Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
статья по литературе

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы учителя.42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№2»

Обучение чтению в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).

Обобщение опыта работы учителя.

Балдухаева Л.П.

Учитель русского языка и чтения

Улан-Удэ

2020-2021г

Обучение чтению в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых) учащихся.

Цель: развитие коммуникативных навыков и совершенствование техники чтения.

Задачи:

  • формирование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно- познавательных текстов;
  • развитие навыков речевого общения на материале текстов, доступных для понимания учащихся коррекционной школы;
  • воспитание положительных качеств и свойств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.

I раздел- Психологические основы методики обучения чтению.

Чтение один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с её слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

В первом случае речедвигательный компонент реализуется во внешне выраженной речи; во втором случае- во внутренней речи.

Как показали исследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, осуществляется оно с внешним или скрытым артикулированием. И чем менее сформирована техника чтения, тем важнее роль громкого проговаривании. Именно оно помогает учащимся осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью. Данная психологическая закономерность обусловливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слухоречевым и смысловым компонентами. Вот почему учащиеся специальной школы даже в 7-м классе лучше осмысливают содержание текста при чтении текста вслух, чем при чтении про себя[1].

В связи с тем, что контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создаёт дополнительные трудности для фронтальной работы. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря, несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей- всё это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются  типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит  развитие навыка беглого чтения. Бедность словаря школьников, неточное понимание многих слов, неумение вникать в суть образных выражений, непонимание словосочетаний, употреблённых в переносном значении, ещё больше затрудняют усвоение содержания читаемого. Не преодолеваются до конца трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения.

II раздел- Задачи и содержание уроков чтения.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей. Учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия произведения зависит от эмоциональной выразительности, от умения учителя довести её до детей, связать с конкретными детскими переживаниями.

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов. Кроме общих с массовой школы задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. У умственно отсталых детей исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Работа над содержанием прочитанного помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь, в той или иной степени усовершенствовать словесную систему мышления.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. Во 2-6 м классах проводится объяснительное чтение, которое представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у школьников совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать произведения, объяснять поступки героев. Доступность анализа обеспечивается за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами. Это картины родной природы, о бережном к ней отношении, морально-этические проблемы - о друзьях- товарищах, о Родине, из прошлого нашего народа, о верности, о совести, о чести. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, поступки и дела детей. Начиная с 5 класса, к разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. Доступность понимания читаемого достигается также и за счёт специального отбора произведений по жанрам. В книги для чтения 2-6 классов включают произведения малых форм: небольшие по объёму и доступные по сюжету рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Кроме художественных произведений в учебники помещают научно-популярные статьи. Их содержание в учебниках для младших классов во многом отражает тематику уроков развития устной речи.

С 7 класса начинается так называемое литературное чтение. Школьники знакомятся с произведениями классиков русской литературы или с фрагментами из этих произведений, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Заметно увеличивается объём текстов, усложняется сюжет, становится более разнообразной жанровая характеристика материала. Кроме рассказов, стихотворений, сказок, в учебниках для 7-9 классов даются фрагменты из художественных произведений больших форм (повести, поэмы, баллады). Усложнение содержания произведений требует работы не только по актуализации опыта детей, но и по формированию знаний о той или иной эпохе, описанной в произведении, об обстоятельствах биографии автора, послуживших источником творчества. В 1 классе у детей формируют навыки орфографически правильного слогового чтения, умение отвечать на вопросы. Во 2 классе продолжается работа над слоговым чтением с последующим переходом к чтению целыми словами простых двухсложных слов. В 3 классе дети продолжают овладевать навыком чтения целыми словами. Со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, передавать содержание прочитанного в лицах. В 4 классе закрепляются навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. В 5 классе продолжает совершенствоваться техника чтения, а в 6 классе учащиеся должны быть подведены к беглому чтению. Основное внимание здесь и в последующих классах уделяется осознанию читаемого, отрабатываются умения выделять в прочитанном тексте главную мысль, выявлять своё отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, находить средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика, делить произведения на части, озаглавливать их.

III раздел- Виды чтения

Наиболее распространённый вид чтения в специальной ( коррекционной) школе - чтение вслух. Исследования психологов показали, что громкое чтение способствует лучшему пониманию материала. Причина заключается в том, что школьники не только видят текст, но произносят и слышат его. Только чтение вслух даёт учителю возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц. И наконец, значение чтения вслух возрастает в связи с необходимостью постоянно контролировать его правильность. Однако, этот вид чтения не всегда бывает удобным, поскольку чтение про себя осуществляется в 2-3 раза быстрее, чем вслух. Готовя детей к жизни, мы должны научить их пользоваться и этим видом чтения - про себя. У умственно отсталых школьников навык молчаливого чтения вырабатывается с некоторыми затруднениями в силу его большой отвлечённости (чтение про себя протекает без заметной артикуляции, контроль за его правильностью и осознанностью осуществляется самим учеником) и меньшей мотивированности (отсутствуют внешние побуждающие средства: наличие слушателей, одобрение учителя). Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделять существенные связи описываемых событий. Как бы ни было трудно формировать у учеников специальной школы умение понимать материал, прочитанный про себя, делать это необходимо. В 4 классе количество текста для чтения про себя возрастает. Однако сохраняется молчаливое чтение. В 6 классе школьники могут читать весь рассказ (небольшой по объёму) из учебника сначала про себя, а потом вслух с предварительной подготовкой к восприятию его содержания. Начиная с 7 класса, оба вида чтения постоянно используются параллельно. Школьники читают часть текста вслух, некоторые абзацы по заданию учителя - про себя, одну главу разбирают в классе, другая даётся для самостоятельного чтения дома.

IV раздел –Внеклассное чтение

Совершенствованию техники чтения, расширению кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в школе и после её окончания способствует правильная организация внеклассного чтения. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу исходя из своих возможностей, затрудняют этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.

Руководство учителя внеклассным чтением направлено на развитие интереса к книге, к самостоятельному чтению. Мероприятия, которые проводит учитель, воспитатель и школа в целом, могут быть следующие:

  1. Подготовительная работа в 1-2 классах, в содержание которой входят:

а) обязательное чтение детских книг, интересных и доступных для учеников данного возраста. При этом следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно возвращаться к одним и тем же полюбившимся детям произведениям. Книга, которую читают детям, хорошо иллюстрирована и невелика по объёму;

б) рассматривание учащимися иллюстраций в книге. Этот приём получил в методике название чтения-рассматривания. Он создаёт иллюзию совместного с педагогом чтения, когда дети, имея на парте такую же книгу, слушают текст и рассматривают картинки, переворачивают страницы одновременно с учителем, узнают по иллюстрациям ранее прочитанную книгу, вспоминают её автора и заглавие;

в)) изготовление и использование в работе с учащимися книжек- малышек с картинками, с подписями под ними в виде отдельных слов, предложений, коротких текстов. В этом могут помочь учащиеся старшеклассники. Другим вариантом книжки-малышки может быть такой, когда на каждой странице напечатаны отдельные слова и наклеены над ними кармашки. Ребёнок должен прочитать слова и разместить в кармашки соответствующие готовые картинки.

2. Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, выпуски газет, тетради по учёту внеклассного чтения.

3. Организация первого знакомства с детской библиотекой, беседы учителя, воспитателя, библиотекаря, внеклассные мероприятия.

4. Учёт и анализ техники чтения учителем.

5. Проведение различных конкурсов, викторин, вечеров сказок, путешествий по сказкам в масштабах класса и школы

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные мероприятия, которые подводят итог чтению одной ли нескольких книг одного автора, книг по определённой теме или какого либо из литературных жанров. К таким мероприятиям могут относиться: праздники книги, конференции, вечера сказок, литературные игры, конкурс рисунков к литературным произведениям, конкурсы чтецов и др.

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей является игра. Она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и воздействует на эмоциональную сферу учащегося. Игра-это деятельность, которая проявляет способности учащихся преображать действительность. Сущность игры состоит в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Ребёнок включается в игру целиком. Игра задаёт участнику правила поведения, границы дозволенного. Игра -это совместная деятельность, предполагающая коллективную взаимозависимость участников игры. Наиболее интересной формой приобщения учеников к чтению является литературная игра.

Основной целью литературных игр является формирование читательских интересов к книгам, к чтению.

Задачи литературных игр:

  • повышение техники чтения, как результат работы с книгой при подготовке к литературной игре;
  • выявление и развитие творческого потенциала;
  • формирование и развитие коллективизма учащихся.

После прочтения сказок можно предложить учащимся разные игры –

«Сказки дедушки Корнея», «Приглашение в сказку» по произведениям писателей –сказочников Ш.Перро, братье Гримм, Г.Х. Андерсена, КВН. Все игры проходят с использованием ИКТ, что делает игру более яркой и зрелищной. Литературные игры интересны и полезны детям всех возрастов. Есть игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным рисункам или открыткам, воссоздание строк и строф по заглавным словам или иллюстрациям, названий книг, воспроизведение героев и книг по описанию, составление литературных игр, отгадывание имён литературных героев.

В процессе литературных игр развиваются познавательные способности, волевые качества личности учащихся, расширяется кругозор, активизируются творческие способности. Привлечение детей к таким видам деятельности способствует восприятию и усвоению речевых образов.

Сценарий литературной игры «Путешествие в страну сказок».

Цель: прививать интерес к чтению.

Задачи:

  • повышение речевой мотивации учащихся;
  • содействовать воспитанию культуры чтения;
  • развивать творческие способности.

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы отправимся путешествовать в страну сказок. В нашей игре примут участие две команды. Представление команд и объяснение условий игры.

Задание№1

Дополни сказку.

У лукоморья дуб  … ( У лукоморья дуб зелёный)

Златая…          на дубе том (Златая цепь на дубе том)

И днём и ночью          … учёный (И днём и ночью кот учёный)

Всё ходит по цепи            … ( Всё ходит по цепи кругом).

Задание № 2

Ведущий: А сейчас мы отправимся в Пролив Поговорок и узнаем, хорошо ли вы их знаете.

  1. Медведь на ухо наступил.
  2. Их водой не разольёшь.
  3. Соловьём поёт.
  4. Хоть шаром покати.

Задание № 3- Ведущий: Сейчас мы находимся на острове сказок. Вы должны ответить на вопросы:

  1. Назовите имя героя, который разбудил свою возлюбленную ( Королевич Елисей «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин).
  2. Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб»? ( Ну, тебя).
  3. Что обещала королева за корзину подснежников в сказке «Двенадцать месяцев»? (Золото).

Задание № 4

Ведущий: По дороге Повестей и Рассказов мы познаем литературный мир.

  1. Назовите должность Герасима в рассказе И.С Тургенева «Муму».

(дворник).

  1. Назовите героев- детей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». (Вася и Соня, Валек и Маруся).

Задание № 5

Ведущий: Назовите правильное название книги П. Бажова:

  1. Малахитовая чаша;
  2. Малахитовая шкатулка:

Итог занятия. Ведущий благодарит участников.

Жюри подводит итог. Награждение команд.

V раздел - Обзор дидактического материала: (конспекты уроков чтения в 5-9 классах; сценарии мероприятий по внеклассной работе).

VI раздел - Демонстрация уроков чтения и мероприятий по внеклассному чтению- в электронном варианте.

VII раздел- Обобщение.

Следует помнить, что работа, направленная на развитие у умственно отсталых детей навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве. Школьники перечитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько вопросов, и др. Вся эта работа способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.

Следует также отметить, что методика чтения произведений различного жанра несколько различается. Работа над рассказами, стихотворениями, баснями, сказками имеет свои особенности. Методика чтения и анализа художественных произведений отличается от работы над статьями научно- популярного и делового характера. Это требует серьёзной подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Литература.

1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.- М., Владос., 1999.

2.Программы специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида. Сборник 1.

М., Владос, 2001.

3.Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения-М., 1991.

4.Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учётом развития памяти умственно отсталых школьников. М., 1986.

 


[1] Сумарокова В.А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно-отсталых школьников.- М., 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов проблемного обучения и воспитания в практике специальной школы для детей с нарушениями интеллекта"

Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении в...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)

по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...

Модифицированная программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта

Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку. В ней представлены и раскрыты 4 темы: «Вежливые выражения речевого ...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...

Особенности преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта ( умственной отсталостью)

Статья об особенностях преподавания основ компьютерной грамотности у детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)....