Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости
статья

Клочкова Елена Сергеевна

Доклад на заседании ШМО специалистов сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников,

 развивающихся на фоне умственной отсталости»

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», вступившим в силу 1 сентября 2020 года, инициативной группой педагогов школы была разработана Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Создание программы воспитания имеет триединую цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – учесть специфику воспитательной работы нашей школы. Третье – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.

 Разработанная Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» заменяет собой все ранее используемые в работе школы программы воспитания. Она построена с учетом специфики работы с школьниками, развивающимися на фоне умственной отсталости и особенностей их психофизического развития. Важно понимать, что программа воспитания это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

 Программа имеет модульную структуру. Каждое направление воспитательной работы соответствует отдельному модулю. В структуре программы имеются инвариантные модули, т.е. обязательные для каждой школы и вариативные, самостоятельно отбираемые для реализации каждым образовательным учреждением с учетом имеющихся возможностей и специфики деятельности. Включение инвариантных и вариативных модулей в программу воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является залогом успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости.

К инвариантным модулям Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» относятся:

- «Классное руководство»,

- «Школьный урок»,

- «Курсы внеурочной деятельности»,

- «Работа с родителями»,

- «Самоуправление»,

- «Профориентация».

Вариативными модулями выступают:

- «Ключевые общешкольные дела»,

- «Детские общественные объединения»,

- «Волонтерство»,

- «Организация предметно-эстетической среды»,

- «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска»,

- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы  безопасного дорожного движения».

Цель Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» - формирование гражданской позиции, понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека, практической готовности к бытовому и производительному труду, ведения здорового образа жизни, воспитания законопослушного гражданина, осознания своей роли в жизни общества.

Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач:

- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

- вовлекать школьников во внеурочную деятельность, реализуя их воспитательные возможности;

- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

- организовывать профориентационную работу со школьниками;

- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

- организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;

- организовывать работу с обучающимися и семьями, состоящими на различных видах учёта;

- воспитание у школьников с умственной отсталостью устойчивых положительных качеств, осуществления духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем;

- создание условий для развития личности обучающихся, способных ориентироваться и действовать в динамично-изменяющейся дорожно-транспортной среде, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ.

Одним из важнейших модулей в программе выступает модуль «Классное руководство». Данный модуль относится к инвариантным, то есть, обязательным для каждого образовательного учреждения, т.к. деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к ученикам. Классный руководитель способствует максимальному развитию каждого ребенка, сохранению его неповторимости, раскрытию его талантов и созданию условий для духовного, умственного, физического совершенства. Особенно важной деятельность классного руководителя является в воспитании школьников с умственной отсталостью. Глубокий интерес педагога к ученикам с ментальными нарушениями, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и вхождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием в социум, развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Целью реализации модуля «Классное руководство» является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач:

- формирование и развитие коллектива класса;

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов, обучающихся;

- организация системной работы с обучающимися в классе;

- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

В рамках модуля «Классное руководство» предусмотрены следующие направления работы:

  • работа с классным коллективом:

- проведение тематических классных часов;

- групповые беседы с классом/частью класса по актуальным вопросам;

- организация дискуссий, игр, состязаний;

- проведение экскурсий;

- привлечение к участию в конкурсах, акциях;

- вовлечение в общественно полезный и творческий труд;

- выбор актива класса (с распределением обязанностей), представителей в Актив школы;

- проведение инструктажей с регистрацией в журнале.

  • индивидуальная работа с учащимися:

- знакомство с личным делом каждого ученика;

- посещение на дому, знакомство с родителями, жилищно-бытовыми условиями семьи, психологической обстановкой;

- изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх и составление уровня его  воспитанности;  

- оформление дневников наблюдений учащихся

 - индивидуальная работа по оформлению досье «Развитие», где  фиксируются учебные, творческие, спортивные, личностные достижения на каждого ученика, совместный анализ его успехов и неудач;

- коррекция поведения учащегося через организацию индивидуальных бесед по различным нравственным проблемам, через  предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе;

- составление плана воспитательной работы класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;

- поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем, помощь в совместном решении проблемы;

- проведение классных часов.

  • работа с учителями, преподавателями в классе:

- регулярные  консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- привлечение учителей к участию  во внутриклассных мероприятиях по предмету, делах, с целью лучшего узнавания и понимания  своих учеников;

- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;

- привлечение учителей к  участию в рейдах;

- совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом по изучению особенностей, возможностей каждого ученика,  включение его  в проводимые тренингами общения.

  • работа с родителями учащихся или  законными представителями:

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- создание и организация работы родительского комитета класса в решении вопросов воспитания и обучения  их детей;

- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;

- регулярное информирование родителей  о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

- помощь родителям школьников или их законным представителями в регулировании отношений между ними.

Не маловажным значением в осуществлении воспитательной деятельности школы является реализация модуля «Работа с родителями» с целью  согласования позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся.  Модуль «Работа с родителями» является инвариантным, обязательным, т.к. без осуществления взаимодействия с семьей школьника с интеллектуальными нарушениями не возможно полноценное его воспитание, социализация и развитие. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Деятельность педагогического коллектива  в рамках модуля «Работа с родителями» направлена на:

- организацию работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, ориентированную на совместное решение проблем личностного развития детей;

- полноправное включение родителей (законных представителей) обучающихся в процессы обучения, развития и воспитания детей;

- координацию воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

- обмен ценным опытом и находками в деле воспитания детей.

Видами и формами деятельности педагогов школы по реализации модуля «Работа с родителями» являются:

- общешкольный Совет родителей школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, круглые столы с приглашением специалистов;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Также одним из инвариантных, обязательных модулей Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является модуль «Самоуправление». Ученическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Обучающиеся, входящие в состав Актива школы представляют интересы всего ученического коллектива, они организовывают и проводят общешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела, которые им интересны, при этом развивают свои творческие способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и педагогов, но сам процесс деятельности. Развитие ученического самоуправления является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Реализация модуля «Самоуправление» способствует:

- формированию детского коллектива, системной и планомерной организации его деятельности осуществляющейся, при сотрудничестве классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора, воспитателя ГПД, обучающихся и их родителей;

- определению места конкретной личности в структуре детского коллектива;

- определению доступной коллективной деятельности;

- созданию для каждого обучающегося условий успешности, положительного эмоционального настроения;

- включению школьника во взаимоотношения с классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-организатором, воспитателем ГПД и сверстниками.

-вовлечению обучающегося в практическую деятельность, через выбор адекватных видов деятельности; определению значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

- развитию интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся.

Самоуправление в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется через организацию деятельности Актива школы и реализуется по следующим уровням:

  • школьный уровень:

- проведение заседаний Актива школы с обсуждением плана работы на четверть, на год;

- вовлечение членов Актива школы в организацию досуговой деятельности обучающихся (проведение спокойных и подвижных игр на перемене; организация и проведение утренней зарядки,  караоке и т.д.);

- дежурство по школе;

- проведение рейдов, акций;

- шефство над детьми.

- участие в деятельности Управляющего совета школы, Совета по урегулированию споров, бракеражной комиссии.

  • классный уровень:

- выбор кандидатур в Актив школы из числа обучающихся 5-10 классов;

- помощь учителю, классному руководителю в режимных моментах класса;

- проведение рейдов, акций в рамках класса;

- привлечение одноклассников к общешкольным делам.

  • индивидуальный уровень: 

- участие в творческих и спортивных мероприятиях;

- индивидуальное исполнение функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в школе служит развитию личности обучающегося с умственной отсталостью и его самореализации, так как в процессе самоуправленческой деятельности у школьников развивается коммуникативная культура, вырабатываются лидерские, социально значимые качества. Обучающиеся осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь для них становится интересной, насыщенной и увлекательной.

Реализация каждого модуля программы является важным элементом программы воспитания в целом. Однако важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания

В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания....

«Реализация воспитательного потенциала школы в контексте ФГОС третьего поколения»

Выступление на педагогическом совете школы 29 декабря 2021 года...

Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел

Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Пон...

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать ...