Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью)
статья по информатике и икт

Статья об особенностях преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_osnov.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать современными умениями, планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, эффективно использовать новые технологии. Информационные технологии завоевывают новые сферы человеческой деятельности, владение информационными технологиями становится необходимостью и потребностью каждого человека.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. В последнее десятилетие под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства, стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего разных людей с различными проблемами.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в коррекционные школы для обучающихся с умственной отсталостью.

Преподавание информатики в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушением интеллекта ориентировано на ведущую деятельность ребенка - игру. Все задания носят игровой, занимательный характер, доступные по возрасту уровень сложности и формализации. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с отклонениями в умственном развитии и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.

При использования информационных технологий учащиеся с нарушением интеллекта достигают следующих результатов:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
  •  глубже постигаются понятия числа и множества;
  •  быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
  •  тренируется внимание и память;
  • активно пополняется словарный запас;
  •  развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
  •  воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • развиваются воображение и творческие способности;
  • развиваются образное и теоретическое мышление позволяющее детям планировать свои действия.

Для формирования компьютерной грамотности у детей с умственной отсталостью применяются различные технологии и специальные компьютерные развивающие программы.

  1. Компьютерные программы. В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для детей с умственной отсталостью достаточно широк. Программы есть многопользовательские, адаптированные для использования с интерактивной доской, позволяют детям создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать и тд.
  2. Интерактивные программы. Это всевозможные интерактивные дидактические игры, которые способствуют развитию  мышления и мыслительных операций,  синтеза и анализа, и предназначены для развития гибкости мышления учащихся. Игры позволяют учиться работать «мышью» в индивидуальном темпе, учат видеть экран монитора, ориентироваться на нем и т.д.
  3. Мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point.
  4. Компьютерные игры, тренажеры. Имеются ввиду именно  развивающие игры, использование которых в работе с детьми с нарушением интеллекта дает возможность подбирать упражнения в зависимости от особенностей развития ученика, а не его возраста. Компьютерные игры повышают привлекательность содержания учебного материала; деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается; у учеников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
  5. В Интернете можно найти материал по использованию компьютерных технологий. «Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии.

Для детей с нарушениями интеллекта ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отметим несколько важных причин необходимости применения компьютера на уроках:

Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс, индивидуализации и дифференциации обучения.

В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

При обучении детей с нарушением интеллекта большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в той или иной содержательной области. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Применение информационных технологий в работе с детьми с нарушением интеллекта направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и формировании личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером поможет усвоить программный материал. Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:

• выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;

• формирование коммуникативной деятельности;

• формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.

 Использование компьютерных тренажеров вместе с традиционными методами и формами обучения дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность.

Работа на компьютере подразумевает практическую работу обучающихся, самостоятельную работу индивидуальную и групповую Практическая работа - это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. В основном это практическая работа на компьютере. Печатанье текста по образцу с заданным шрифтом, стилем. Работа со стандартными программами, например, в режиме калькулятора. На первых порах такие работы требуют тщательного руководства учителем. Но постепенно учащиеся подводятся к самостоятельному их выполнению, умению контролировать свою деятельность.

Самостоятельная работа - это особый вид фронтальной, гpупповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя.

Методика преподавания информатики, построенная с использованием перечисленных преимуществ мультимедиа технологий и с учетом особенностей развития познавательной деятельности учащихся, позволяет обеспечить на уроке элементы развивающего обучения, столь необходимого в современной школе.

Таким образом процесс формирования компьютерной грамотности у детей с умственной отсталостью будет эффективнее, если включать в занятия игры логического характера, игры - презентации, использование интернет – ресурсов, указать поддержку  и  дать возможность, правильно и  самостоятельно выполнить задания.  

Список использованной литературы

  1. http://www.pomochnik-vsem.ru/
  2. Истомина, Т. П. Открываем мир на уроках информатики // Информатика и образование / Т.П. Истомина. –М.:Просвещение,  2000.  –№2. – С.15-18.
  3. Калиникова, Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Л.В. Калинина, Н.Д. Соколова. - М.: ГНОМ и Д, 2001. – 449 с.
  4. Князева,  Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика. М.: Просвещение, 2009 - № 4 (34) – С. 29-37.
  5. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения / С.Г.Шевченко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта" родительское собрание

Психологические особенности и специфика отношений у детей с нарушениями интеллекта...

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддержива...

Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта

Недоразвитие  связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная  и ...

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...

Особенности ознакомления с окружающей действительностью детей с нарушением интеллекта

Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии...

Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации....