Особенности развития связной речи у детей с нарушением интеллекта
методическая разработка на тему

Карпович Надежда Геннадьевна

 Недоразвитие  связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная  и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob_razv._sv.r.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

   «Особенности развития связной речи у детей  с нарушением интеллекта»                

учитель письма и развития речи Карпович Н.Г.

            Необходимо отметить , что объём психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология  как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет для нас профессиональный интерес.

            Специфика нарушений  речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их специфического развития.

            Проблема развития связной речи актуальны тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие  связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребёнка. Своевременная  и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

               Связная речь наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками и  носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развёрнутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.

                В работах многих авторов отмечается, что становление связной речи и у/о детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями (М.Ф. Гнездилов, В. Ф. Петрова и др.). У/ о школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи.

                Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии логопедической помощи протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших  классов вспомогательной школы. В процессе связной речи у/о школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны учителя , в систематической помощи, которая проявляется в виде вопросов, либо в подсказке.

                 Нарушения формирования связной речи обусловлены целым комплексом причин. Наряду с нарушениями познавательной деятельности, немаловажную роль  играет недостаточная сформированность  диалога. Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её развитие. У/о дети часто не осознают необходимости ясно и чётко передавать содержание, какого либо события так, чтобы оно было понятно собеседнику.

                 Другая причина заключатся в том, что речевая активность очень слаба и быстро истощается. Недостаточность волевой сферы у/о детей играет определённую роль в нарушении протекания речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес  к теме высказывания меняется и характер связных высказываний , они становятся более развёрнутыми и связными, увеличивается количество  слов в предложении. Таким образом , на характер связной речи влияет мотивация.

                  Особенности связных высказываний во многом определяется и характером заданий (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ по представлению и т.д.).  Исследования Л.В. Занкова , М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии картинок у у/о детей в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему, т.к. серия сюжетных картинок определяет последовательность  изображённых событий, их динамику.                                                                        

                   Гораздо легче, чем самостоятельный рассказ осуществляется у  у/о детей пересказ. Пересказ не предполагает самостоятельного создания сюжета. Подробного раскрытия заданной темы, определения  последовательности событий. При пересказе большую роль играет запоминание содержания текста. Однако в пересказе у/о школьников есть свои особенности.  Дети часто добавляют события, детали которые отсутствовали в рассказе. Эти добавления объясняются случайными ассоциациями, неточностью представлений и знаний.

                     Работа педагога по развитию связной речи начинается с развития диалогической речи, как более лёгкой и являющейся  основной формой речевого общения.

                     Формирование диалога осуществляется  параллельно с расширением и уточнением словаря, с развитием структуры предложения. С развитием словоизменения  и словообразования. Наряду с познавательными и воспитательными целями, при проведении диалога на занятиях ставится цель специального развития речи детей. В процессе работы школьник должен научиться слушать, понимать вопросы, самому задавать вопросы правильно. Точно в  соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли  в ответах на вопросы.

                     Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются приёмами:1) приёмом беседы, 2)приёмами театрализации (имитации и пересказа).

                     Проведение беседы включает 3 этапа: вступление, развитие темы, концовка.

                     Во вступлении привлекается внимание детей к теме беседы, дается установка на восприятие темы разговора. В процессе проведения беседы педагог кратко и чётко ставит вопросы, требует смысловой точности, правильного полного оформления ответов. К участию в беседе должны привлекаться все дети. В конце беседы подводится итог, делается обобщение.

                     Необходимо научить у/о детей задавать вопросы. Сначала дети ставят вопросы по картинке после предварительной беседы, как бы повторяют вопросы педагога, а затем без использования картинок.

                      Особое внимание следует уделять развитию связной речи как средству общения. Она намечает более конкретный комплекс задач , направленных как на  развитие внимания, так и на формирование потребности в активной речевой деятельности. К числу таких задач относится развитие внимания  к речи, умение вслушиваться в обращённую речь, работу над пониманием смысла, развитие положительной мотивации.

                Использование игр - драматизаций, театрализованных представлений способствуют совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащается словарь, формируется грамматический строй, активизируется речь.

                        У у/о детей нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания внутренней (смысловой) программы связного высказывания, которая тесно связана с мышлением, способностью действовать в уме.

                В заключении подведу итог.

*  Нарушения речи у у/о детей носят системный характер.

*  При умственной отсталости в различной степени нарушены  операции и уровни порождения речевого высказывания.

*  Нарушения речи у у/о детей разнообразны по своим проявлениям и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

*   у/ о школьники испытывают особые трудности  при обучении, в частности при изучении русского языка и чтения.

*   Нарушения фонетической стороны речи во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой.

В их основе лежит не одна ,а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности , несформированность речеслуховой дифференциации , нарушение речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

                   Нарушаются артикуляционно сложные звуки: свистящие, шипящие, л-ль, р-рь. Наряду с искажением звуков отмечается большое количество замен, трудности использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок. Замены часто бывают вариативными: один и тот же звук у/о ребёнок в одних случаях произносит правильно , а в других- пропускает или искажает в зависимости от звуко -слоговой структуры слова.

Искажение звуко -слоговой структуры слова проявляется как в нарушении количества, последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога, особенно со стечением согласных.

Речь детей часто монотонная , маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная , в других ускоренная.

*  Коррекция нарушений звукопроизношения у у/о детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.

*  Коррекцию  нарушений звукопроизношения связывают с  развитием речевой функции  в целом, т.е.  с развитием фонематической стороны речи , словаря, грамматической строя языка, т.к. дефекты  звукопроизношения  у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

*   У у/о детей выявляется бедность словарного запаса , неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации симантических полей.

*    У у/о школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется  в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. (искажения в употреблении  падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного). Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

Для высказывания характерны простые , нераспространённые предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов.Увеличение длины предложения происходит за счёт перечисления  событий , объединения предложений с помощью интонации и союза «и».

*    У у/о детей чрезвычайно бедны  и нечётки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о

синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система  грамматических значений. Недоразвитие  лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.

Бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря. Не знают названий многих предметов , частей предметов, в их словаре доминируют существительные  с конкретным значением , отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий.

Пассивный словарь шиите активного, но он с трудом актуализируется , часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос , многие слова так и не становятся понятными.

*    Становление связной речи у у/о детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.

*    В процессе коррекционного воздействия ведётся работа по развитию семантики слова, формированию лексической  системности и семантических полей.

*    В процессе развития  грамматического строя речи у у/о школьников необходимо учитывать структуру речевого  дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

                                                                      - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование связной речи учащихся с нарушением интеллекта и приемы ее коррекции».

В данной работе проводится анализ связной речи учащихся с нарушением интеллекта. Работа содержит самостоятельные высказывания учеников на заданную тему. Целью исследования было определение дефектов св...

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

особенности развития связной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

В данной презентации приводятся данные исследования учащихся подготовительного класса школы VIII вида. Обследование проводилось по методике В.П. Глухова. Обозначены цель, объект, предмет, задачи иссле...

Выступление "Особенности развития связной речи при написании сочинения у глухих школьников"

В  выступлении раскрываются особенности речевого развития глухих школьников. Развитие связной речи является одной из самых актыальных проблем в современной специальной методике обучения глухих де...

Статья "Особенности развития связной речи у школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка"

Данная статья может быть полезна учителям-дефектологам на уроках русского языка...

Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта

Под термином познавательная сфера в научно –теоретической литературе рассматривается совокупность познавательных процессов, речь и общение. Таким образом, развитие...