Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания
статья

В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания

   В настоящее время одним из направлений деятельности отечественной школы признано совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной части целостного педагогического процесса.

   Для реализации отобранных концептуальных положений воспитания необходим специальный механизм. Таким механизмом может выступить воспитательный план работы. Он является документом, представляющим содержательный  аспект педагогических средств, с помощью которых обучающийся может достичь определенного уровня воспитания, а также иметь перспективы для его дальнейшего развития.

Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании.  В воспитательном плане указаны девять обязательных направлений.

Это формирование у учеников:

1.Чувства патриотизма.

2.Чувства гражданственности.

3.Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.

4.Уважения к закону и правопорядку.

5.Уважения к человеку труда.

6.Уважения к старшему поколению.

7.Взаимного уважения.

8.Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

9.Бережного отношения к природе и окружающей среде.

.Продумываем структуру воспитательного плана. Поскольку это план педагогической деятельности, постольку и логика его построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:

— зачем мы планируем что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),

— на чем именно мы планируем сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа),

— что конкретно и как именно мы планируем действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание нашей деятельности),

— как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.

Воспитательный план должен включать 4 раздела.

Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором может быть размещена информация о специфике школы и класса, особенностях  социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, особенностях контингента учащихся.

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые  предстоит решать для достижения цели.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности», в котором необходимо показать, каким образом будет осуществляться практическое воплощение поставленных целей и задач воспитания. Данный раздел должен

состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый модуль должен быть ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и соответствовать одному из направлений осуществления воспитательной работы школы.

Воспитательная работа в старших классах проходит по 8 модулям: школьный урок, курсы внеурочной деятельности, классное руководство, работа с родителями, профориентация, самоуправление, ключевые общешкольные дела, детские общественные организации.       Профориентационный модуль является одним из отличительных модулей старшего звена обучения. Работа в рамках этого модуля строится в разной форме. Это анкетирование по профориентации,  лекции по профориентации совместно с представителями ВУЗов и ССУЗов города, участие в проекте «Большая перемена», тематические классные часы, участие в программах, направленных на  реализацию национальных проектов:«ПроеКТОриЯ», WorldSkils, «Билет в будущее». Проект «Билет в будущее» предполагает участие обучающихся в мастер-классах по разным профессиям, в ходе которых каждый ученик может испробовать свои способности в том или ином роде деятельности. Учащиеся 9-10 классов нашего лицея участвуют в этом проекте.

       Также для старшеклассников предусмотрен модуль самоуправления. Сюда мы можем отнести организацию работы Совета   обучающихся, отчёты членов Совета обучающихся о проделанной работе на заседаниях, Участие в профильных заездах, сборах, слётах по ученическому самоуправлению и др.

    Хочется также остановиться на модули «Классное руководство». Здесь предполагаются разделы: работа с классом, индивидуальная работа с

учащимися, работа с учителями, преподающими в классе, работа с родителями.    Рассмотрим реализацию модуля «Классное руководство» на примере темы «ЗОЖ». В старшем звене проводится работа с целью профилактики вредных привычек, формирования личной ответственности за состояние здоровья. Работа с классом реализуется по средству уроков здоровья, участия в социальных акциях, участие в военно-спортивных праздниках. Индивидуальная работа с учащимися в этой модели  организуется с целью распространения позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях. Средствами реализации являются занятия в рамках спортивно-оздоровительных акций, различных диагностик, работы горячей линии, индивидуальных бесед. Работа с учителями-предметниками проводится с целью формирования у учащихся чувства значимости сохранения, укрепления здоровья. Проводится работа с помощью интегрированных уроков, работы Совета старшеклассников, реализации совместных проектов. Работа с родителями в данной модели на тему «ЗОЖ» планируется с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье, пропаганды здорового образа жизни. Средства реализации: анкетирование родителей, родительские собрания, онлайн-дискуссии.

.                                                                                                                              

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».  Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным  направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

Основными направлениями анализа  воспитательного процесса являются результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников, состояние организуемой в классе совместной деятельности детей и взрослых

 Разрабатывая собственную программу воспитания, мы вправе включать в нее только те вариативные модули, которые помогут нам в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы. Заканчивая свое выступление, хочу пожелать нам всем плодотворной работы, здоровья, новых сил и возможностей. С наступающим Новым годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания

Планирование воспитательной работы классного руководителя на основе Рабочей Программы Воспитания...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне» Спортивно-оздоровительное мероприятие

Мастер класс «Вариантивный модуль программы воспитания детское общественное объединение «Россияне»Спортивно-оздоровительное мероприятие...

Модуль программы воспитания «Ключевые общешкольные дела»: особенности проектирования. Воспитательный потенциал ключевых дел

Ключевые общешкольные дела проводятся во всех школах, а я хочу поделиться механизмом проектирования вариативного модуля программы воспитания «Ключевые общешкольные дела» в нашей школе. Пон...

Реализация инвариантных модулей программы воспитания как средство достижения результатов освоения ООП

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «Новокарьгинская СОШ» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать ...