Система патриотического воспитания в МКОУ Вознесенской ОШ-И
статья
В статье представлена система работы по патриотическому воспитанию с учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Система патриотического воспитания в МКОУ Вознесенской ОШ-И
Зам. по УВР Ощепкова Е.М.
В настоящее время особо актуально встал вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения России из-за обострившейся политической обстановки вокруг страны. Военные действия на Украине и происходящие в мире военно-политические процессы подчас носят деструктивный и негативный характер для государственной безопасности Российской Федерации.
Мы, к сожалению, стали свидетелями времени кризиса и санкций, когда со страниц газет и журналов западных СМИ, западного телевидения идёт откровенная антироссийская пропаганда, где попирается русское православие, русское слово, права и свободы гражданина Российской Федерации.
Поэтому основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами ОУ- это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных, названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Единая Концепция ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который вступил в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивает значимость и актуальность патриотического воспитания и отводит главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.
Процесс формирования патриотических качеств личности в специальной (коррекционной) школе осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Формирование высших духовных чувств у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Это обусловлено следующими причинами:
1.Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий .
2.Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.
Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников с умственной отсталостью с (интеллектуальными нарушениями) принадлежит учителю, классному руководителю, воспитателю.
При определении направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с умственной отсталостью, мы опираемся на программу духовно-нравственного развития, предложенную в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (вариант 1).
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
1) Социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,нравственного сознания и поведения, жизненно важных социальных компетенций.
2) Коррекция нарушений развития психических функций умственно отсталых воспитанников.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования
личностной культуры , социальной культуры, семейной культуры определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2)Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе реализации программы духовно-нравственного развития
положен принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников.
Содержание и используемые формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся, уровню их интеллектуального развития, а также предусматривают учет психофизиологических особенностей и возможностей детей и подростков.
Направления и формы работы по реализации программы духовно-нравственного развития
Направления работы в рамках ОУ
Урочная деятельность:
Все предметы, включённые в Учебный план ОУ
Внеурочная деятельность:
-курс внеурочой деятельности «Разговоры о важном»
-классные часы;
-кружки;
- предметные недели;
-коллективные творческие дела;
- акции.
-участие в школьной ДОО «Пчёлка»
В рамках социального партнерства
- Дом детского творчества;
- Муниципальный и районный центр культуры;
- Краеведческий музей (с. Венгерово, МКОУ Вознесенской СОШ, г. Татарска);
-районная и сельская библиотека;
-МКОУ Вознесенская СОШ
-и т.д.
Формы работы
1)Дискуссии, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
2)Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
3)Экскурсии, встречи, целевые прогулки.
4)Тематические и творческие вечера духовно-нравственной направленности.
5)Трудовые дела.
Методы работы
Наглядный метод используется во время:
- чтение педагогом рассказов;
- показа духовно-просветительских фильмов;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- экскурсий по селу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- цикла духовных бесед с воспитанниками;
- ответов на вопросы педагога, воспитанников;
- разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется во время:
- посещения музея, библиотеки;
- краеведческие походы.
Используемые формы и методы должны позволить обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-сформировать духовно-нравственные ценности личности;
-уметь формировать свое собственное мнение и корректировать самооценку;
-уметь проявлять терпимость и эмпатию в общении с окружающими;
-сформировать коммуникативные навыки.
Оценка результатов реализации программы происходит с помощью диагностики уровня духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также оценки достижений планируемых результатов, которые необходимы для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Целью диагностики является выявление качества и уровня духовно-нравственного развития и воспитания у/о школьников.
Кроме программы духовно-нравственного развития система работы по патриотическому воспитанию наших обучающихся во внеурочное время представлена в школьной Рабочей программе воспитания, где есть направления:
- патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
Основная работа по патриотическому воспитанию обучающихся проходит в процессе внеурочной, внеклассной деятельности. Преимущества внеклассной деятельности в том, что она не ограничена временем и пространством, содержание патриотического воспитания не регламентировано жёстко учебными планами, программами, поурочными планами. Внеклассная работа располагает большими возможностями для вовлечения школьников в активную деятельность, вне которой невозможно формирование личностных качеств.
Виды деятельности и формы занятий во внеурочной деятельности направленные на воспитание гражданственности, патриотизма включают в себя:
- получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Гимном, Флагом Российской Федерации (в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственной символике, еженедельный вынос Флага РФ);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского содержания, День защитника Отечества, военно-спортивная игра «А, ну-ка, мальчики»; конкурс-смотр военной песни, конкурса рисунков, взаимодействие с районной и сельской библиотекой, МЦК);
- знакомство с важнейшими событиями нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий; посвященных государственным праздникам, организация и проведение праздничных мероприятий и концертов: День Победы, День народного единства, День юного героя антифашиста, Первый космонавт - Юрий Гагарин и т.д.);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед по ознакомлению с историей и культурой родного края, тематические классные часы: «С чего начинается Родина?», «Родина моя - Россия», «Достойные сыны Отечества», посвящённые малой Родине , просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников краеведческой направленности, экскурсий в районный краеведческий музей и краеведческий музей МКОУ Вознесенской СОШ, сюжетно-ролевых игр, фестивалей, туристско-краеведческих походов)
- проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, выставки рисунков «Война глазами детей».
- воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми древнейших народных праздников: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведении ежегодного общешкольного праздника «Масленица». У ребят появляется возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водят хороводы, играют в народные игры, слушают заклички и потешки, угощаются блинами.
- широко используем в своей работе приемы театрализации. В этом нам помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
- воспитание патриотизма осуществляется через участие в экологических акциях (День Земли, Сад Памяти, субботники, акция «Чистый берег», содержание в порядке сельской Тополиной рощи, экологическая тропа и т.д.)
- патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые ко Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это Уроки Мужества, участие в школьном конкурсе чтецов о войне, конкурсе патриотической песни, участие в митинге Победы, знакомство с военной символикой, волонтёрская помощь ветеранам т руда и труженикам тыла, акция «Письмо солдату» и т.д..
В работе по патриотическому воспитанию используется широкий спектр художественной, научно-познавательной литературы, аудиоматериалы и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.
Для более успешной организации гражданско-патриотического образования мы учитываем следующие правила:
- Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину.
- Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.
- Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров, исключить назидательность, однообразие, скуку.
- Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать. Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, неудач, поступков.
- систематическое проведение тематических мероприятий на протяжении всего учебного года, тщательный отбор материала (особенно его регионального компонента).
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных ребенку с особыми образовательными потребностями.
Социальный опыт умственно отсталого ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.
Успешность и результативность патриотического воспитания обучающихся во многом зависит от единства целей и задач начального, среднего и старшего образования. И напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентности педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным педагогм, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль педагога уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.
Мы убеждены и можем с уверенностью сказать, что интересные, живые формы работы по патриотическому воспитанию благоприятно воздействуют на эмоциональные переживания умственно отсталых школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/07/picture-13364.jpg)
Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания
В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все...
Развитие системы патриотического воспитания
Развитие системы патриотического воспитания, рассмотрена на примере работы школ района...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23070.jpg)
Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...
Урок Мужества в системе патриотического воспитания школьников
В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/20/picture-96852.jpg)
Тема политических репрессий 30-х годов в системе патриотического воспитания
Задача воспитания гражданственности должна пониматься, как мне кажется,как воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-13362-1351968102.jpg)
Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания
В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм ка...
Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.
Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...