ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)
классный час (7 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

Каждый ребенок является уникальной личностью.

Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

 

Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность! 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

Мануйлова О.В.

Учитель трудового обучения

Школа-интернат VIII вида

    Новосибирская обл. с. Чумаково

Уровень развития, который достигнет ребенок, зависит от позиции родителей. То есть от того, как вы относитесь к своим детям: с пониманием и в постоянных поисках чего-то обучающе  - развивающего и воспитательного или просто отмахиваетесь, как от назойливой мухи – главное, чтобы не мешал.

Моя лекция для первых родителей, которым важен их ребёнок, его развитие и воспитание.

Так как своеобразие психики и деятельности детей с нарушениями интеллекта вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей.

Неполноценность головного мозга и связанные с нею особенности высшей нервной деятельности не определяют полностью психическое развитие и формирование личности ребенка с нарушениями интеллекта. У истоков аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения...". Если в процессе воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные олигофрену, в значительной степени компенсируются.

Таким образом, труд — чрезвычайно значимая составная часть системы работы, от которой зависит общее развитие детей и их подготовка к трудовой деятельности.

Одной из задач воспитания детей с нарушениями в умственном развитии является их трудовое воспитание. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.

Школа и главное - семья психологически и практически должны готовить учащихся к сознательному, активному труду на пользу общества.

Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие детей. Труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы ребенка и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. К.Д.Ушинский в свое время писал: "Кто не испытал живительного, освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда - тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать"

Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании детей. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием сознания дошкольников. В этой связи К.Д.Ушинский подчеркивал: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни".

Существенная функция труда состоит в формировании у детей коллективизма и взаимной требовательности. А.С.Макаренко утверждал: "Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда" .

А.С.Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств: "Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному".

Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии детей. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д.Ушинского о том, что "воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой".

Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Трудолюбие является результатом трудового воспитания и обучения дошкольников и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

  • потребность в трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
  • понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);
  • наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
  • достаточно прочную волю личности.
  • Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания старших дошкольников.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Необходимо вселять в детей уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.

Роль родителей детей с нарушениями интеллекта трудно переоценить. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя. Так как ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и, даже в меру своих сил помощником родителей.

Именно в семье идёт первоначальное воспитание! В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, - любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Все обучение в школе и дома должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.

Коррекция развития детей с нарушениями интеллекта, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста.


К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями.

Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у детей понимание необходимости для каждого человека участия в труде. В труде необходимо воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

В любой работе ребёнок знакомится со свойствами материалов, инструментов, сравнивает их, устанавливает отношения, существующие между ними, планирует работу, создает в воображении будущий предмет труда, а все это способствует развитию мышления. Большое значение здесь имеет логика и последовательность производственных операций. Получение словесных инструкций при выполнении трудовых операций поморгает детям с нарушениями интеллекта лучше понимать устную речь, а развернутые отчеты о проделанной работе помогают активно развивать их речь. То есть после проделанной работы у таких детей необходимо спрашивать, что он делал, как и последовательность выполнения. Так например не заправить кровать без простыни, или чтобы полить цветы необходимо сначала налить в лейку воды, потом подойти к цветку проверить, если земля у него сухая, то нужно полить, а если земля мокра, то переходим к другому цветку.

Используя в процессе труда знания, полученные в классе на уроках, ребята их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в школе и дома выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ребёнка. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих сверстников.

И, наконец, дети с нарушениями интеллекта требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

Например, при ослабленном, неустойчивом внимании помогает выполнение таких трудовых заданий, которые требуют сосредоточенности (вышивка, прополка, шитье по картону). Индивидуалиста следует чаще подключать к выполнению коллективных заданий, чтобы он осознал силу коллектива; неуверенному ученику необходимо на первых порах задание облегчить, тогда он сможет убедиться в своих силах и т. д.

Среди детей с нарушениями интеллекта есть дети с недостатками моторики (парезы, параличи). Но и эти дети должны найти свое место в труде. Им может подойти работа со специально приспособленной аппаратурой. Это будет не только средством коррекции физических недостатков, но и средством осознания ими необходимости подготовки к участию в общем труде людей.

Таким образом, труд в для таких детей имеет свои специфические задачи, которые можно назвать коррекционно-воспитательными. В связи с этим подготовка детей с нарушением интеллекта к участию в общественно полезном труде приобретает свою специфику.

Психологическая подготовка ребенка к участию в общественно полезном труде направлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.

Известно, что для любой работы необходимо владеть целым комплексом умений. При образовании трудовых навыков ребёнку вначале показывают образцы работы, приемы ее выполнения, и он, подражая учителю или родителю, овладевает автоматизированным действием — навыком выполнения той или другой операции, что необходимо в овладении любой профессией. Но если остановиться только на этом, процесс труда и его влияние на личность были бы обеднены. Очень важно развивать у ребенка стремление внести новое в свой труд, проявить творчество и самостоятельность, только тогда работа захватывает мысли и чувства человека, доставляет ему истинное наслаждение.

Творческий подход к делу требует больших умственных усилий, опирающихся на изучение, собирание и обобщение опыта.

Производительный труд в современных условиях требует сочетания физических и умственных усилий. Поэтому большое значение в психологической подготовке к труду приобретает усвоение основ наук и развитие познавательных способностей ребёнка. В процессе обучения и воспитания (а дома мы тоже детей и обучаем чему-либо и воспитываем) необходимо вызвать у детей стремление к знаниям, вооружить их необходимыми навыками изучения действительности.

Уроки ручного труда, проводимые в школе и дома, создают необходимые условия для развития сенсомоторной культуры ребенка. Так как дома мы тоже можем полепить из пластилина, или постряпать пирожки из теста, прибрать в комнате – и это тоже будет урок трудового обучения дома.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка — это не отдельные мероприятия, а целостная система работы с детьми, направленная на осознание ими труда окружающих людей и своего собственного трудового опыта, на создание устойчивого интереса к трудовой деятельности. Например,  читая и разбирая с детьми художественные произведения трудовой тематикой (а домашнее чтение было и остаётся необходимостью), просматривая и обсуждая кинофильмы на соответствующие темы мы психологически подготавливаем учащихся к труду. Сбор пословиц и поговорок о труде также имеет большое воспитательное значение.

Практическая подготовка к труду— это формирование у детей трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий.

Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков детей включает занятия по ручному труду и домоводству, работу на пришкольном участке,  и огороде дома. Ручной труд в I—III классах, как предусматривает программа, проводится в следующих направлениях:

-     Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд;

  • Работа с бумагой и картоном;
  • Работа с природными материалами;
  • Работа с пластическими материалами (пластилин, солёное тесто, глина, кинетический (живой) песок);
  • Работа с тканью, текстильными материалами (ватой, пряжей, нитками и др.);
  • Работа с металлом, металлоконструктором;
  • Работа с древесиной.

Дома тоже можно и даже нужно заниматься этими видами труда.

Пусть это будут по 15-20 минут занятий в день, но обязательно! каждый день. Например, вы готовите еду, а ребёнок рядом за столом работает например с металлоконструктором и вы можете ему время от времени помогать, а может он помогает вам варить. Это будет сплачивать вашу семью, и вы лучше узнаете ребёнка, его желания, мечты, его характер, а он будет больше вам доверять.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, ловко, аккуратно. Овладение навыками и умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в выполнении различных трудовых процессов.

В процессе совместной деятельности со взрослыми, во время выполнения обязанностей дежурных по мытью посуды или работая на огороде, в цветнике, дети приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями и животными.

Дети старшего дошкольного возраста могут заниматься ручным трудом. Он предполагает наличие у ребят к пяти годам достаточно высокого уровня умений, связанных с использованием инструментов (ножницы) и материалов (бумага, картон, клей). Ребята к этому возрасту должны овладеть некоторыми способами обработки бумаги: резания ее в разных направлениях, сгибания, складывания, склеивания. В процессе занятий по аппликации и конструированию они приобретают навыки  конструктивной деятельности: анализируют образец, рисунок, выделяют части, соотношение, величину, расположение и пр. В процессе работы с древесиной, бумагой, тканью, природными материалами совершенствуются приобретенные навыки, формируются новые.

Необходимо развивать у старших дошкольников технические навыки ручного труда. Так, обрабатывая древесину, ребята учатся пилить, резать, сколачивать, склеивать, красить изделия, т. е. пользоваться молотком, пилой (в распиловочной коробке), клещами, наждачной бумагой, краской и кистью.

Усложнение технических навыков идет в двух направлениях. Сначала дети изготавливают поделки из готовых деталей, причем конструкции поделок усложняются (скамейка, стол, диван, санки, самолет, тележка, машина, пароход и пр.). Затем они сами делают все детали будущей поделки.

В работе с тканью дети приобретают навыки кроя по готовой выкройке, овладевают швами "иголка вперед" (по рисунку, продернутой нитке, без предварительной наметки), "через край" (сшивание двух кусков ткани), учатся пришивать пуговицы,

Много поделок для сюжетно-ролевых игр можно сделать из бумаги путем сгибания, надрезывания и склеивания (палатка, саночки, вертушка, пароход и др.), из коробок путем склеивания бумаги (мебель, мостик, несложные машины).

Можно всей семьёй прогуляться по лесу в лесу наиграться и набрать природный материал домой. А из природного материала (шишки, желуди, маковые головки), соединяя части столярным клеем, палочками, иногда пластилином, сделать забавные игрушки, атрибуты для игр-драматизаций по сказкам, художественным произведениям, подарки на день рождения товарищам, мамам, малышам.

Работа с такими материалами, как мягкая проволока, солома, нитки, позволяет овладеть навыками плетения (цветы, корзиночки, посуда), а с семенами, ягодами, листьями — навыками нанизывания (гирлянды, бусы).

По мере овладения техническими навыками дети приобретают стремление к трудовым усилиям, желание выполнять практически нужные трудовые поручения. Постепенно их начинают привлекать к ремонту игрушек, дидактических пособий и т. д.

Таким образом, как указывала Нечаева В.Г., на протяжении старшего дошкольного возраста предусматривается постепенное формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в школе.

При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения — от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.

Необходимо совершенствовать технику выполнения и отдельных трудовых действий, и процесса в целом. Быстрота, точность, экономность, ловкость и красота движений — вот какие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей подготовительной к школе группы.

Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно. Пятилетним детям необходимо уже предъявлять новые требования — работать старательно, аккуратно. Еще более повышаются требования к качеству выполнения действий детьми шестого года жизни: они должны работать ловко, быстро, легко и красиво.

Чтобы побудить детей к выполнению этих требований, при наблюдении труда взрослых надо обращать внимание на качество трудовых действий, совершаемых ими. Не забывать указать ребятам, как дворник старается чисто подмести дорожки; как повар и его помощники быстро чистят и режут овощи; как аккуратно им самим подклеена коробка. Но одних наблюдений мало. При выполнении любой работы к детям постоянно надо предъявлять аналогичные требования. Тогда у них будут постепенно формироваться такие качества, как аккуратность, старательность, добросовестность, организованность.

Одновременно с овладением трудовыми навыками повышаются требования к самостоятельности труда детей. Когда ребенка только обучают трудовому действию, нельзя предъявлять требование совершать его самостоятельно. По мере же овладения этим действием постепенно необходимо предоставлять ребёнку возможность выполнить его самостоятельно.

При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыком немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают.

Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

Для того чтобы дети научились правильно раскладывать материалы для занятия, убирать комнату, сооружать из спичечных коробок незатейливые поделки, нужно прежде всего, чтобы они хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этом действии. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше.

По мере формирования у детей навыков отдельных действий необходимо переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову взрослого. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: "Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду в шкаф"; "Помой растение хорошо, как я тебя учила"; "Вспомните, как нужно убирать в ящик строительный материал". Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, как нужно действовать, какие действия совершать, в какой последовательности.

Для формирования навыков нужно продолжительное систематическое участие детей в выполнении трудовых заданий. Упражняясь в совершении тех или иных действий, они начинают совершать эти действия не только правильно, но и быстро. Теперь становится возможным предъявить детям более высокие требования к выполнению действий, процесса в целом.

При обучении детей трудовым навыкам всюду должен быть введен целесообразный и четкий, не требующий лишних движений и затраты энергии порядок. Беспорядочное разбрасывание вещей, одежды, отсутствие системы и последовательности в требованиях приводят к появлению неаккуратности, снижают организованность детей, лишают их возможности упражняться в том или ином навыке.

Хороших результатов в трудовом воспитании детей с  нарушениями интеллекта можно достигнуть лишь тогда, когда оно сочетается с работой, направленной на ослабление имеющихся у них дефектов развития, а там, где возможно, на преодоление их. Как известно, отвлеченное мышление умственно отсталых детей плохо развито.

Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта следует понимать не как изолированный от жизни процесс, а как создание атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим. Поскольку у детей дошкольного возраста многие представления и умения складываются на основе подражания, наблюдения, образца, то необходимо как можно чаще обращать их внимание на то, как трудятся взрослые, как из старых вещей сделать новые, как привести в порядок игрушки, книжки, мебель, одежду, пособия.

Повседневная систематическая работа позволяет выработать у детей привычку трудиться для себя и своих близких, стремление помогать взрослым, желание участвовать в коллективном труде.

Дети с нарушениями интеллекта начинают понимать пользу труда для благополучной жизни семьи, коллектива, в котором они живут.

Трудовая деятельность весьма положительно сказывается и на их интеллектуальном развитии, в частности эффективно способствует формированию у них таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное.

Особенности познавательной деятельности детей с  нарушениями интеллекта накладывают отпечаток на их трудовые действия. В то же время труд влияет на развитие познавательных способностей детей. Обучая детей с  нарушениями интеллекта определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, мы в то же время специальными приемами и методами преодолеваем трудности и недостатки его психического развития.

Для того чтобы активизировать старших детей с  нарушениями интеллекта на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширять их общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по труду нельзя ограничиваться выработкой у детей трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умения действовать по плану, организованно, точно и аккуратно, контролировать и корригировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения; формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие важные в социальном отношении качества.

Наблюдения за детьми с  нарушениями интеллекта на занятиях по труду и специальные исследования показывают, что существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи взрослого, справиться с поставленной трудовой задачей. Этот недостаток обусловлен не только особенностями их психической деятельности, по и недооценкой самого взрослого важности воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения.

Ни один вид детского труда не осуществляется вне речевого общения детей, обобщения ими в виде речевых высказываний итогов своих действий, результатов труда. В процессе выполнения различных трудовых заданий и поручений, в ходе специальных занятий по ручному труду у детей с нарушениями интеллекта возникает стремление рассказать о том, что ими сделано, обменяться друг с другом своими впечатлениями.

Успешность трудовой деятельности детей с нарушениями интеллекта во многом зависит от характера инструктажа. В ряде случаев такие дети оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать сформулированную в общей форме инструкцию о цели и характере деятельности. Если их внимание специально не фиксировать на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они игнорируют многие из них, отклоняясь от конечной цели работы. Чтобы этого не было, необходимо сопровождать показ подробными объяснениями и указаниями, как следует конкретно выполнять ту или иную операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении.

Если задание относительно сложно для ребёнка, кроме подробных объяснений и указаний надо оказывать необходимую помощь в процессе самой деятельности. Помощь эта должна заключаться в контролировании и корригировании выполняемых операций, допускаемых ошибок и неточностей в работе.

Так, при выполнении задания следя за ходом действий ребёнка, необходимо останавливать его каждый раз, когда тот допускает ошибку, фиксируя на ней внимание и помогая осознать причину этой ошибки.

Приходится уделять большое внимание развитию у детей умения выполнять задание но образцу. Несмотря на то что образец находится перед ними, дети с нарушениями интеллекта часто не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты. Для них характерно неумение рационально организовать свою работу.

Очень важно научить детей пользоваться необходимыми инструментами.

Немаловажное значение имеет выработка у детей с нарушениями интеллекта правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда детей, в то же время не забывать и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.

Дети с нарушениями интеллекта скорее устают, чем нормально развивающиеся. Переутомление приводит не только к нарушениям деятельности организма, но и к психическим нарушениям: ухудшению процессов восприятия, мышления, внимания. Переутомление снижает общую активность детей, нарушает самоконтроль и волевые процессы. Большую роль в повышении работоспособности детей играет их положительное отношение к работе, проявляемый к ней интерес.

Основной особенностью детей с  нарушениями интеллекта является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность учащихся по изготовлению разнообразных изделий дает родителям широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. Дети узнают первые радости от успеха, у них развивается самостоятельность, инициатива и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи (закладки для книг, открытки, полочки, бусы для счета и т. д.) действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий в классе.

Трудовое воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста начинается с воспитания у них навыков самообслуживания. Данное направление работы выбрано отнюдь не случайно. Дети с нарушениями интеллекта обнаруживают порой полную беспомощность в самообслуживании, весьма слабо владеют культурно-гигиеническими навыками. Не приученные ранее к элементарному уходу за собой, они требовали от нас большого терпения и внимания. Важно не просто научить их самостоятельно и аккуратно есть, умываться, одеваться и раздеваться, но и вселить в них уверенность в том, что они могут делать все это хорошо, заслуживая одобрение взрослых.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми необходимо знакомить дошкольника дома. Если в семье их не приучают к выполнению трудовых обязанностей, то у многих из них воспитывается иждивенчество. Самообслуживание является частью общественно полезного труда детей. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности дома, оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка дома, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах), уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви — таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека (электрическая швейная машина, пароварка, мультиварка, хлебопечка, стиральная машина, центрифуга, утюг, посудомойка и.др). Обращению с такими машинами дети учатся на уроках домоводства и дома.

Для того чтобы труд по самообслуживанию понравился умственно отсталому ребенку, доставлял ему радость, мы должны обязательно учитывать его индивидуальные особенности и возможности. Не следует торопить его, досадовать на его медлительность или, напротив, излишнюю поспешность. Зачастую эти особенности поведения объясняются именно структурой дефекта при олигофрении. Нарекания приведут лишь к тому, что у ребенка появится негативное отношение к трудовому заданию, возникнет стремление уклониться от него. Навыки и умения, сноровка и аккуратность придут к таким детям постепенно. На первых же порах необходимо прежде всего вызвать стойкий интерес к деятельности, настойчиво и терпеливо добиваясь поставленной цели, и тогда дети вполне овладевают разнообразными формами труда по самообслуживанию.

Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

Трудовое воспитание предполагает овладение новыми, более сложными видами хозяйственно-бытового труда: ремонт книг и игрушек, стирка и глажение кукольной одежды, участие в уборке помещения не только своей группы, а и участка для прогулок. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Мы привлекали их к совместным формам труда (вдвоем, втроем); он объясняет детям, что вместе они быстрее и лучше сделают порученное дело. 

Общий коллективный труд требует от умственно отсталых дошкольников умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение. Наблюдая за тем, как группа детей справляется с порученным делом, мы сразу не вмешивались в их действия и не предлагали свою помощь. Важно, чтобы дети с нарушениями интеллекта прошли путь "проб и ошибок", ибо в "готовом виде" они могут усвоить немного. Однако в тех случаях, когда это действительно необходимо, мы помогали детям.

Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок старшего дошкольного возраста, различны. Их характер и объем обусловлены спецификой того или иного вида труда, его конкретного содержания.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию -это умывание, одевание, раздевание. Чтобы дети могли принять участие в этих процессах, они должны освоить определенные действия и их последовательность.

Труд по самообслуживанию помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива («Уберу свою постель, маме будет легче», «Не буду сорить, старшей сестре легче» «Не буду ломать игрушек и мебель, папе легче»). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

В старшем возрасте возможно более широкое привлечение детей к труду взрослых. Для этого следует использовать самые разнообразные ситуации — уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода, подготовка к празднику и т. п. Важно, чтобы в ходе совместного дела дети почувствовали, ощутили, что трудиться нелегко, взрослые тратят много сил для того, чтобы жизнь протекала в порядке, чистоте, уюте.

Заранее планируя совместный труд детей и взрослых, следует позаботиться о том, чтобы каждому ребенку обязательно нашлось реальное дело. Нельзя, чтобы одни дети работали, а другие наблюдали. Для каждого надо подготовить необходимые предметы, орудия труда, содержание общего дела.

Старшие дошкольники могут помочь маме принести чистое белье и разложить комплекты на кровати. На участке они могут поддерживать порядок: подметать дорожки, веранду, в теплое время года протирать пыль со столов и скамеек, поливать и перекапывать песок в песочнице. Дети включаются в дежурство по уборке комнаты (раз в неделю), они могут навести порядок в шкафу, протирать мебель, пол, пришивать петли к полотенцам, стелить на кровати чистые простыни, надевать на подушки наволочки.

Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике. К сожалению, еще очень часто этот труд рассматривается взрослыми исключительно с позиции обучения детей навыкам выполнения сельскохозяйственных работ, связанных с использованием различных инструментов. Не отрицая необходимости такого обучения, его важности, следует больше внимания уделять воспитанию детей во время труда на природе, формированию у них таких нравственных качеств, которые наилучшим образом возникают в условиях именно этого труда.

Надо, чтобы дети, выполняя любые сельскохозяйственные работы, почувствовали радость от соприкосновения с растениями, увидели их красоту, постигли их значение в жизни человека. Обычно приходится наблюдать, как воспитатель, увлеченный стремлением к результату, забывает даже о разговоре с детьми по ходу работы. Все делается молча.

Любовь к природе рождается не только во время прогулок по лесу, но и в процессе заботы о ней, соприкосновения с ней. Труд в природе наилучшим образом решает задачу воспитания у детей с нарушениями интеллекта заинтересованного отношения к ней.

Среди разнообразных и традиционных трудовых поручений, которые доступны таким детям, есть и связанные с уходом за животными. Для того чтобы у дети с нарушениями интеллекта поняли необходимость ухода за животными, осознали его важность, нужно очень доступно рассказать им о жизни тех зверюшек, с которыми они будут иметь дело. Следует объяснить детям, что, для того чтобы животные не болели, о них нужно постоянно заботиться: устроить им удобное жилище (аквариум с чистой водой, водорослями для рыб, клетку с жердочками для птиц), животным нужно обязательно давать корм, а то они погибнут.

Дети должны получать четкие указания по уходу за животными, ибо они ответственны за состояние растений и животных, за порядок.

Подростки, трудовой опыт и знания которых расширяются, могут руководствоваться уже более отдаленными мотивами: «Сделаю для младших сиблингов (сестёр, братьев) игрушки», «Помогу малышам». В этом они часто осознают свой гражданский долг.

Поэтому при выполнении детьми любых общественно полезных дел нужно показывать общественную необходимость их труда, ставить перед ними доступную и вместе с тем значимую в общественном отношении цель.

Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы детей. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с детьми с нарушениями интеллекта, страдающими пассивным отношением к жизни.

Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. Поэтому особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.

Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во времени, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами дети. Кто лучше сделал? У кого красивее? Почему?

Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы других.

Труд по самообслуживанию имеет большую ценность для формирования коллектива. Каждый человек и ребёнок в том числе, выполняет определенные обязанности по самообслуживанию, которые помогают лучшей организации жизни. Дежурство по школе или дома (если детей несколько), участие в ремонте мебели, белья, обуви, помощь старших ребят младшим — все это помогает установить между детьми товарищеские отношения и убедить их на конкретных примерах в том, что от работы каждого зависит общий успех. Так постряпать пирожки и показать, что все вложили свой вклад в это дело (один замесил тесто, другой намазал противни, третий – нарубил дров и затопил печь, четвёртый – их испёк) – все поели.

Воспитывать в детях желание трудиться на общее благо, проявлять заботу о других помогает организация помощи младшим детям. Это особенно ценно для нравственного развития детей с нарушениями интеллекта, их участия в общей жизни коллектива всей семьи. "Семейный" дух такого участия проявляется прежде всего во взаимопомощи по отношению к младшим детям или стареньким бабушкам, дедушкам. В ходе общих, самых простых дел между младшими и старшими возникают и укрепляются привязанности, зарождается теплое, родственное чувство.

Что могут делать вместе старшие и младшие? Конечно, играть, заниматься простым ручным трудом, строить сооружения для игр: дома, мосты, улицы и т. п. Безусловно, доля младших в таких делах будет меньше, но ведь не это главное. Важно, что объединение детей вызовет взаимный интерес, породит хотя бы у части из них теплые дружеские чувства.

Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.

Характер и глубина мотивации общественно полезного труда с возрастом усложняются и развиваются. Для младшего школьника это чаще всего труд по самообслуживанию, который помогает понять необходимость труда для других людей, для коллектива («Уберу свою постель, маме будет легче», «Не буду сорить, старшей сестре легче» «Не буду ломать игрушек и мебель, папе легче»). Мотивация эта бывает более ограниченной и узкой, связанной с достижением конкретной цели, не выходящей за пределы личного опыта ребенка.

В старшем возрасте возможно более широкое привлечение детей к труду взрослых. Для этого следует использовать самые разнообразные ситуации — уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода, подготовка зала к празднику и т. п. Важно, чтобы в ходе совместного дела дети почувствовали, ощутили, что трудиться нелегко, взрослые тратят много сил для того, чтобы жизнь протекала в порядке, чистоте, уюте.

Заранее планируя совместный труд детей и взрослых, следует позаботиться о том, чтобы каждому ребенку обязательно нашлось реальное дело. Нельзя, чтобы одни дети работали, а другие наблюдали. Для каждого надо подготовить необходимые предметы, орудия труда, содержание общего дела.

Для воспитания таких детей огромное значение имеет  производительный труд, который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.

Очень важно, чтобы дети имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает детям с нарушениями интеллекта развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал, который преподаётся на уроках.

Производственное обучение и производительный труд — завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд детей с нарушениями интеллекта в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в спокойной обстановке помогает корригировать дефекты детей с нарушениями интеллекта.

Производительный труд развивает чувство долга, чувство ответственности за результаты своей работы перед производственным коллективом, у детей сформировывается убеждение в необходимости труда для общества как способа удовлетворить материальные потребности каждого человека.

При выборе видов и объектов труда учитывается их общественная и воспитательная ценность, посильность для учащихся, практическая возможность будущего трудоустройства.

В основу организации производственного обучения должна быть положена общественная значимость производительного труда, систематичность производственных заданий и их коллективный характер то есть всю работу по дому можно  и желательно делать сообща.

Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, можно разработать систему поощрения: переходящие вымпелы, премии в виде дополнительной конфетки, вынесение благодарностей и т. д. Можно организовать праздники труда (например, после посадки картошки, после уборки урождая и т.д.), на которых в торжественной обстановке отметить работу детей если их несколько в семье и взрослых. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его самооценку. При оценке результатов необходимо учитывать формирование новых отношений и мотивов труда, причем эту оценку должны давать сами дети.

Но не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Только объективная оценка помогает укреплять у них желание делать все самим, стремление работать лучше, преодолевать трудности, добиваться результата.

— Ты молодец, Настя, что догадалась напомнить брату, как надо ухаживать за растениями с ворсистыми листьями. А то он начал протирать их мокрой тряпочкой и мог испортить,— говорит воспитатель.

Девочке приятно услышать, что она правильно поступила, знает, как надо мыть растения. У нее появляется желание еще сделать что-то полезное, ее трудовые навыки закрепляются, совершенствуются.

Полезно вести дневник и фиксировать свои наблюдения и те приемы, которые оказались эффективными. Это поможет критически оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и неудачи.

Надо учить ребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить его с различными явлениями окружающего мира в естественных для них условиях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь самостоятельно покормить другого и т.д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

Ребёнка побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка развиваются познавательная деятельность, внимание, мышление, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся деятельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

формирование эмоционально-положительного, предметно- практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Важнейшие принципы работы с детьми, страдающими нарушениями развития. Занятия с ребенком следует проводить в игровой форме. Старайтесь подобрать такие игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Многие дети с нарушениями интеллекта очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. Организовать обучение умственно отсталых детей, используя только вербальный, то есть словесный, метод нельзя. На занятиях необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Показывайте, как выполнять то или иное задание, затем сопряженно с ребенком (рука в руке ), повторяйте необходимые действия. В результате у ребенка вырабатываются несложные умения и навыки.

Постройте свою работу так, что бы действие, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Ребёнок открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра : подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром !

С ясным днем !

Вот как славно мы поем !

Мы проснулись,

Мы проснулись.

Сладко, сладко

потянулись.

Маме с папой

улыбнулись.

Особое внимание следует уделять обучению самообслуживания. Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом : не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Дети с удовольствием кушают под текст потешек. Советую их широко использовать.

Кормление.

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке.

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Из густого молока,

Да из мелкой крупки.

У того, кто кашку ест,

Вырастут все зубки.

***

Умница, Катенька, ешь кашку

сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую,

душистую.

Когда ребенок пьет молоко, добавьте от себя : « Пейте, дети, молоко — будете здоровы !»

Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Прежде всего пусть он привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку и так далее. Затем поиграйте с ним в умывание: потрите сухие ручки одна о другую, сложите ладошки так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу ребенка. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. В время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним, используя потешки.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

***

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы зубки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке — ладошки,

Пальчики — Антошке.

Проговаривая потешку, демонстрируйте на себе умывание, показывая, где у вас глазки, щечки, ротик, зубки, ладошки, пальчики.

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Все помыли !

И теперь мы чистые,

Зайчики пушистые !

Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показать ему одни и те же действия, не видя при этом ни какого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Все действия формируются, как совместные ( сопряженные ). Помогайте ребенку правильно держать ногу, когда одеваете штанишки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним расшнуровывайте и снимайте ботинки. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно. Расскажите потешку, обувая ребенка на прогулку.

Вот они — сапожки.

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем мы сапожки :

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

При одевании : Завяжу потуже шарф,

Буду делать снежный шар,

Я шар покачу,

Я гулять хочу.

Когда ребенок уже одет на прогулку, не забудьте похвалить его, приободрить, что бы с хорошим настроением выйти на улицу.

Мишутка.

Шапка да шубка -

Вот и весь Мишутка !

Постепенно приучаем детей самостоятельно одеваться на прогулку. Для этого существует алгоритм ( последовательность ) одевания : колготки, платье, рубашка, кофта, теплые штаны, шерстяные носки, сапожки, шапка, куртка, шубка, шарф, варежки. Учите детей не только надевать и снимать одежду, но и складывать и убирать ее в определенное место. Тем самым вы воспитаете у него привычку к аккуратности и сформируете положительные навыки поведения.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, фантазии, что, несомненно, дает положительные результаты. Рукоприкладство не допустимо! Если вы кропотливо, изо дня в день будете заниматься с ребенком, то он обязательно адаптируется в жизни.

Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно:

Постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (" Он у меня такой же, как все "), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия ("А как его научить? Я не умею").

Постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка ("Нет, из него никогда ничего не получится").

Повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

Осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога; переход матери из позиции переживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска реализации его возможностей.

Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат в семье, который зависит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром.

 Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

Каждый ребенок является уникальной личностью.

Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Благодарю за внимание, всю информацию вы можете прочитать на моём сайте учителя профессионально трудового обучения (швейного дела) Мануйловой Ольги Викторовны.

Литература

У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.

Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. - 1973. - №6

Список литературы.

Бтажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.

Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б. П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

Екжанова Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - Москва, Просвещение, 1988, с.39-140.

Кожалиева Ч. Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.

Козленко Н. А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.

Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией Г. М.Дульнева. – Москва, Педагогика,1971г.

Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В. И.Ленина. – 1983.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л. П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.

Маллер А. Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988, с.23-35.

Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.

Мачихина В. Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

Пинский Б. И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.

Плахова Н. С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39.

Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.

Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж. И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.

Тупаногов Б. К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.

Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по математике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Математика в специальной (коррекционной) школе  является одним из основных учебных предметов. Цель - подготовить учащихся  с нарушением опорно-двиг...

Программа по основам информатики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по основам информатики, который доступен боль­шинству учащихся, имеющих  двигательные нарушения и умственную отсталость....

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

: "Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта"

1. Характеристика интеллектуального нарушения2. Система воспитания, обучения и реабилиации детей с нарушением интеллекта.3. Основные направления  коррекционно-педагогического процесса, осуществля...

Экзаменационный материал для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся специальных (коррекционных) классов для детей с лёгкой умственной отсталостью 9 класса по профессионально - трудовому обучению (швейное дело).

Для проведения экзамена по трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида, разработаны 10 билетов на основании программы "Швейное дело" под редак...

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...

Адаптированная рабочая программа по биологии для детей с нарушениями интеллекта (легкой умственной отсталостью)

Используемый учебник: З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс - учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные пр...