Воспитание ребенка с ОВЗ (работа с родителями)
консультация

В данной материале рассматриваются основные проблемы:

- в воспитание ребенка с ОВЗ в семье

- этапы переживания ситуации, когда родители впервые узнали о проблемах в развитии своего ребенка

- рассмаириваем конфликтные ситуации и пути их решения  В заключении проводится ситуативная игра, с последующим разбором действий и использованием преобретенных знаний.

Данный материал возможно использовать на родительских собраниях, групповых консультациях, "Школа для родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_rebenka_s_ovz.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание ребенка с ОВЗ (тренинговое занятие)

  1. Встаем в круг. Игра «Встанет, тот…»

- у кого ребенок мальчик?

- у кого девочка?

- у кого двое детей?

- у кого ребенок капризничал, закатывал истерику и вел себя неадекватно в общественном месте?

Вот, как нас много, именно об этом, мы сегодня поговорим. Для этого мы сядем в круг . Круг –это замкнутое пространство, круг-кольцо-это символ семьи, и мы тоже большая семья. Сидя в кругу, вы можете испытывать максимально комфортное состояние, и быть уверенными что здесь помогут.

  1. Мы сегодня поговорим с вами о наших особенных детях.

- Давайте вспомним тот момент, когда вам впервые сказали, что ваш ребенок не такой, как все…

Этапы переживания горя:

1.  Отрицание – вы все ошибаетесь, это не так!

2. Сделка – я сделаю все, что угодно, чтобы все изменить, исправить, переделать…

3. Гнев – все вокруг против меня, всех ненавижу.

4.  Депрессия – я ничего не могу, я уже ничего не хочу, мне все равно…

5. Принятие ребенка.

 

Одна из первых проблем – это озабоченность тем, «что люди скажут (или подумают)».  Мы живём среди людей, в обществе, и поэтому вполне понятно, что их мнение для нас может быть небезразлично. Однако в данной ситуации, которая касается вас и вашего ребёнка (а ведь он – один из самых дорогих и близких человечков!) слушать лучше не окружающих, а своё сердце.  Ведь только вы (а не соседи, друзья или знакомые) знаете, сколько не только трудностей, но  и радостей приносит вам ваш малыш…

Чувство вины – ещё одна трудность, характерная для родителей ребёнка с ОВЗ.  «Я виноват(а) в том, что у меня ребёнок не такой, как все… », «Если бы раньше знать, тогда можно было бы…», «Наверное, мы что-то сделали не так…» - эти и подобные мысли очень часто возникают у мам и пап. Здесь хочется сказать, что на самом деле никто, ни один родитель, будь он хоть сто раз прекрасен во всех отношениях, не застрахован от появления в семье «особого» ребёнка.

      Чувство обречённости, неверие в то, что ситуацию можно если не исправить, то хотя бы улучшить. А это ведёт к тому, что родители  прекращают всякие попытки помочь ребёнку или останавливаются лишь на том, чтобы состояние его не ухудшилось – «А какой в этом смысл? – говорят они, - Всё равно лучше вряд ли будет».

    Я считаю, что причина такого поведения взрослых – недостаток знаний об имеющихся у ребёнка нарушениях и способах их преодоления, и, конечно, недостаток веры в свои силы, в возможности медицинской, педагогической, психологической и иной реабилитации, в Бога. А ведь есть огромное множество примеров, когда «особые» дети вырастали удивительно талантливыми, обаятельными, умными людьми! Буквально вчера прочитала такой неожиданный факт о Томасе  Эдисоне.

«…….Однажды юный Томас Эдисон вернулся домой из школы и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".
  Через много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века) он однажды пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".
   Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: "Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века".

Поэтому, дорогие мамы и папы, несмотря ни на что,  верьте  в лучшее и ни в коем случае не опускайте  руки! Делайте не только то, что нужно и  что можно, но и то, что сверх этого! Ведь этот ребёнок, каким бы он ни был – ваш, и вы горячо его любите таким, как есть. И если он не станет  великим, талантливым, если он всегда будет отличаться от других – меньше любить вы его из-за этого не станете. Потому что всё равно он – уникальный. Ставьте цели и добивайтесь их…

Медитация –визуализация «Внутренний проводник».

Займите удобное положение. Закройте глаза и расслабьтесь. «Сказка о милостливой судьбе» .

    Цвели рядышком два деревца, молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.

- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. – У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные….

- Нет, - говорило другое,  - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет , пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что- нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке….

И чтобы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе

Сережки и дорогие бусы. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж -  спроси у ветра. Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда то первым деревцем, - расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостливой судьбе.

Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.

  1. Но вот и наступает тот момент….Когда вы приняли, что ваш ребенок особенный, вы знаете теоретически как должно быть, но вот практически редко удается реализовать

   Огромной проблемой для родителей, является поведение ребенка в общественном месте: крики, капризы, истерики, плач, могут упасть на пол и стучать головой, ногами, требуя  своего, осуждение со стороны общества….и т.д. Давайте попробуем разобраться с этим…..почему они себя так ведут?

    Детская истерика - это приступ гнева или отчаяния. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит.

 Педагоги Элен Невилл и Диана Кларк Джонсон, авторы книги "Характер: Работа над врожденными особенностями вашего ребенка", подразделяют детские истерики на два типа:

Истерика характера: Это выражение характера ребенка. Цель такой истерики в том, чтобы разрядить эмоциональное напряжение. Когда от ребенка требуется сделать что-то, что сталкивается с проблемными чертами его характера, созданное такой ситуацией напряжение может вылиться в истерику. Потребность в пище, сне, физической разрядке или просто возбужденное состояние также вызовут эти истерики.

Решение – избежать их. Старайтесь избежать ситуаций, когда ваш ребенок переутомляется, перевозбуждается, становится голодным или должен долго сидеть не двигаясь.

Манипулятивная истерика: Цель этой истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми. Такая истерика происходит тогда, когда ребенок получает в чем-то отказ: он хочет играть с игрушкой, которую держит другой ребенок; он хочет танцевать на новом ковре в гостиной и одновременно пить виноградный сок; он хочет рисовать фломастерами на стене.

    А ведь жалобы ребенка, это не пустое нытье, как полагают многие. У самых распространенных из них есть вполне определенный тайный смысл, который он, таким образом, чадо пытается донести до мамы или папы.

Жалоба №1. На усталость

Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» — и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.

Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатирует факт и ждет от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь ваше внимание. Если вы наоборот чрезмерно загружаете его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А вот стонать чадо начинает каждый раз, когда вы даете ему неприятное задание – это всего лишь способ манипулировать вами. При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять вашу просьбу. В общем, просто ребенку кажется, что жалобы на усталость звучат менее обидно для вас и более правдоподобно для него.

Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сына или дочери. Таким образом, вы покажите, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за ребенка.

Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» — сейчас не время критики. Если ребенок вами манипулирует, не нужо демонстрировать, что вы знаете истинную причину его капризов — «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.

Жалоба № 2. На скуку

Варианты: На вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.

Тайный смысл жалобы: Малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.

Как отвечать: Предложите ребенку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.

Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно.

Жалоба №3. На других детей

Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» — и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие — один он хороший.

Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз — это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.

Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – не влезайте. Дайте чаду возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».

Что не надо говорить: «Ты сам виноват» — сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.

Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)

Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть».

Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…

Как отвечать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается – объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.

Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» — не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» — подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых (которые не выполняют ваши требования по его воспитанию).

Жалоба №5. На нехватку свободного времени

Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать — «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.

Тайный смысл жалобы: Возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.

Как отвечать: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени – составьте вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.

Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» — ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» — если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.

Жалоба №6. На проблемы в детском саду

Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».

Тайный смысл жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.

Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы малыша. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).

Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.

Жалоба №7. На жизнь

Варианты: На вопрос «Как дела» — у ребенка всегда один ответ — плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).

Тайный смысл жалобы: У ребенка пессимистический склад характера. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – внимательно проанализируйте свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.

Как отвечать: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждайте дома различные проблемы. Прежде всего, постарайтесь сами научиться радоваться настоящему и акцентируйте внимание крохи именно на положительных моментах. Заведите традицию длиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался. Первое время вам придется вытягивать из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научиться обращать внимания именно на положительные моменты жизни.

Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» — от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.

  1. Правила поведения для родителей

Читаем по кругу, по 1 правилу

     Детские истерики и капризы очень часто являются следствием неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто подобное, только с еще большей силой.

    Родителям следует четко определить список разрешенных и запрещенных вещей, и всегда придерживаться однажды установленного запрета..

    Если мама не разрешила, значит нельзя; папа сказал - делай. Ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.

10 правил для родителей, желающих избежать истерики 

Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:

 

1. Хороший отдых – верное оружие в борьбе с истериками.

 Удостоверьтесь, что ваш малыш достаточно отдохнул, выспался, не переутомился.

 2. Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.

 3. Отвлеките ребенка. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется.  Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет. 

4. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его.

5. «Я знаю, что ты чувствуешь».  Назовите эмоции, испытываемые ребенком: “я вижу, ты злишься” или “мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой.

6. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.

7. Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации.

8. Покидаем «место происшествия».  Спокойно удалите ребенка из помещения, где произошла истерика, лучше всего в его комнату. Скажите, что он может выйти только после того, как успокоится. Это учит малыша контролировать свои эмоции в присутствии других людей и самостоятельно находить способы справляться с ними.

9. Берите тайм-аут. Если вы боитесь потерять контроль над своим поведением, повернитесь  спиной к ребенку на некоторое время, убедившись, что он не может причинить вред себе или еще кому-либо. Не выходите из комнаты и не уходите прочь – это может напугать малыша. Просто скажите: «Я рассержена и должна отвернуться на минуту, пока не успокоюсь»

10. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих.

 

  1. Теперь, познакомившись с правилами поведения во время истерики, каприза, попробуем практически применить их

Игра- драматизация «Случай в автобусе»

Два взрослых (ребенок и родитель), которым дают четкую инструкцию поведения:

- ребенок, плачет и просит сесть у окна, затем просит пить, затем вообще не хочет ехать в автобусе и т.д.

-мама (в руках сумка, в ней телефон, книга, игрушка ), пытается успокоить ребенка, договориться с другими пассажирами

-взрослый у окна, терпит, уступает, осуждает

-другие пассажиры, осуждают

Рефлексия по игре: обсуждаем поведение мамы (не ребенка), разбираем варианты, а как бы поступила я….

  1. Обсуждение и решение проблемных ситуаций «Домашнее задание» (записочки)
  2. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль родителей в воспитании ребенка

тема для родительского собрания...

Советы родителям по воспитанию ребенка

Все родители знают, как правильно кормить и одевать ребенка. Кроме того, необходимо читать книги о детской психологии. В них психологи подробно рассказывают, как общаться с ребенком и на какие моменты...

отчет и занятия по теме: "Воспитание семейных ценностей и работа с родителями воспитанников в период реабилитации"

Воспитвтельно-коррекционная работа по направлению: "Воспитание семейных ценностей и работа с родителями воспитанников в период реабилитации"...

Консультация для родителей «Лебедь, рак и щука или Разногласия родителей в воспитании ребенка»

Консультация для родителей «Лебедь, рак и щукаили Разногласия родителей в воспитании ребенка»...

Воспитание ребенка до года: главные советы родителям.

Воспитание детей лучше всего начинать уже с первых недель его жизни. Начиная с рождения и до года – это время активного физического развития малыша, его адаптации к окружающей среде и приоб...