хозяйства
  • ГБПОУ  НСО «Искитимский центр профессионального обучения» по специальности хозяйка усадьбы, пчеловод, плодоовощевод; цветовод, рабочий зелёного хозяйства
  • Новосибирское профессиональное училище-интернат для инвалидов


Адрес: 630048 г. Новосибирск, ул Немировича-Данченко, 100. Телефон директора: 52-47-64

Наименование профессий и специальностей, по которым осуществляется обучение: Профессия: ПЕРЕПЛЕТЧИК, специальность - переплетчик-брошюровщик. Профессия: ПОРТНОЙ, специальность - закройщик. Профессия: ОПЕРАТОР ШВЕЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, специальность - швея по пошиву женского, детского платья. Профессия: ОБУВЩИК (широкого профиля), специальности - обувщик по индивидуальному пошиву обуви, сборщик верха обуви. Профессия: СЛЕСАРЬ, специальность - слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (бытовых машин и приборов). Профессия: ЧАСОВЩИК-РЕМОНТНИК, специальность - часовщик по ремонту механических часов.
Форма обучения: Очная. Срок обучения: 2 года (по профессии портной - 3 года)
Условия обучения и проживания: Общежитие рассчитано на 250 человек, площадь учебного корпуса 2770 кв. м, столовая вмещает 146 человек.

Набор учащихся: 251 человек.
Трудоустройство: С помощью образовательного учреждения или службы занятости, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов; свободное

Примечание - на обучение по профессии наладчик машин и оборудования (швейное производство) принимаются выпускники специальных школ для умственно отсталых детей.

Поступление выпускников в ЦПО

Кол-во выпускников

Кол-во поступивших

Учреждение

Кол-во непоступивших, (причина)

2019-2020 учебный год

9

6

ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» ( штукатур-маляр) 1 чел.

ГБПОУ НСО "Татарский политехнический колледж (штукатур) 4 чел.

ГБПОУ НСО «Венгеровский центр профессионального обучения( мастер растениеводства) 1 чел

3 (дети-инвалиды)

2020-2021 учебный год

7

5

ГБПОУ  НСО «Профессиональный центр обучения № 1» (швея)  2 чел

ГБОУ НСО "Татарский политехнический колледж (штукатур) 2 чел

ГБПОУ  НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» (сборщик мебели) 1 чел.

2 (нежелание родителей)

2021-2022 учебный год

7

6

ГБПОУ  НСО «Профессиональный центр обучения № 1» (швея, плотник)  3 чел.

ГБОУ НСО "Татарский политехнический колледж (штукатур) 1 чел.

ГБПОУ НСО «Венгеровский центр профессионального обучения ( сварщик) 1 чел

ГБПОУ  НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» ( рабочий зелёного хозяйство) 1 чел.

1 (ребёнок-инвалид)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности самоопределения и профессиональной ориентации у детей с ОВЗ

Слайд 2

МКОУ Вознесенская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 3

В нашем ОУ обучается 62 учащихся из: Венгеровского района (43 уч.), Усть-Таркского района (2 уч.), Татарского района (4 уч.), Кыштовского района (4 уч.), Чановского района (9 уч.).

Слайд 4

Задачей трудового обучения является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов.

Слайд 5

Трудовое обучение строится на следующих принципах: Комплектование групп с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся. Единство трудового обучения и самообслуживания. Трудовая практика обучающихся проходит в условиях школы-интерната. 4. Единство трудового обучения и общественно-полезного труда, направленные на улучшение санитарно-технического состояния здания школы-интерната и пришкольного участка. 5. Ответственность за качество выполненных работ. 6. Индивидуальная трудовая деятельность: изготовление праздничных костюмов, сувениров, выставочных работ и т.д.

Слайд 6

Швейное дело (девочки): Учащиеся работают на швейных машинах с различными приспособлениями, учатся их обслуживать, владеют технологией изготовления различных швейных изделий.

Слайд 7

Сельскохозяйственный труд: Учащиеся изучают основные сельскохозяйственные культуры, знают агротехнику их возделывания, могут планировать сельскохозяйственные обороты.

Слайд 8

Столярное дело (мальчики): Учащиеся приобретают навыки работ со столярными инструментами и деревообрабатывающими станками. Могут самостоятельно изготавливать различные столярные изделия, производить ремонт мебели, столярных изделий.

Слайд 9

Цветоводство и декоративное садоводство: Учащиеся знакомятся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, учатся приёмам их выращивания.

Слайд 10

Количество часов в неделю, отводимое на трудовое обучение Предметные области/ предметы 1 кл . 2кл. 3кл. 4кл. итого Трудовое обучение (Ручной труд) 2 1 1 1 5 Предметные области Предметы 5 кл . 6 кл . 7 кл. итого Технологии 7.1. Профильный труд 6 6 7 1 9

Слайд 11

Количество часов в неделю, отводимое на трудовое обучение Предметы 8 кл. 9 кл итого Профессионально-трудовое обучение 12 14 2 6 Трудовая практика (в днях) 20 20 4 0

Слайд 12

Специфические особенности и принципы профориентационной работы 4 вариативность 1 2 3 5 непрерывность комплексность индивидуальность дифференциация

Слайд 13

Специфические особенности и принципы профориентационной работы 4 оптимальное сочетание разнообразных форм работы 1 2 3 5 систематичность и преемственность организация сетевого взаимодействия (школа – семья – профессиональные учебные заведения- службы занятости) связь профориентации с жизнью

Слайд 14

Рабочая программа воспитания Направление «трудовое воспитание» Модуль «Профориентация» http://s_intern.ven.edu54.ru

Слайд 15

в 1–4 классах ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

Слайд 16

в 5–6 классах работа направлена на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: строительства, технике, сельском хозяйстве, сфере бытового обслуживания. Создаются условия для выполнения обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку (профессиональные пробы сопровождают и следующий этап профориентационной работы, на котором отрабатываются практические действия связанные с конкретным профилем труда)

Слайд 17

в 7–9 классах происходит уточнение образовательного запроса в ходе дополнительных факультативных занятий, курсов внеурочной деятельности; групповых и индивидуальных консультаций с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

Слайд 18

Содержание профориентационной работы Профессиональное просвещение ( профинформация и профпропаганда ) Задачи Информирование учащихся о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально- психологическим особенностям личности Информирование родителей о возможных вариантах выбора профессионального самоопределения. Знакомство учащихся с системой профессионального образования в регионе. Мероприятия Экскурсия в учреждение "Центр занятости населения Венгеровского района" Оформление школьных информационных стендов: “Профориентация”, “Куда пойти учиться”, «Профессии, которые нам предлагают» Встречи учащихся с их родителями - представителями различных профессий Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

Слайд 19

Профессиография Задачи 1. Расширение представлений о труде, знакомство с наиболее популярными профессиями промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания: содержанием профессиональной деятельности в различных сферах. 2. Повышение компетенции об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качеств, знаний, умений и навыков. Мероприятия 1 . Подготовка и проведение классных и клубных часов по темам, связанным с выбором профессии, направленных на осознанный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями, предпочтениями и запросом рынка труда Знакомство с профессиями на уроках чтения, биологии, основ социальной жизни, социально- бытовой ориентировки, профессионально-трудового обучения (швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд, цветоводство и декоративное садоводство), на занятиях дополнительного образования. Проведение недели профориентации, конкурсов по профессии, викторин и др. Конкурс рисунков «Мама, папа на работе», «Моя будущая профессия», «Мой профессиональный выбор» Организация и проведение с учащимися выставок «В мире профессий». Проведение конкурса презентаций, видеороликов о рабочих профессиях «Я выбираю профессию рабочего». Посещение открытых онлайн - уроков « ПРОектория ». Родительский всеобуч по вопросам профессиональной ориентации школьников

Слайд 20

Профессиональная диагностика Задачи Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения. Выявление потребностей, интересов и склонностей каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Мероприятия Психолого-педагогическая диагностика интересов, потребностей и склонностей учащихся; диагностика индивидуальных возможностей и способностей. Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося; соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося; соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. Анализ мнения родителей, классного руководителя и воспитателей; подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций.

Слайд 21

Профессиональная консультация Задачи 1. Повышение компетенции; сопоставление полученной информации с требованиями профессии и возможностей личности. 2.Ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов. 3.Выработка рекомендаций по выбору профиля обучения Мероприятия 1. Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики, составление индивидуального профориентационного маршрута. Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы с учащимися. Беседа с классным руководителем, воспитателями по результатам работы с классом. Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора»; выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора профиля обучения, как основного этапа будущего профессионального самоопределения. Профконсультации для педагогов по изучению личности школьника «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намерений и планов». Подготовка рекомендаций педагогам и родителям, по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе и в быту.

Слайд 22

Профессиональный подбор Задачи Определение профессиональной пригодности, возможности и успешности обучающихся по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Развитие профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для профессионального самоопределения. 3. Коррекция профессиональных планов выпускников. Мероприятия Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся. Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения выпускника. Освоение школьниками основ профессии в рамках учебных курсов, включенных в адаптированную основную образовательную программу школы, и в рамках курсов дополнительного образования, по пяти профессиональным сферам: – «Человек – Человек», - «Человек – Техника», - «Человек – Природа», - «Человек – Знаковая система», - «Человек – Художественный образ». 4. Работа с учащимися по выбору профессионального образовательного учреждения

Слайд 23

Профессиональная адаптация Задачи 1. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности Мероприятия 1. Содействие занятости и тр удоустройству выпускников после окончания школы

Слайд 24

Участие воспитанников в специальных конкурсах «Областной фестиваль профессиональной ориентации среди специальных (коррекционных) школ города и области » « Открытая областная олимпиада по профессионально-трудовому обучению среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», « Открытая областная олимпиада по социально-бытовой ориентировке среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья » «Региональный чемпионат « Абилипикс » в Новосибирской области»

Слайд 25

Результаты участия воспитанников в профессиональных конкурсах

Слайд 26

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Венгеровский центр профессионального обучения» по специальности мастер растениеводства

Слайд 27

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области « Доволенский аграрный колледж» по специальности штукатур, маляр

Слайд 28

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области " Купинский межрайонный аграрный лицей" по специальности штукатур

Слайд 29

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» по специальностям: рабочий зеленого хозяйства , плотник , столяр строительный , швея , штукатур, маляр , каменщик .

Слайд 30

АПОУ НСО "Татарский политехнический колледж по специальности штукатур

Слайд 31

ГБПОУ НСО «Профессиональный центр обучения № 1» по специальности штукатур; маляр строительный, столяр строительный; плотник, швея, рабочий зелёного хозяйства

Слайд 32

ГБПОУ НСО « Искитимский центр профессионального обучения» по специальности хозяйка усадьбы, пчеловод, плодоовощевод ; цветовод, рабочий зелёного хозяйства

Слайд 33

Новосибирское профессиональное училище-интернат для инвалидов обучение по профессии наладчик машин и оборудования (швейное производство) принимаются выпускники специальных школ для умственно отсталых детей.

Слайд 34

Поступление выпускников в ЦПО Кол-во выпускников Кол-во поступивших Учреждение Кол-во непоступивших , (причина) 2019-2020 учебный год 9 6 ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» ( штукатур-маляр) 1 чел. ГБПОУ НСО "Татарский политехнический колледж ( штукатур ) 4 чел. ГБПОУ НСО «Венгеровский центр профессионального обучения ( м астер растениеводства ) 1 чел 3 (дети-инвалиды)

Слайд 35

Поступление выпускников в ЦПО Кол-во выпускников Кол-во поступивших Учреждение Кол-во непоступивших , (причина) 2020-2021 учебный год 7 5 ГБПОУ НСО «Профессиональный центр обучения № 1» (швея) 2 чел ГБОУ НСО "Татарский политехнический колледж ( штукатур ) 2 чел ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» (сборщик мебели) 1 чел. 2 (нежелание родителей)

Слайд 36

Поступление выпускников в ЦПО Кол-во выпускников Кол-во поступивших Учреждение Кол-во непоступивших , (причина) 2021-2022 учебный год 7 6 ГБПОУ НСО «Профессиональный центр обучения № 1» (швея, плотник) 3 чел. ГБОУ НСО "Татарский политехнический колледж ( штукатур ) 1 чел. ГБПОУ НСО «Венгеровский центр профессионального обучения ( сварщик ) 1 чел ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю.М. Науменко» ( рабочий зелёного хозяйство) 1 чел. 1 (ребёнок-инвалид)

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по математике для детей с интеллектуальными нарушениями (Умственной отсталостью)

Олимпиада по математике для дей с умственными нарушениями 5-7 класс...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Адаптированная рабочая программа по профессионально -  трудовому  обучению профиль  «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...

Методические рекомендации для педагогов по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Методические рекомендации для педагогов по организации занятий с обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью)

Статья об особенностях преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....