Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
статья по краеведению (8 класс) на тему

Володькина Лариса Анатольевна

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы.  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий принцип одним из ключевых в условиях формирования краеведческой культуры школьников. Само содержание краеведения междисциплинарно и является интегратором краеведческо-гуманистических знаний из различных предметов и несет в себе познавательный потенциал, обеспечивающий становление культуры личности. Краеведение реализуется за счет включения школьников в реальную практическую деятельность. В статье рассматривается внеурочная деятельность по краеведению по следующим напавлениям: кружковая работа, деятельность клуба "Незабудка", работа в школьном музее, исследовательская деятельность и эколого-туристическое направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya_mgosgi.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.

  Понятие «краеведение» широко распространено в школьной практике. Его определяют как школьное краеведение, которое представляет педагогический процесс организации деятельности учащихся, связанный с познанием родного края и применением полученных знаний.

  В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий принцип одним из ключевых в условиях формирования краеведческой культуры школьников. Само содержание краеведения междисциплинарно и является интегратором краеведческо-гуманистических знаний из различных предметов и несет в себе познавательный потенциал, обеспечивающий становление культуры личности. Краеведение реализуется за счет включения школьников в реальную практическую деятельность.

Цель краеведческого воспитания - формирование краеведческой культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную) по изучению уникальной территории родного края.

Основные задачи краеведческого воспитания:

1.формирование системы личностно значимых краеведческих знаний, отражающих историческую и социальную уникальность родного края;

2.развитие опыта познавательной, коммуникативной, практико-ориентированной деятельности школьников;

3.развитие патриотических и гражданственных чувств, ответственного отношения к пространству малой родины, России;

4.формирование краеведческой культуры школьников;

Сегодня школьное краеведение играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Краеведческая работа в нашей школе ведется как на уроках истории, географии, биологии, литературы, так и во внеклассной краеведческой работе, что развивает кругозор, знания, умения учащихся и повышает уровень самостоятельной работы.

Внеурочная деятельность по краеведению ведется по следующим направлениям:

1.объединение на общественной основе школьников для формирования краеведческих навыков работы;

2.организация научно-исследовательской  деятельности по изучению и сохранению культурного и исторического наследия;

3.кружковая деятельность – детское объединение «Юный краевед»;

4.организация эколого-краеведческой и туристко-краеведческой деятельности;

5.краеведческая деятельность клуба «Незабудка»;

6.сотрудничество с поселковой библиотекой – проведение встреч, круглых столов;

7.пропаганда результатов краеведческой деятельности через участие в конкурсах по краеведению, выступления перед учащимися своей школы и школ района;

1.Кружковая деятельность

  Основной формой внеклассной работы по краеведению является кружок. Кружок самодеятельное объединение учащихся. Познавательное значение кружковой работы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания детей, развивает у них интерес к науке, технике, искусству, природе, развивает способности и творческий потенциал учащихся. Кружок объединяет учащихся общими интересами и работой по определенному плану. Работа кружка организуется на основе принципов добровольности, активности  и самостоятельности его участников. В МОУ Сергиевской СОШ мы еще стараемся вовлечь в кружковую деятельность детей «группы риска», стоящих на внутри школьном учете. В нашей школе, я, уже четвертый год веду кружок «Юный краевед». Для этого мной разработана образовательная программа на 3 года обучения, с целями, задачами и содержанием работы с учетом возраста участников. Ребята выбирают совет кружка, старосту, обсуждают план работы, подводят итоги предыдущего года обучения.

Тем, кому интересна история родного края, приходят на занятия, которые проходят в школьном музее.  Работа школьного кружка «Юный краевед» строится на четырех основных направлениях: краеведение, музееведение, организация краеведческой работы, основы безопасности. История коломенского края, история сел близлежащих сел, работа над топонимами названий, наш край в поэзии, музыке, живописи, туристические возможности края, составление краеведческого паспорта, экскурсии, выпуск буклетов, подготовка презентаций – вот малая часть содержания нашей работы. Много времени уделяется музееведению, где ребята знакомятся с историей музейного дела, с профилями музеев, учетом и хранением  школьных фондов, подготовкой тем экскурсий, лекторских групп.

  Содержание и форма проведения занятия определяют порядок подготовки к нему. Я, как руководитель заранее намечаю формы участия в работе членов кружка, оказываю им помощь в подготовке сообщений, поиску материалу, подготовке презентаций, распределяю поручения между кружковцами.  Занятие кружка проходит по разработанному плану. План включает вводное слово руководителя, сообщения учащихся. Если занятие носит практический характер, то ему предшествует необходимый инструктаж. В конце занятий подводится итог и дается оценка деятельности детей.

  Т.о. кружок играет важную роль в формировании познавательного интереса учащихся к школьным предметам, развивает творческий потенциал и практические навыки личности. Именно кружковая деятельность способствует заполнению свободного времени ребенка интересными делами. Междисциплинарные творческие и учебно и учебно-исследовательские проекты в краеведческой  работе ориентированы на деятельность, направленную на эмоциональное восприятие, являются важным компонентом подготовки школьников к профессиональной деятельности и вырабатывают определенную жизненную позицию.

2. Клубная деятельность

  Деятельность клубов приоритетно направлена на развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, на реализацию дополнительных образовательных программ, оказание социальной помощи в интересах личности, общества.  Клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них. Групповая - это деятельность различного рода клубных объединений.  Наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка. Клубное объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена школьного коллектива, добровольностью вхождения в объединение.

 В нашей школе клубное объединение было создано в прошлом учебном году на базе параллели 6-х классов. Такая деятельность учащихся по интересам способствует сплочению детей и повышает воспитательную эффективность классного коллектива. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции.

Первым опытом моей работы было создание краеведческого клуба «Патриот», в 2002 году, объединявший учащихся 5 класса на базе Сергиевской поселковой библиотеки. Совместно с ребятами, заведующей библиотекой Сусляковой Л.Д. мы разработали Устав клуба, паспорт, формы работы, девиз. Ежегодно выпускали абонемент с планом работы, краткими тезисами клубных форм деятельности. Например: «Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в увлекательных заседаниях клуба «Патриот», на которых ты узнаешь много нового и интересного из истории нашего Отечества, Коломенского края, своего поселка, познакомишься с культурными традициями и замечательными людьми». Тематика нашей деятельности разнообразна. Это встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции, беседы, викторины, составление родословного дерева. Наша деятельность имела большой положительный результат: удивление, любопытство, открытие для каждого чего-то нового, активность. Ребята были не только слушателя, но и участниками: готовили сообщения, писали сценарии, совершали экскурсии.

  В настоящее время клубная работа продолжается в деятельности эколого-краеведческого клуба «Незабудка». Название выбрано ребятами не случайно: цветок «незабудка» - характеризует экологическое направление, «незабудка» - как метафора, память о прошлом. Деятельность нашего клуба также разнообразна: исследование родничков, мониторинг реки Москвы, экскурсии, походы, создание презентаций по истории сел, выпуск краеведческого паспорта края, создание буклета «Доброе слово о людях села».

 Пока память будет жить в наших сердцах, то сохранится правда о Великой Отечественной войне. Участники клуба «Незабудка» не остаются равнодушными. На базе Сергиевской поселковой библиотеки прошел целый цикл мероприятий, посвященный военный тематике:

-уроки мужества;

- встречи с односельчанами, которые в годы войны были детьми, кто на оккупированной территории, кто узниками детских концлагерей. Рассказы этих пожилых людей просто потрясли ребят;

- вахта Памяти;

- участие в акции «Георгиевская ленточка»;

- конкурс боевых листков;

  Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы.

3. Музейная педагогика

  Подход к музею как к модели многомерного мира вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Ребятам очень нравится, когда они приходят в музей все потрогать, пощупать. И это им разрешается: повязывать галстуки, трубить в горн, собирать фрагменты керамики, надевать солдатские пилотки.  

  В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Музей обладает большим образовательным потенциалом, особенно если этой деятельностью занимаются и учащиеся. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.   Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к  организации деятельности школьного музея, являются: музейный предмет, музейная культура .

 Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

  Если вам придется побывать в Сергиевской средней общеобразовательной школе имени М.С.Трифонова, пройдите по коридору первого этажа и остановитесь около двери с надписью: «Школьный историко-краеведческий музей». Войдите и  на минутку застыньте в молчании. Здесь, учащиеся нашей школы бережно хранят память о тех односельчанах, кто ушел на фронт. Учащиеся  любят бывать в нашем музее. Для того, чтобы мы помнили и чтили великий подвиг, живет и работает наш школьный музей.

Направления деятельности школьного музея:

 Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Наша работа:

- исследование предметов, найденных в ходе поисковой деятельности в Новгородской области,  в деревне Мясной Бор;

- исследование фотографий времен Великой Отечественной войны;

  9 мая 2009 года на торжественной линейке, посвященной празднику Победы, в МОУ Сергиевской средней общеобразовательной школе стартовала акция «Письмо, фотография, открытка с фронта». Эта связь поколений   не даст забыть нам, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, расскажет молодому поколению, тем, кто уже не застал дедов-фронтовиков, о войне и для кого Великая Победа страны, стала лишь страницей из учебника истории. Ребята приносили семейные реликвии, с историями, рассказами, о войне которых нет в учебниках, которые хранит каждая семья,  их немного, но судьба каждой уникальна.

Вот некоторые из них:

«Война - это горе, слёзы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду. Много жизней унесла война. Не было семьи, не потерявшей отца или сына, матери, брата, сестры, дочери. В нашей семье есть своя боль». (Сидорова Л. 13 лет. )

«... Отец моей бабушки ушёл на фронт в начале войны после окончания автошколы. Он был водителям «Катюши». Участвовал во многих боях. Не знаем мы, где он похоронен, а может жив?! Тяжело читать его последнее письмо с войны: «Ржев горит, земля горит под ногами»... Письмо на простой, грубой бумаге, химическим карандашом.   Много лет прошло после этой страшной войны. Память о нём всегда будет жить в нашей семье...» (Ильичева О. 12 лет)

«Я хочу рассказать о своем прадеде – Балашове Михаиле Алексеевиче. В армию призвали в 1941, служил в пехоте, был сапером. От сапера требовалось много терпения, мужества, выносливости. В одном из  боев прадед был серьезно ранен, а его товарищи убиты. Врачам пришлось ампутировать ему ногу.  Он воевал до 1943 года и был награжден боевыми наградами. Дед прожил достойную, героическую жизнь» (Балашов Антон 13 лет)

 Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Наша работа:

- оформление экспозиций «Долина смерти», «История одной фотографии»;

- оформление календаря «Наша победа. День за днем»;

- издание буклета  «Подарок ветерану» к 65-летию Победы;

- запись музыки военных лет, речей И.В.Сталина, К.Д.Жукова;

  Несколько слов хочется сказать о создании экспозиции «Долина смерти». В 1993 году учащиеся школы ездили на поисковые работы в Новгородскую область. Найденные ими  предметы были привезены в школу и в течение двух лет выставлялись ко Дню Победы. Школьного музея еще тогда не существовало, и постепенно про находки забыли, «убрали на долгое хранение в кабинет истории». Активисты школьного музея нашли их в лаборантской кабинета, по сохранившейся фотографии узнали ребят, которые ездили на раскопки, пригласили их в школу. Так началась создаваться экспозиция. Информация, которую получили ребята из рассказа поисковиков, сведений на интернетсайтах буквально потрясла. Мясной Бор – это трагическая страница истории нашего Отечества истории Великой Отечественной. Мясной Бор - так, словно по чьей-то злой иронии, был назван небольшой населенный пункт в Новгородской области, которому судьба уготовила страшную роль - стать кровавой мясорубкой, перемоловшей в 1942 году в ходе Любанской операции многие десятки тысяч жизней и судеб советских солдат 2-й ударной армии Волховского фронта.         Экскурсионное. Основной формой массовой работы являются экскурсии. Экскурсии  могут   быть   обзорные   –   по   всей   экспозиции     музея   и тематические   –   по   отдельной   конкретной   теме. На   базе   музея   проводятся  встречи  с   участниками  Великой  Отечественной войны,   ветеранами   труда,   с   писателями,   поэтами.        

Экскурсоводом   может   быть   каждый,   кто   любит   музей,   умеет   интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.  

Наша работа: подготовка и проведение экскурсий к созданным экспозициям;

- «Защищали Родину наши земляки»;

- «История одной фотографии» (по итогам акции «Письмо, фотография, открытка с фронта);

- «Долина Смерти»;

- «Версты войны»;

- «Живое слово – благодарность тем, кто сражался за Победу»;

-«История Парфентьевской школы», «История пионерской организации школы»;

-Жил на земле человек» (каждый год 15 октября);

 Создана новая экспозиция «Доброе слово о людях села». Активисты музея собрали информацию о самых известных людях нашего поселка. Занимались интервьюированием, фотографированием и оформлением. Была проведена большая работа, связанная с составлением экскурсий. На базе школьного музея прошел районный семинар школьных музеев по теме «Работа с документацией». Активом музея и экскурсоводами были предложены экскурсии по истории школы и проведена деловая игра «Создаем музей».

4. Исследовательская и проектная деятельность школьников

  Новые цели образования,  которые ориентированы на воспитание и развитие личности, готовой к активности, творческой самостоятельности и ответственности в жизненных ситуациях, обусловили модернизацию структуры учебных дисциплин, разработку новых подходов к содержанию, к результатам обучения. Одним из направлений модернизации образования является переход на компетентностную основу, который подчеркивает, прежде всего,  действенную сторону  результатов обучения, их практическую значимость. В связи с этим практическая деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса, а исследовательская и проектная деятельность обучающихся на экспериментальной площадке – средством подготовки учеников к жизни, развития их ключевых компетенций, практических навыков и умений.  

Исследовательская деятельность, как образовательная технология направлена на приобщение учащихся к активным формам получения знаний, самообучению, саморазвитию. От исследовательских работ школьников нельзя ожидать что-то новое, но в ходе ученического исследования сами ребята открывают для себя что-то новое. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

- актуальность темы, недостаточность изученности и важность в практическом отношении;

- реальная выполнимость;

- соответствие личным интересам ученика;

Вот некоторые итоги: С 2005 года мы принимаем участие в конкурсе историко-краеведческого движения «Отечество». В соответствии с программой туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» предполагается работа 8 тематических секций. С 2008 года мои ученики принимают участие во Всероссийском  конкурсе историко-церковного краеведения.  Темы всех исследовательских работ связаны с краеведением. Поисковая работа на основе исследовательской деятельности, способствует сохранению исторической памяти, несет в себе огромный образовательный, воспитательный, развивающий потенциал.

5. Туристко-краеведческая и эколого-краеведческая деятельность

Этот вид деятельности  позволяет объединить все вышеперечисленные формы в единую систему краеведческого образования. Изменяющая действительность, новые учебные технологии потребовали поиска новых форм работы в этой области. Не отказываясь от традиционных форм работы, мы попытались объединить некоторые направления краеведения и экологии. Так зародился проект разработки туристических маршрутов, который совместил краеведение, экологию, туризм и отдых.

 При разработке таких маршрутов у ребят вырабатывается умение самостоятельно работать с историческим и природным материалом, формируются навыки анализа и самое главное работа в коллективе, позволяющие сделать каждого школьника равноправным членом творческого коллектива, воспитывает  обязательность, ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки.  Реализация маршрутов позволяет на практике побывать в роли «историка», «ученого», «экскурсовода», журналиста, фотокорреспондента. Разработка маршрута начинается с выбора объекта. Затем ребята делятся на группы: координаторы, организаторы, лаборанты, хроникеры и др.

Вариант разработанного и пройденного маршрута: школа-с.Коробчеево – школа.

Готовится маршрут: школа – д.Исаиха – школа.

Примером  практической направленности экологической работы является работа по исследованию родников. Перед учениками была поставлена задача – провести обследование 2-х родников на территории Пестриковского поселения (окского  в Коробчееве и полевого родника у аэродрома в Коробчееве), изучить  их расположение, окружающую территорию, составить их  паспорт, провести исследование родниковой         воды, разработать и провести мероприятия по очистке и благоустройству родников.  В ходе реализации данного проекта,  обучающиеся не только провели гидрологические, зоологические, ботанические, химические исследования родников, составили их паспорт, сделали вывод о непригодности использования воды родников для питья, но и ежегодно весной проводят ревизию санитарного состояния родника, уборку прилегающей к родникам территории. Печально, что, несмотря на наши усилия, территория у окского родника превращается в свалку.

В ходе экологических маршрутов формируется умение вести наблюдения в природе,  проводить полевые исследования, картировать полученную информацию. Очень ценным является то, что дети не только констатируют выявленные факты, но и выявляют тенденции экологических процессов, а также предлагают меры по улучшению экологической ситуации.

Таким образом, туристско-эколого-краеведческая деятельность обучающихся позволяет усилить практическую направленность обучения, добиться того, чтобы знания не  остались мертвым грузом, а трудноусвояемый материал стал интересным. Поэтому мы планируем  продолжать работу, расширив рамки маршрутов на территории Коломенского района.

6. Заключение

Примеров использования краеведческого материала можно привести достаточно много. Но главное, в  воспитании положительных качеств наших детей зависит от учителя. Его компетентности, профессионализма, желания сотрудничать с ребятами, участвовать в поиске, совершать экскурсии, ходить в походы. Только тогда будет успех, только тогда мы сможем воспитать настоящих граждан своей страны.

Список использованной литературы

1.Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.

2.Бычков Г.И., Девятериков А.Н. Коломенский край (страницы истории). – М.; Советский спорт, 1995. – 128с.: ил.

3. Б. Гладарев, О. Лейкинд. Краеведение и гражданское общество СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2004. 192 с.

4. Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: «Глобус», 2007. — с. 208, 211-214.

6. Маевский И.В. Очерки по истории Коломенского края.- Коломна, 2004

7. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: В сб. «Культурно-образовательная деятельность музеев». – М.: ИПРИКТ, 1997.

8. Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

9.Тороповцев А.П. История Московской земли /- М.; Эксмо, 2007. – 656 с.: ил.

Володькина Л.А. 2011 год



 

Комментарии

Спасибо за интересный опыт работы.